Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Фаина Раневская (http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/ranevskay/history4.shtml)
Фаина Раневская. Деточка, я так одинока! http://www.sem40.ru/famous2/m1927.shtml
Фаину долго не принимали ни в какие театральные школы по причине того, что она
была некрасива. "Как жаль, что я некрасива!" - эта мысль проходит по всем ее
заметкам. Хотя на самом деле ее лицо - это больше, чем любая сказочная красота.
О неповторимой актрисе Фаине Георгиевне Раневской написаны книги. И все равно
находятся люди, которые умудряются добавить новые яркие штрихи к портрету актрисы.
В их числе наши - телеведущий, критик Виталий Вульф, певица и актриса Елена Камбурова
и звезда театра и кино Марина Неелова.
^Виталий Вульф: "Жизнь прошмыгнула"
- По всей стране ходила крылатая фраза из фильма "Подкидыш": "Муля, не нервируй
меня!" Интересно, что фразу эту своей героине придумала сама Раневская. И когда
актрисе уже в 70-х годах вручали в Кремле очередную награду, Леонид Ильич Брежнев
воскликнул: "Ой, Муля, не нервируй меня!", Фаина Георгиевна вздрогнула - она
не переносила, когда ее называли Мулей, и погрозила генсеку пальчиком: "Так меня
называют только хулиганы".
Раневская не боялась никого и ничего. В годы, когда Ахматова, ее близкий друг,
подвергалась гонениям, она села в поезд и приехала к Анне Андреевне в Ленинград.
По своей природе Раневская была актриса с головы до пят. Ее настоящее имя - Фани
Фельдман. Родилась в 1896 году в Таганроге, там же, где и Чехов. В Москве десятки
раз смотрела "Вишневый сад" И, понимая, что внешние данные не сулят ей роли Раневской,
взяла себе чеховский псевдоним. Отец - крупный нефтепромышленник. В его семье
было две девочки: одна - необыкновенной красоты по имени Изабелла, вторая - неуклюжая,
нескладная Фани. В начале 1917 года отец написал детям в Москву письмо: если
"у них" Февральская
революция, то можно ждать чего угодно. Ждать он не захотел: сел на пароход с
семьей и в марте уехал. Фаина Георгиевна осталась. И больше никогда не видела
отца. Зато увидела мать - в 1957 году в Бухаресте. Ее прелестная сестра прожила
всю жизнь в Париже, а потом, посмотрев фильм "Мечта", узнала свою сестру и в
1961 году вернулась в Москву. Они прожили вместе всего полтора года - Изабелла
умерла.
Фаину долго не принимали ни в какие театральные школы по причине того, что она
была некрасива. "Как жаль, что я некрасива!" - эта мысль проходит по всем ее
заметкам. Хотя на самом деле ее лицо - это больше, чем любая сказочная красота.
Она боготворила Станиславского, десятки раз ходила на все его спектакли, а однажды
на Тверской, увидев предмет своего восхищения в коляске, побежала за извозчиком,
закричав: "Мальчик мой! Мальчик!" Станиславский повернулся - он улыбался и, как
впоследствии вспоминала сама Раневская, решил, что она ненормальная. Когда под
занавес жизни она взяла себе дворняжку, то назвала пса Мальчиком. Любила его
до беспамятства. У нее были две большие любви - в начале жизни и в конце.
Поступив в свой первый дачный театр в Малаховке, она репетировала в спектакле
"Тот, кто получает пощечину". Роль без слов. "Что я должна делать?" - спросила
Фаина своего партнера актера Певцова. "Любить меня! Люби меня весь спектакль
и переживай". И она стала его любить - четыре часа без остановки. О Певцове в
конце спектакля уже никто не вспоминал: зрительный зал безумствовал от страстной
любви Раневской. Она все время рыдала, причем продолжала рыдать даже после окончания
спектакля. Певцов спросил: "А что
вы сейчас плачете?" "Я продолжаю вас любить". Он сказал: "Ты будешь актрисой".
В фильме "Пышка" она играет небольшой эпизод - ест курицу. Наслаждение - смотреть,
как она это делает. Любой сытый человек во время телепоказа бросится к холодильнику
и начнет жадно жевать. Крохотный эпизод - классика кино!
И после всей этой классики, когда Фаина Георгиевна переехала в свою последнюю
квартиру, она сказала: "Ну вот я и не заметила, как прошмыгнула моя жизнь - взяла
и исчезла. Но у меня хватило ума глупо прожить свою жизнь".
^Елена Камбурова: "Хорошо, что вы не фифа"
- Самое большое чудо в моей жизни произошло, когда Фаина Георгиевна, находясь
на гастролях в Ленинграде, включила радио в тот самый момент, когда звучала моя
первая чтецкая запись. Она написала мне письмо, во что я долго не могла поверить.
Идя на первую встречу, я очень волновалась, но первая же ее фраза: "Деточка,
как хорошо, что вы не фифа", сняла всю напряженность.
И когда мы прощались, она сказала: "У вас такой же недостаток, что и у меня.
Нет, не нос - скромность!"
Она дарила все - книги, пластинки, вещи. Однажды подарила мне платье, которое
было сшито в Париже - безумной красоты, я на него смотрю и до сих пор не решаюсь
надеть.
Любила угощать. Встречая гостей, первым делом спрашивала: "Не голодны ли вы?"
Однажды она сказала мне: "Утром приходила Мариночка Неелова, принесла огурцы,
зелень, и я подумала: как хорошо - вечером придет Камбурова, будет чем угостить".
Она была очень одинока, особенно летом, когда театр уезжал на гастроли. А дачи
у нее не было... Незабываемы, конечно, три Новых года, которые мы встречали вдвоем
с ней. Особенно самый последний ее Новый год: за несколько минут до того, как
стрелка перешла в следующий, 1984-й, она заснула. Я сидела рядом и представляла
Новый год лет восемьдесят назад в Таганроге: какое это было чудо, какая была
елка в ее большом доме.
^Марина Неелова: "Страшно отомстила"
- Помню, когда снимался телефильм о Раневской, ее спросили: "Почему вы так часто
меняете театры, почему не задерживаетесь ни в одном из них?" Фаина Георгиевна
сделала лукавое лицо: "Я искала святое искусство". - "Нашли?" - "Нашла!" - "И
где же?"
- В Третьяковской галерее! - возвысив голос, торжественно произнесла Раневская.
У нее была стена, сплошь увешанная фотографиями, приколотыми иглами для внутривенных
вливаний - Уланова, Шостакович, Пастернак Ахматова, Цветаева... Я спросила: "Как
же так - столько замечательных людей прошли через вашу жизнь, почему вы ничего
не напишете?" "Я, деточка, написала. Но потом перечитала Толстого, поняла, что
он написал лучше, и свои заметки порвала".
"Как вам идет этот халат!" - похвалила я как-то ее наряд. "Деточка, что же мне
сейчас может идти, кроме гробовой доски?!" Я продолжала настаивать на своем.
Тогда Раневская сказала: "Я поняла, что такое халатное отношение. Это когда встречаешь
гостя в халате". Комическое и трагическое переплеталось в ней и на сцене, и в
жизни. Хорошо помню ее слова:
- Деточка, я так одинока! Все мои друзья уже ушли. Даже Бирман, а уж от него
я этого не ожидала.
Прошло столько лет, мы забываем, как назывался фильм, в чем там сюжет, но прекрасно
помним, как там сидела она, играя тапершу с папироской - трагически и смешно,
так, что хотелось смеяться и плакать. Когда я уходила из ее квартиры, то должна
была проверить свои карманы, потому что она норовила засунуть тебе духи, салфеточки.
У Фаины Георгиевны была потребность делиться. Дверь в ее квартиру была открыта
днем и ночью. Этим пользовались "добрые люди".
Однажды ей позвонил молодой человек, сказав, что работает над дипломом о Пушкине.
На эту тему Раневская была готова говорить всегда. Он стал приходить чуть ли
не каждый день. Приходил с пустым портфелем, а уходил с тяжеленным. Вынес половину
библиотеки. Она знала об этом. "И вы никак не реагировали?" "Почему? Я ему страшно
отомстила!" - "Как же?" - "Когда он в очередной раз ко мне пришел, я своим голосом
в домофон сказала: "Раневской нет дома".
Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции
Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она
ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: "Спасибо,
Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц". Тогда
Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила:
"Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!"
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.