По программам дистантного обучения «Осознанная трезвость» свою работу начала 22-ая группа, на седующей неделе начнёт 23-ая группа, на прошлой неделе приступила пятнадцатая группа «Осознанный отказ от курения».
Уже пришло письмо из Вышнего Волочка, Тверской области, по теме вчерашнего выпуска:
«У нашего сына Антона, ему в марте будет пять с половиной лет с конца прошлого года появилась дурная привычка грызть ногти. Вначале это было редко, а после Нового Года мы стали ловить его за этим занятием по нескольку раз в день и восспитательницу в садике попросили следить за ним. Я его и просила, и умоляла, даже наказывала несколько раз и всё без толку. Что Вы нам посоветуете? Елена»
Елене я уже ответил, написав подробное письмо, попросив ответить на ряд вопросов, чтобы больше прояснить ситуацию.
Типичные ошибки родителей: они начинают бороться с самим ребёнком, а причина остается в стороне. Совсем недавно ко мне на консультацию пришла семья в полном составе: сын, отец, мать, дедушка и бабушка. Обсуждали проблему «мальчик шести лет стал грызть ногти».
Из обстоятельств, имеющих психотравмирующее значение для ребёнка, я выяснил следующее: совсем недавно семья переехала из города Кохтла- Ярве (Северо-Восток Эстонии) в Таллин, родители сразу же устроили сына в детский сад, было место в детском саде, где использовался только эстонский язык (это дополнительная психотравма – чужая языковая среда), ребенок часто нервничал, был подавлен, плакал. Пока папа искал работу, сына увезли к другой бабушке, которая проживает в Нарве. Из благих намерений «сменить обстановку»
родители дополнительно травмировали психику сына. Еще три месяца он был вынужден жить вне своей семьи, хотя и у любимой бабушки.
Я уже объяснял, что на подсознательном уровне эта зависимость формируется как попытка уйти от страхов, как попытка «утешить» себя, сгладить голод по психологическим стимулам: ласка, внимание, любовь, общение, принятие, признание. Прибавьте к этому чувство оставленности, заброшенности, что в свою очередь порождают чувство вины и неуверенности.
Я спросил и маму Антона и родителей мальчика из Кохтла-Ярве: В какие моменты Ваш сын не может удержать себя от акта онихофагии? В этих ситуациях и подобных других, расспрашивая родителей я выяснил следующее:эмоциональное напряжение, усталость, тревога, раздражение, страх, растерянность, тоска являются триггерами (спусковыми крючками) для включения акта онихофагии.
У одной девочки выход из этой поведенческой зависимости был очень удачным, после нескольких наших встречь она перестала грызть ногти, но произошло несчастье, на ледяной горке она упала и произошел перелом костей левой руки. Боли, связанные с переломом, спровоцировали возобновление это привычки.
Бабушка Анастасия заметила, что её внучок больше грызёт ногти когда читает или смотрит телевизор, года ему становится грустно в ожидании родителей с работы.
Конкурс продолжается! Порадуйте себя и своих друзей призом: книга "Вверх тормашками?! Бросай курить по-новому!" Кто первым подпишет десять своих друзей на нашу рассылку, тот получить в награду эту книгу!