Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 27.03.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Евгений Матвеев (http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/matveev/history4.shtml)
Я жил, воспринимая мир сердцем… http://ktv.udmnet.ru/desire/matveev-evgenij.htm

8 марта 1922 года родился актер и режиссер Евгений Матвеев.
Андрон Кончаловский в своих воспоминаниях писал: Кино в России должны снимать
такие, как Женя Матвеев. Тогда кино будет быстро развиваться. Это будет национальное
кино. Молодые таланты сразу помудреют. Если бы Гайдай и Матвеев родились в Америке
или Индии, у них давно были бы дворцы и виллы, миллионы на банковских счетах...



Но Матвеев родился именно в нашей стране. Жил в Москве, в достаточно скромном
районе, правда, недалеко от Мосфильма. И его быт мало напоминал жизнь современных
кинозвезд. Годы накладывают на человека свой отпечаток, но Матвеев до последних
дней жизни оставался импозантным и удивительно галантным мужчиной. На пике популярности
Матвеева в кино не одно девичье сердце учащенно билось при виде любимого актера.
Но в жизни Евгений Семенович оказался примерным семьянином. Всю жизнь он был
женат на единственной женщине
- Лидии Алексеевне Матвеевой, бывшей певице, скромно прослужившей многие годы
в Большом театре. И, возможно, только такая беззаветность и преданность супруги
помогли Евгению Семеновичу пережить все трудности в жизни, в творчестве и воспитать
двоих детей и троих внуков. 

К сожалению, 1 июня 2003 года Евгений Семенович ушел из жизни, но сегодня есть
повод вспомнить о нем еще раз: 8 Марта -день его рождения. Мы взяли у Матвеева
одно из последних в его жизни интервью, которое он дал у себя дома. По разным
причинам оно тогда не увидело свет. Открываем потрепанный блокнот с расшифровкой
диктофонной записи, вспоминаем голос Матвеева - проникновенный, теплый, обволакивающий…

+- Евгений Семенович, что вы обычно делаете 8 марта? 
- Так случилось, что 364 дня в году я поклоняюсь, восхищаюсь женщинами. Но один
день в году, а именно 8 марта, в Женский день, я могу себе позволить расслабиться
- хожу петухом! Потому что это мой день рождения. Хотя нет, шучу. Я никогда не
перестаю удивляться этому чуду природы - женщине. Просто невозможно выразить
словами мою любовь к ней.

+- Как получилось, что вы, профессиональный актер театра и кино, стали кинорежиссером?
- Если бы я еще в раннем детстве знал, что такое режиссер, то, может быть, и
не так сложилась бы моя судьба. Ведь я родился в маленьком селе Чалбасы, что
на Херсонщине, в котором не было ничего. Кино впервые увидел в райцентре и сразу
же заболел им. Для нас тогда кино представляли те, кто был на экране, - актеры.
А что было за кадром, никто не знал. Поэтому я и захотел стать актером. В селе
меня прозвали байстрюк и чудик. Отец нас бросил, и растила меня моя мать, удивительно
красивая, но безграмотная женщина.
А чудиком прозвали меня за то, что чудил - пародировал все, что можно было, пел,
играл на балалайке. Получал от этого, как сейчас говорят, кайф. Так что слово
актер прилипло ко мне с самого детства. А уже потом, когда я работал в Херсонском
музыкально-драматическом театре, меня заметил Николай Черкасов, бывший у нас
на гастролях, и посоветовал показаться Александру Довженко, который набирал тогда
свою школу при Киевской киностудии. Мне повезло - Довженко меня взял. Замеч
 ательный был человек - философ, мыслитель. Но тут грянула война, и я стал курсантом,
а потом - преподавателем Тюменского пехотного училища. Но и там я не забыл своего
актерства. Я участвовал во многих концертах - помню, танцевал па-де-де с профессиональной
балериной, фокусы показывал и чего только не делал. На войне хотелось показать
что-то эдакое, чтобы сделать человека теплее, ласковее, чтобы легче ему было
пережить весь этот ужас. 

Ну, всего не перескажешь. После войны я стал играть в Новосибирске, в театре
Красный факел. После гастролей в Ленинграде, где наш театр был отмечен и зрителями,
и прессой, я попал в Малый театр в Москве. И потом как-то плавно из артиста театра
стал артистом кино.
Ну а кинорежиссером мне пришлось стать. На съемках моего любимого Макара Нагульнова
из Поднятой целины я упал с лошади. Травма была серьезная. Ну, меня немного подлечили,
а я снова упал. Года два я был недвижим - руки и ноги не двигались. Мне грозила
инвалидность. И врачи посоветовали мне подумать о другой профессии. А другая
профессия, которая сразу же пришла мне на ум, была режиссура кино. Честно говоря,
я влюбился в эту профессию уже тогда, когда только начал сниматься в кино.

+- Немногие кинорежиссеры могут совмещать в себе и режиссера, и актера. Вы как
раз относитесь к такому типу людей. Расскажите, пожалуйста, об этом. 
- Моей первой работой в кино стал фильм Цыган по повести Анатолия Калинина. Мне
уже давно хотелось экранизировать это произведение, дать ему жизнь. Я двигался
тогда еще очень плохо после травмы, ходил в специальном корсете. Стали думать
о том, кто должен сыграть Будулая. Никак не могли подобрать актера. На мой взгляд,
Будулай - это просто совершенство красоты человеческой. Тем более что это цыган
и герой войны.

Как-то случилось, что приехала актриса на пробу, а актер не приехал. И я решил
подыграть ей. А потом, когда показывали пробы художественному совету, мне кто-то
сказал: Ну, что ты мучаешься? Сам сыграй. А актер ведь - это существо, жадное
невыносимо - жадное до работы. Я не знаю другой такой профессии, в которой можно
было бы так страдать от безделья. Поэт может сесть за стол и написать впрок,
живописец - нарисовать картину и повесить ее на стенку. А актер может только
сейчас, сию минуту. И ему нужен зритель.
Обязательно. Как сказал кто-то из великих: Актер в стол трудиться не может. И
я сыграл Будулая… Вот так у меня образовалось две души - актер и режиссер. И
обе одинаково болят. И я не могу сейчас расстаться с этим. Если я ставлю картину,
значит, год, а то и два я актерством не занимаюсь; значит, теряю профессию. Сейчас
мне невыносимо представить себе, как бы это я ставил картину и не играл в ней.
Как говорят в спорте, я - играющий тренер.

+- А как вы определяете - это ваша роль или нет?
- Почувствовать свою роль - это, мне кажется, судьба. Вот я читаю роман, повесть,
сценарий - и в каком-то месте безумно, до боли сжимается сердце. Значит, это
твоя роль. Что это такое? Это природа тебе подсказала, темперамент твой, опыт
твоей жизни - сложно сказать. Я вот только знаю одно, что никогда у меня сердце
не сжималось на тех персонажах, которые к жизни равнодушны, спокойны, никуда
не торопятся. Мой герой - по моей природе: человек бегущий, летящий, созидающий,
творящий. Я наполняю все мои образы страстью.
Мне кажется, что искусство без страсти, без темперамента не имеет право на существование.

+- Что вы можете сказать о современном зрителе?
- Потеряли где-то мы связь со зрителем. А она должна быть. Сейчас уже почему-то
зрители не пишут, а раньше мешками письма приходили. Я считаю, что зрителю нельзя
лгать - с ним надо говорить по-человечески, просто. Конечно, я понимаю, искусство
должно развиваться, должно экспериментировать. Но кто-то же должен по-человечески
говорить с народом! Человек же дышит: вдох, остановка, выдох. Это его естественное
физиологическое существование. Современное же кино заставляет его дышать шизофренически
- он задыхается
на четверти фильма, дальше он уже ничего не видит. Вот попросите хоть одного
человека пересказать сюжет какого-то сериала - никто не расскажет! Все перепуталось,
все об одном и том же! А вот если вспомнить героев Нонны Мордюковой, Славы Тихонова,
Миши Ульянова - судьбы! И народ про эти фильмы расскажет. В них он видит себя
и благодарит, что с ним говорят на его языке. А в современных сериалах - не герои,
а персонажи.
+- Многие режиссеры и актеры конце 80-х - начале 90-х годов оказались в простое.
Как вам удалось выжить в таких условиях, да еще и снять новый фильм с продолжением
Любить по-русски?
- Фильм Любить по-русски - явление феноменальное. Съемки были очень трудными,
бюджет - просто мизерный. Но мы получили такой зрительский отклик, что пришлось
снимать продолжение. Мы просто попали в нишу, которая сейчас не заполнена. Никто
сейчас не занимается темой простого человека. А мне очень близка крестьянская
тематика. Я до боли знаю жизнь простого человека, от которого не зависит государство,
но который все держит на своих плечах. А успех был, я думаю, потому что мы делали
все искренне. Та же искренность,
например, и в фильме "Родная кровь". Когда мы его возили по миру, ревели все
- и желтые, и черные…

+- Есть ли у вас какой-то основополагающий принцип, который помогает вам в жизни?
- Лев Кулиджанов как-то сказал: Сердце слышишь? Вот его и слушай - оно тебя не
подведет. Вот так я всегда и жил - воспринимал мир сердцем.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное