Под Берлином установлен единственный в мире памятник дезертирам. Столпотворения среди желающих возложить венок не наблюдается.
Анекдот часа
Разговаривают президенты российско и западной автомобильных фирм: -Мы делаем машины мощные как Ниагаркий водопад,красивые как птицы и быстрые как пули. -И наши машины не хуже:они тоже шумят как Ниагарски водопад,постоянно гадят как птицы и дурные как пули.
Самая моя любимая страна после России - Норвегия. О ней можно писать бесконечно, как и жить в ней. Надеюсь, когда-нибудь сделать целую серию статей и фотографий, а пока читайте первую часть моих впечатлений.
Норвежский ландшафт.
Ландшафт Норвегии прекрасен: холмы большие и не очень, ледники, многочисленные водопады, реки и речушки, ручейки, озера и, наконец, знаменитые фьорды.
Тем не менее, все это доставляет немало хлопот обитателям. Здесь только 3 процента земли, годной для сельского хозяйства. Вся пшеница для выпечки хлеба – привозная. Норвегия живет, главным образом, за счет своих богатых нефтяных месторождений. В конце девятнадцатого – начале двадцатого века Норвегия была достаточно бедной страной. Как написал про то время один норвежец в толковой книжке с несколькими очень смешно переведенными на русский язык местами: "Норвегия славилась экспортом беличьих шкурок. Мясо же животных съедали голодные норвежцы".
Большинство норвежских домов расположено на склонах холмов. Чтобы подобраться к дому одного моего знакомого, надо сначала минут десять подниматься по крутой петляющей дороге, а затем минуты три как горная серна карабкаться по круче холма. Конечно, можно пройти по продолжению дороги, но тогда на все уйдет уже около двадцати минут. Как они там могут жить – совершенно непонятно, ведь ежедневно ходить туда и обратно приходится не один раз. (По приезду обратно в Россию путь до моего четвертого этажа показался мне тремя ступеньками.) Даже пожилые люди не сидят у себя взаперти, как этого можно было бы ожидать, а запросто передвигаются вниз (и, главное, потом – наверх, обратно) в город – многолетняя тренировка дает о себе знать. Зато, по прибытию, вас ожидает великолепная панорама местности, вид на фьорд и холмы, выглядывающие со всех сторон.
Дом моего приятеля был расположен в стратегически важном во время второй мировой войны месте. До сих пор в нескольких минутах ходьбы можно осмотреть бывшие оружейные склады, плацдарм для пушек, специально оборудованные огневые точки, другие искусно замаскированные под скалистую местность сооружения. Все это строили, кстати, пленные русские для немцев. Имена некоторых из них (а может их и было всего два – три человека в месте, где он живет) в хорошую сухую погоду до сих пор можно прочитать, если долго вглядываться в каменную плиту, вмонтированную в землю.
Западное побережье Норвегии кроме холмов рассечено еще знаменитыми фьордами. Из Бергена в Ставангер проще всего добраться по воде на пассажирском рейсовом катере. (Один из таких катеров осенью затонул, может быть вы слышали, что стало национальной катастрофой, так как, по идее, они достаточно безопасны.) Если ехать автотранспортом, то все равно придется пользоваться тремя паромами (если ехать стопом, то за паром все равно придется платить). Паромы заслуживают отдельного внимания. Одни норвежцы уже устали от обреченности постоянно на них ездить, а для других время, проведенное на пароме - единственные минуты отдыха от напряженных будней. На паромах царит умиротворенность – в ближайшие 15–30 минут отсюда все равно никуда не деться, так что можно посвятить их себе самому, выпить чашку кофе в спокойной обстановке или посмотреть телевизор. Паром – маленькое государство со
своими неизменными правилами, где все буквально высчитано, выверено и расписано по минутам. Жизнь парома расписана по пунктам до конца срока его службы.
Большая часть страны покрыта холмами, что значительно удлиняет протяженность автомагистралей. Трудолюбивые норвежцы и здесь нашли выход из положения: они прорыли великое множество длинных тоннелей для автотранспорта (железнодорожные тоннели – отдельный разговор). Тоннель протяженностью несколько километров – обычное дело для Норвегии. Однажды я проехала по тоннелю протяженностью 21 км. Через каждый километр там стоят таблички (они функционируют, скорее, не как дорожные знаки, а как успокоительное средство для истосковавшихся по голубому небу сидящих в машине), на которых указано пройденное и оставшееся до конца тоннеля расстояние.
Норвежские тоннели.
Итак, в Норвегии очень много тоннелей. Их длина варьируется от сотни метров до десятков километров. В 2002 году из Laerdal в Aurland начнет функционировать самый длинный тоннель то ли в Европе, то ли во всем мире, не помню точно. Его длина будет составлять более тридцати километров!
Тоннели могут быть прямыми, а могут вдруг поворачивать на девяносто градусов. Внутри тоннелей могут быть дополнительные ворота для защиты от снега и сырости, которые автоматически открываются при приближении машин. В тоннелях могут быть таинственные ответвления с дверьми, уходящими неизвестно куда. Даже на горных перевалах тоннели обычно всегда освещены. Если бы бродите по какому-нибудь кажущемуся очень диким холму, нельзя быть уверенным, что под ним не пролегает какая-нибудь оживленнейшая магистраль. Иногда с потолка тоннеля могут свисать опасные, огромных размеров сосульки, которых следует остерегаться - такая сосулька пробьет при падении машину насквозь. Бывает и так, что при затяжных дождях водный поток найдет себе отверстие в скале – потолке тоннеля и будет довольно сильной струей лить прямо на шоссе. Это также опасно для проносящихся внизу машин.
Особенности национальной езды.
В Норвегии населения всего-то столько, сколько в Петербурге и Ленинградской области вместе взятых. Многие живут обособленно, имеют свою ферму или другое собственное дело.
Фермеры (активно поддерживаемые осударственными субсидиями, иначе им не выжить) большую часть своей жизни проводят дома - много работы. Зато на заработанные деньги, поскольку они уже и так обеспечены всеми видами бытовой техники, могут позволить себе купить, как сегодня принято говорить, навороченную тачку. Этой "тачкой", при этом, они пользуются раз или два в год (не возить же на ней, например, навоз!), обычно это поездка на близлежащую бензоколонку для заправки бензином или помывки машины за бешеные по нашим понятиям деньги. Купил машину, раз-два в год вывез ее "напоказ" – и доволен. Вот так они отгоняют от себя в редкие свободные минуты скуку.
Норвежским автомобилистам выпали тяжелые условия езды. Из-за особенностей рельефа местности и специфических погодных условий дороги очень хлопотно, дорого строить, и не легче поддерживать в нормальном состоянии. Многие мелкие дороги зимой вообще закрыты. Так однажды, не зная об этом мне и моим спутникам на трассе Е16 пришлось сделать незапланированный крюк в 400 километров. Между Осло и Ставангером, на южном побережье, зимой в хорошем состоянии находится всего лишь одна крупная дорога – Е18. При этом у этой действительно крупной дороги всего две полосы. Таким образом, есть некоторые марки машин, пользование которыми в Норвегии не приветствуется, например, столь любимый россиянами грузовой Ford-Transit какого-нибудь 1979 года выпуска, максимальная скорость которого не может превышать 90 километров в час. Если такая колымага (по местным понятиям) поедет по Е-18, за ней выстроится гигантский
хвост желающих ее обогнать и не могущих это сделать по причине такого же плотного потока транспорта по встречной полосе. Тогда кто-нибудь из норвежцев обязательно позвонит в транспортную полицию и вскоре вас остановят и будут долго беседовать...
Зачастую за право проезда по дорогам надо платить. Например, если вы хотите на машине проехать в центр Бергена (это крупнейший город Норвегии, о нем я расскажу в следующей статье) или просто его миновать (по длинному подземному тоннелю), пожалуйста, платите 10 крон - 1,25 доллара. При этом, еще полгода назад плата составляла всего 5 крон, а пять лет назад городские власти вообще обещали взимать ее до определенного месяца 1999 года, а затем сделать дорогу бесплатной. Попасть в центр с севера Бергена в центр, минуя плату, вообще невозможно, а с запада – не имеет смысла, больше бензина уйдет на объезд.
Все стоянки в Норвегии платные. Вне стоянок вы не можете парковать свой автомобиль, а там могут находиться только машины проживающих в окрестных домах. При этом на лобовом стекле каждой из них обязательно находится нечто вроде парковочного абонемента на год определенного цвета, который соответствует данной парковочной зоне. Один мой знакомый однажды решил поставить свою машину в каком-то глухом тупике на задворках небольшого селения, почти что в лесу. Вскоре ему пришел штраф на круглую сумму за несоблюдение правил парковки...
Недалеко от Бергена расположен остров Askoy, тоже крупный населенный центр. Раньше сообщение с ним было только паромным, теперь построили огромный по размерам мост. Ночью его верхняя часть подсвечена огнями (которые потом в два часа ночи гаснут и многие жители таким образом имеют представление о времени) для самолетов. Плата за однократное право проезда автомобилей по этому мосту является вообще одной из самых высоких в Норвегии – около 100 крон (12,5 американских долларов). Она объясняется необычайно высокими затратами, сделанными при его постройке. Мост со стороны выглядит очень внушительно и сразу становится ясно, что он – вершина инженерной мысли. Однако при его постройке была сделана одна очень досадная оплошность. Когда все было уже готово, вдруг выяснилось, что его высота недостаточна для прохода крупных торговых суден в бергенскую гавань, не хватало буквально каких-то
полтора метра. Альтернативный же путь прохода кораблей в гавань вдоль побережья фьорда вызвал тревогу у экологов. Проблема решается и сейчас.
Получить водительское удостоверение в Норвегии стоит больших денег – всего не меньше примерно двух тысяч долларов. Правда, в эту сумму входит занятия в специальных, имитирующих настоящие погодные, условиях. Покрытие на такой тренировочной площадке специально подмораживают, насыпают снега, наливают воды, масла, пускают туман – в общем, имитируют настоящие, почти боевые, условия езды по норвежским дорогам. Конечно, упражняются здесь только под чутким руководством рядом сидящего инструктора…
История пришла ко мне через 3и руки, поэтому за точность не ручаюсь. Жил был парень, американец. Как то раз он приехал в Израиль, в святой город Иерусалим и пошел в пиццерию. Соит он в очереди и вдруг парень стоящий перед ним говорит ему: "Страх как курить хочется, а очередь моя подходит. Давай ты купишь мне сигареты напротив, а я возьму тебе пиццу". Или что-то в этом роде - но отослал он америкоса из пиццерии на пару минут. Пиццерия окозалась печально известным "Сбарро" - а той пары минут хватило на то что произошел взрыв. Спасшийся Американец разыскал того Израильтянина (он был ранен), и говорит, что все он его вечный должник, если тот будет в Нью Йорке, пусть обязательно заходит, звонит и он все для него сделает. Прошло время и звонят Американецу родственники Израильтянина - мол ему срочно требуется операция, пожалуйста разберись какие
документы нужны для страховой компании и т.д. и т.п. Тот начал разбираться с бумагами, но увидел что не успевает и взял отпуск на неделю. Дело было 10/09/01, а работал Американец в World Trade Center т.е. в близнецах.