Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Николай Чиндяйкин (http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/chindiaykin/interview1.shtml)
Я — блестящий артист, особенно лысина http://www.aif.ru/online/superstar/59/06_01
ЗА Николаем Чиндяйкиным прочно закрепилась слава главного мафиози российского
кино. Даже на творческих встречах со зрителями его представляют как отца русской
мафии. И актера это ничуть не задевает.
— РАЗ зрители воспринимают меня как криминального авторитета, пусть так и будет.
Я согласен. Хотя реально ролей такого плана в моей фильмографии не больше трети.
Отрицательный персонаж всегда более запоминающийся. О человеке, который сел в
трамвай, благополучно доехал до дома и благополучно вошел в квартиру, кино не
снимают. Он должен встретить авантюриста, проходимца, тогда начнется некая история.
+— И часто вам самому в жизни везло на подобные встречи?
— В детстве я жил в селе в Горьковской области, и рядом была расположена зона.
Мимо нашего дома несколько раз в день проезжала машина с вооруженной охраной,
в которой заключенных возили на лесоповал. Я выбегал и махал им рукой. Надеялся,
что кто-то из заключенных вырежет из дерева лошадку и бросит ее для меня на дорогу.
Часто к нам в село заходили так называемые бесконвойные. Это те, кто имел право
выходить за пределы зоны. До сих пор хорошо помню этих людей — в фуфайках без
пуговиц, с наколочками на руках.
Обычно подходили и спрашивали: Привет, пацан. У тебя сестренка есть?
Потом, когда я был школьником, наша семья переехала жить на Донбасс, в город
Алчевск. В квартире подо мной жил Витя по прозвищу Чапаенок. В 21 год он держал
под собой весь район. Его старшего брата звали Чапай. Он постоянно сидел в тюрьме,
я его ни разу не видел. Их мать все звали Чапаиха.
Знаете, как они развлекались? Посылали нас, пацанов, в овощной магазин, чтобы
мы принесли ящик гнилых помидоров. Потом с этим ящиком Чапаенок и его дружки
садились на перекрестке, где троллейбус медленно поворачивал к химзаводу. Лето,
жара, все окна открыты. На ничего не подозревающих пассажиров сыпался град гнилых
помидоров.
+— По сегодняшним меркам, для бандита, который держал в узде весь район, невинное
развлечение. Понятно, почему ваши авторитеты на экране получаются такими человечными.
— Меня не раз упрекали, что я, наделяя преступников человеческими чертами, придаю
им привлекательность. Наверное, в этом есть какая-то доля правды. С другой стороны,
я уверен, что, даже находясь по ту сторону закона, можно оставаться человеком.
Блатные ведь тоже разные: один позволит себе обидеть девочку или отнять у старушки
кошелек, а другой — нет.
+— Видимо, те, кто угнал у вас пару лет назад машину, оказались нехорошими блатными.
— Мне рассказывали, что, когда авторитету нашего района стало известно об этой
краже, он воскликнул: Надо же, такого человека обидеть! Поймаю, голову оторву!
Но машину так и не нашли.
+Сынок, а что такое внешние данные?
+-УЧИТЫВАЯ, какие люди вас окружали в детстве, вы ведь тоже могли пойти по наклонной.
— Легко. Но меня спасли художественные наклонности. В Алчевске я сразу же записался
в кучу кружков: рисовал, играл на гармошке и баяне, посещал несколько спортивных
секций. Я общался с компанией Чапаенка, мог с ними посидеть, поболтать, а потом
бежал на репетицию в драмкружок. Они меня называли Артист. Даже как-то пришли
всей компанией на мой спектакль. Я играл главную роль и по сценарию должен был
целоваться с девушкой. Когда подошла критическа» сцена, в зале поднялся гудеж,
пацаны стали кричать: Коля, давай!
Давай!
+— Сейчас, когда вы стали известным, кто-то из прошлой жизни пытался с вами связаться?
— Недавно получил письмо из Алчевска от моего одноклассника Вани Давыденко. С
ним в школе произошла интересная история. Иван от рождения был таким вялым пухлым
мальчиком, тихим троечником. Все ребята считали его аутсайдером. И вдруг в классе
шестом, когда все мы начали проявлять интерес к противоположному полу, он записался
в секцию самбо. Первое время его там безбожно били, но он не сдавался. И за каких-то
два года стал самым красивым парнем школы — статным, накачанным. Но и этого мало
— Ваня стал блестяще
учиться, закончил школу с золотой медалью. Сейчас он известный хирург, уважаемый
человек. Правду говорят: характер человека — это его судьба.
Я не верю, например, что человек становится преступником из-за тяжелого детства
или от того, что есть нечего. Человек либо может украсть, либо нет.
+— А вы?
— Я однажды своровал огурцы на колхозном поле, хотя у нас на огороде были свои.
Отец, узнав, как следует отодрал ремнем, но это было не самое страшное. Самое
страшное — он сказал, чтобы я отнес эти огурцы обратно и отдал их лично в руки
сторожу дяде Тимофею.
+— Родители с пониманием отнеслись к вашему желанию стать актером?
— Родители были далеки от искусства. Папа работал механиком, мама — санитаркой
в больнице. Они были обеспокоены тем, что я каждый день куда-то хожу репетировать.
Поэтому отец пошел поговорить с руководительницей нашего драматического кружка.
Вернулся домой и сказал маме: Такая приятная, интеллигентная женщина. Про Колю
хорошо отзывается. Говорит, у него есть дарование и внешние данные. Потом ко
мне повернулся и спросил: Сынок, а что такое внешние данные?
+— Позвольте нескромный вопрос по поводу внешних данных. Прическа под ноль —
это такой имидж?
— По этому поводу я придумал шутку: Чиндяйкин — блестящий артист, особенно лысина.
Конечно, родился я не лысым. Наоборот, в юности у меня была богатая шевелюра,
я носил длинные волосы. Все, кто сейчас видит мои фотографии тех лет, очень удивляются.
Лысина — позднейшее приобретение. Заметив лет десять назад первые признаки, я
не стал, как многие мужчины, волноваться, комплексовать. Просто побрил голову
и забыл об этом.
+— Этот шаг как-то повлиял на вашу актерскую карьеру?
— Да, причем резко. Мне стали предлагать гораздо больше ролей. Я вообще называю
лысину своей кормилицей.
+Меня спасла мама своими молитвами
+— НИКОЛАЙ Дмитриевич, вам случалось попадать в ситуации, когда жизнь висела
на волоске?
— Большая часть моей жизни прошла на волоске от смерти. В юности врачи вынесли
мне приговор. Это случилось на первом курсе театрального училища в Ростове-на-Дону.
Мы с ребятами собирались поехать в Артек пионервожатыми. Нужны были справки из
поликлиники. Всем выдали, а мне сказали: Надо срочно ложиться в больницу. У меня
обнаружили серьезную болезнь почек, которая прогрессировала. Я по полгода лежал
в больнице. Ситуация становилась критической. И тогда родители узнали, что в
Туркмении существует уникальный
санаторий Байрам Али, единственный в СССР, где даже климат помогает лечить почки.
Попасть туда было почти нереально. Но отец обивал пороги профсоюзов, писал письма
чуть ли не в правительство. И мне достали путевку. Это место стало для меня вторым
домом, я ездил в Туркмению каждое лето.
У нас там собралась компания молодых девчонок и ребят, многие из которых были
обречены. Но при этом жизнь была с таким количеством стихов, романов, разрывов,
невероятных страстей. Круглый год мы переписывались. Потом опять съезжались.
Каждый раз кого-то недосчитывались. А сегодня, кроме меня, вообще никого не осталось
в живых из той нашей компании.
+— Получается, из-за проблем со здоровьем ваша актерская карьера могла не состояться?
— В училище, а потом и в Ростовском театре мало кто знал о моих проблемах. Я
старался это не афишировать. Однако жить приходилось очень осторожно, с оглядкой
на болезнь. Это сильно угнетало, в какой-то момент я перегорел, все вокруг надоело.
И тут я получил приглашение в очень известный в те годы Омский драматический
театр. Оставил семью и уехал в Сибирь. В Омске решил: будь что будет, но стану
жить как нормальные люди. И в первый же день в гостях выпил водки. После этого
был уверен, что на следующее утро умру или в лучшем случае окажусь в больнице.
Но ничего не произошло, вернее — случилось чудо. Почки не отказали, продолжали
нормально функционировать. А вскоре обследование показало, что у меня все в норме.
Врачи не могли поверить своим глазам.
Так не бывает, — говорили они.
Я считаю, меня спасла мама, которая каждый день молила Бога о моем выздоровлении.
Еще она превратилась в знахарку, все время собирала травы, сушила их, делала
настои. Мамы не стало в 1993 году, а у меня до сих пор хранится собранный ею
пакетик с шиповником.
+— В Омске вы надолго задержались?
— На целых 15 лет. В этом городе произошло главное. Я встретил Таню. Татьяну
Ожигову. Она была для меня всем — другом, женой, партнером по сцене. На нашей
паре держался почти весь репертуар Омского театра. Это сейчас меня называют отцом
русской мафии, а тогда я играл в спектаклях Бесприданница, Любовь под вязами,
Двое на качелях, Орфей спускается в ад. Кроме того, я всегда сам мечтал ставить
спектакли и по настоянию Тани поехал в Москву, поступил в ГИТИС на режиссерский
факультет. Моим педагогом стал Анатолий
Александрович Васильев. Тем, кто интересуется театром, представлять Васильева
не надо. В общем, все складывалось удачно, я заканчивал ГИТИС, когда не стало
Тани. Первые три года после ее смерти мне было не то что жить — дышать тяжело.
+— Кто вас поддержал в тот момент?
— Мой учитель Анатолий Васильев. Он загрузил меня работой. В течение нескольких
лет театр Васильева, не переставая, гастролировал за границей. Мы объехали весь
мир. И знаете, чем больше я видел, тем отчетливее понимал, какой уникальной актрисой
была Таня, без преувеличения последней великой русской трагической актрисой.
В Омске ее именем названа Камерная сцена драматического театра. На нашем доме
висит мемориальная доска. Хотя, конечно, это невыносимо — видеть мемориальную
доску любимой женщине на доме, где
ты был с нею так счастлив. В Омск я не вернулся.
+Тренинги пана Ежи использую до сих пор
+— А ЗА ГРАНИЦЕЙ вам не хотелось остаться?
— Нет, я могу там только работать. Я ни разу в жизни не бывал за границей просто
как турист, всегда исключительно по работе. Из-за этого в сорок лет пришлось
заняться изучением иностранных языков. Помню, когда мы первый раз с театром приехали
в Лондон, знакомые артисты потратили все деньги на какую-то видеотехнику, а я
— на учебники английского. Потом мы долго работали в Италии, и я стал понимать
по-итальянски. Там же мне выпала удача обучаться в экспериментальном центре Ежи
Гротовского. Другими словами — в
его актерской лаборатории.
+— Про школу и самого Гротовского ходят легенды. Говорят, что это закрытое заведени
для избранных.
— Сегодня Гротовского уже нет в живых, но школа существует, ею руководит один
из его учеников, Томас Ричардс. Когда я был в Италии, с нами занимался сам Ежи.
В театральном мире его иначе как гуру не называют. Я начал там, где закончил
Станиславский, — говорил Гротовский. Пан Ежи изобрел психофизические тренинги,
которые внешне, чтобы читателям было понятно, напоминают йогу. Гротовский считал,
что тело актера — инструмент, который нужно уметь настроить. На всех его занятиях
царила атмосфера священного действия.
Все было регламентировано — как сесть, как встать, где оставить обувь. Я этими
тренингами пользуюсь до сих пор. А попасть в школу действительно было непросто.
Мне повезло, я единственный из российских актеров, кто занимался в центре Гротовского.
+— Не скучаете по театру, ведь последние десять лет вы только снимаетесь?
— Когда у меня появились предложения сниматься, я решил заняться кино всерьез.
Правда, думал, что эта полоса не продлится больше нескольких лет. А она по сей
день продолжается. Хотя в прошлом году в московском Театре им. Пушкина я первый
раз за десять лет все-таки вышел на сцену в спектакле Дети священника. Но съемочный
график настолько плотный, что играть в спектакле я могу от силы один-два раза
в месяц. На сегодняшний день у меня предложений сниматься в несколько раз больше,
чем я могу физически. Приходится
отказываться примерно в семи случаях из десяти.
+Жена спокойно относится к титулу баронессы
+— КОГДА у вас появляется свободное время, чем любите заниматься?
— Люблю сидеть дома, перебирать бумаги, читать философскую литературу. Мой любимый
автор — Платон.
+— Существует миф, что мужчины-актеры беспомощны в быту.
— Актеры, как и все люди, очень разные. Я все умею: и сантехнику починить, и
мебель собрать. Недавно у нас сломалась электробатерея, и ту починил. У меня
же отец механиком был. Меня всегда раздражает, что 8 Марта по радио начинают
рассказывать истории о том, как муж хотел порадовать жену, приготовить пирог.
Но в итоге весь перепачкался, а пирог сгорел в духовке. Что это за мужчина, который
не может приготовить еду? По-моему, это ненормально. Я очень люблю готовить щи,
плов. Если надо — так и блинчики испеку.
+— Правда, что ваша супруга баронесса?
— Да, Раса фон Торнау. Хотя ей не понравится, что я об этом говорю. Она очень
скромный человек и не пользуется своим титулом. Мы познакомились в театре Васильева,
она тоже актриса. Раса родом из Литвы, ее родители живут в Вильнюсе. В их семье
хранится родословная, которая берет свое начало с ХII века. Считается, что все
Торнау имеют немецкие корни. В Германии до сих пор издаются геральдические книги,
где указаны современные потомки старинных родов, в том числе и род Торнау. Несколько
лет назад к нам специально
приезжал человек, чтобы уточнить сведения о Расе. Жена к своему происхождению
относится абсолютно спокойно. А вот ее двоюродный брат несколько лет назад на
этом вопросе помешался. Собирает документы, ведет переписку с представителями
Торнау из разных стран.
+— Чем занимается ваша дочь?
— Настя живет в Ростове-на-Дону. Работает экономистом, правда, замуж все-таки
вышла за актера. Внуку Алеше 9 лет. Он мой самый преданный зритель, смотрит все
сериалы, где я снимаюсь. Потом звонит, делится впечатлениями. Последний раз сказал:Дедушка,
все хорошо получилось. Но, если бы у тебя был пистолет, было бы еще лучше. А
когда я приезжаю в Ростов, он обожает гулять со мной на улице. Ему нравится,
что к нам все время кто-нибудь подходит и просить вместе сфотографироваться.
В такие моменты он позирует вместе
со мной, а потом спрашивает: Эта фотография будет у них дома висеть? Я смеюсь
и отвечаю: Да, они ее увеличат, и повесят на самое видное место. Представляешь,
в скольких домах уже висит твоя физиономия? Его это радует.
+— А вам популярность доставляет удовольствие?
-Конечно. Но вместе с тем я понимаю, что это далеко не самая важная вещь. Как
говорит мой учитель Анатолий Васильев: Не важно, какие мы поставим спектакли,
важно, как мы проживем жизнь.
+— И как вы стараетесь прожить свою жизнь?
— Честно.
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.