Фотограф Денис Карпенков, который в прошлый раз коснулся темы освещения в фуд-фотографии, продолжает свою серию статей еще одним важнейшим аспектом фотосъемки еды: выстраиванию композиции. Рекомендую всем, кто интересуется фуд-фотографией, фотографией вообще или просто хочет, чтобы его любительские снимки стали лучше.
С самого начала уже одно слово “композиция” звучало для меня как молитва.
Оно наполняло душу благоговением.
И до сих пор я испытываю боль, когда вижу, как легкомысленно зачастую с ним обращаются.
Василий Кандинский
Эта статья является вводной к нашему дальнейшему разговору о композиции. В ней приводятся самые общие сведения, отталкиваясь от которых, нам будет проще говорить о более частных аспектах композиции.
Когда вы будете получать хороший свет на своих фотографиях, они обретут живописность, станут выглядеть более художественно. Однако, если вы хотите сделать фотографии более стройными, убедительными, легко воспринимаемыми, стоит задуматься о композиции. Что под ней понимается? В самом широком смысле – это организация пространства и объектов в кадре, которая обеспечивает наилучшее восприятие визуальной информации. О ней написано множество книг, и каждый автор дает свое определение.
Фотограф с помощью композиционных элементов управляет вниманием зрителя. Он делает акценты на главных объектах, а незначительные уводит на второй план. Таким образом, он старается донести свою идею до зрителя с минимальными потерями, захватить и удержать его внимание. Композицию, которая справляется с этими задачами, хвалят, ту, которая не справляется – ругают. Очевидно, что в первом случае ее можно считать гармоничной, красивой и стройной. Такая композиция математически логична и основана на законах человеческого восприятия.
Эти законы немного разнятся в зависимости от региона и эпохи, но мы как европейцы, воспитанные на культурном наследии Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения, считываем любое графическое изображение примерно одинаковым образом. Мы последовательно переводим взгляд по изображению слева-направо и сверху-вниз, от больших объектов к маленьким, от светлых к темным, от ярких к тусклым, наш взгляд следует за ведущими линиями. Мы отдаем предпочтение тем кадрам, где реализован принцип золотого сечения (в результате упрощения из него возникло «правило третей», согласно которому, кадр делится на три равные части по вертикали и по горизонтали, и главный объект сцены располагается либо на пересечении этих линий, либо на этих линиях).
Это не жесткие требования, они всего лишь помогает выстроить начальный алгоритм создания привлекательной композиции. В дальнейшем эти правила начинают работать на уровне подсознания. Некоторые из них можно игнорировать или нарушать, все равно получая отличный результат. Ведь главное – это общее впечатление, создаваемое фотографией. А насколько мы знаем, целое – не есть простая сумма составляющих его элементов. Однако начать необходимо именно с них.
Итак, мы имеем дело с плоскостью кадра. Как расположить на ней объекты, чтобы добиться их лучшего звучания? До того, как мы начнем разговор об элементах композиции и способах гармонизации, необходимо ненадолго остановиться на ее свойствах.
Любителей до хрипоты спорить об аутентичности рецептов просят удалиться, потому что сегодня я буду говорить про мой суп харчо, и он ни разу не аутентичный. Дело в том, что у меня есть собственная, и довольно своеобразная, точка зрения на то, каким должен быть идеальный харчо. Во-первых, он должен быть густым и пряным, а не тем жиденьким варевом с рисом на дне, которое по недосмотру иногда называют супом харчо. Во-вторых, рис в харчо я не люблю, и хотя из песни слова не выкинешь, в моей версии риса раза в два меньше, чем обычно. В-третьих, мой суп харчо – отчетливо томатный, с кусочками помидоров, у нас в Петербурге все-таки не Грузия, и ни про какой тклапи мы и слыхом не слыхивали. И только если все это вас устраивает, тогда за мной!
Как мы все отлично знаем, клетчатка является важнейшим элементом здорового рациона. Из всех фруктов яблоко традиционно считается источником клетчатки номер один, но на самом деле отыщутся фрукты, у которых с этим все обстоит еще лучше. Возможно, своей славой яблоки обязаны своей повсеместной доступности и популярности – но что, если вы (как, например, я) от них вовсе не без ума? Что ж, выберите себе подходящий фрукт из нижеприведенного списка – не говоря уже о том, что так ваш организм будет получать гораздо больше клетчатки, чем из яблок.
Итак, дамы и господа, 5 фруктов с наивысшим содержанием клетчатки!
Малина
В стакане малины содержится 8 граммов клетчатки, возможно, даже больше, чем в овсяных хлопьях. В яблоках – всего по 3-4 грамма, так что им лучше сразу сдаться на милость победителя. Ежевика мало чем уступает малине – 7 граммов на стакан. Так что если есть необходимость увеличить потребление клетчатки, мало что сравнится с этими ягодами.
Груши
Не любите яблоки? Попробуйте груши! В каждом фрукте содержится 5-6 граммов клетчатки, а если вы едите сладкую, сочную грушу, не очищая ее от кожицы, то еще больше. Груши в красном вине – отличный десерт для тех, кто на диете.