По программам дистантного обучения «Осознанная трезвость» свою работу начала 21-ая группа, на седующей неделе начнёт 22-ая группа, на прошлой неделе приступила четырнадцатая группа «Осознанный отказ от курения».
4-ый возможный мотив – «ложь во благо».
К этому мотиву прибегают врачи, когдауверени, что правда о болезни убъёт пациента быстрее, чем сама неизлечимая болезнь. Или, когда жена / муж намеренно идут на обман ради премирения, давая обещания в супружеской верности своей второй половине, хотя знают что это обещание продержится не надолго.
5-ый возможный мотив – «ложь ради удовольствия».
Здесь диапозон широк: от безобидного мечтания и фантазирования в виде отдельных эпизодов; ложь, как привычка или черта характера; непреодолимая потребность к обману, мистификации окружающих, потребность ко лжи, вранью, ложь, как поведенческая зависимость.
6-ой возможный мотив – ложь, как реакция протеста и средство компенсации физического или психического дефекта личности.
Патологическую склонность ко лжи ещё называют псевдологией. Но как бы мы не называли (мифомания или псевдология) патологическую ложь, как форму поведенческой зависимости, она формируется ещё в детстве у демонстративной и в то же время психопатической личности, добивающейся таким способом иллюзорного удовлетворения нереализуемых потребностей.
Преодолеть это способ поведения уговорами нельзя, нужна поддержка психолога или психотерапевта. Профессиональная психологическая помощь зависимому ребёнку младшего возраста в решении проблем его мифомании обязательно учитывает индивидуалоьные особенности:
- инфантильные дети больше поддаются внушению, для них очень хорошо использовать когнетивную психотерапию;
- честолюбивые легче перевоспитываются, если обращаться к их самолюбию и чувству собственного достоинства;
- застенчивые, зависимые дети требуют осторожного и в то же время выставление жестких требований и условий.
В помощи подросткам, подверженных мифомании нужно учитывать, что их восприятие мира уже не детское, но и не такое, как у взрослых. Подростковая мифомания связана с тем, что сам подросток ещё достаточно плохо осознает реальные мотивы своего поведения; он как бы чувствует внутреннюю правоту своих поступков, но не имеет слов для того, чтобы это объяснить другим.
Отсюда, кстати, и аффективные вспышки, внезапная замкнутость, уход в себя в ответ на просьбы родителей и учителей объяснить причины своего поведения. Подобные случаи сегодня не менее часты, чем ложь, вызванная боязнью наказания.
Конкурс продолжается! Порадуйте себя и своих друзей призом: книга "Вверх тормашками?! Бросай курить по-новому!" Кто первым подпишет десять своих друзей на нашу рассылку, тот получить в награду эту книгу!