Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 23.03.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Юрий Лорес (http://www.peoples.ru/art/music/lores/history1.shtml)
Щедро одаренный Б-гом http://www.sem40.ru/culture/music/14435/

Знаете, кто придумал поэзию? Ну да, таки евреи! Вернее, один еврей, музыкант
Давид, работавший по совместительству царем. Он рискнул обратиться к Всевышнему
в своих псалмах — и, представьте себе, был услышан. Человечество с тех пор далеко
забрело, приспособив освященную стихию поэзии под свои повседневные нужды. Цари
перевелись, а среди музыкантов тех, кто помнит о родстве стиха и молитвы, — раз-два
и обчелся. Юрий Лорес — один из немногих. 



Известность пришла к нему вместе с песней о шиповнике, грустной и незатейливой.
Игралась она на пяти аккордах, подтверждая тем самым закономерность: из всех
музыкальных текстов, разных по силе и глубине, визитной карточкой становится
тот, что легче запоминается. Он — одежка, по которой принимают: удобная, броская,
ноская. При желании на старых хитах можно жить долго и счастливо. Особых богатств
это не принесет, но на тусовках узнавать и угощать, конечно, будут. Правда, искусство
на этом кончается. 

Лоресу такая беда не грозила — и Шиповник, и все последующие хиты оказывались
каплями, которые бессмысленно вылавливать из живого бьющего потока. Поэзия, по
Лоресу, — это Космос, выстраиваемый Творцом, а поэт — лишь медиум, которому поручено
донести до людей изначальный замысел. Поэтому Лорес говорит о самых величественных
вещах ясно и просто, избегая нагромождения метафор. Его песни прозрачны, но не
каждый сможет взять да примерить их на себя — они требуют не только умения вслушиваться,
но и определенной опытности
сердца. Хорошо, когда у слушателя в загашнике уже имеется что-нибудь свое, незаемное,
— тогда из красивой музыки и ладно звучащих слов вдруг возникает напряженный,
непредсказуемый подтекст беседы. 

Юрий Лорес родился в 1951 году. Отец — фронтовик, демобилизовался в 1947. От
его родного Рославля ничего не осталось, и он приехал в Подмосковье, к родне.
Жилья своего не было. И родители уже вместе с Юрой снимали какие-то сарайчики,
терраски, комнатки в деревянных подмосковных домишках: в Пушкине, на Клязьме,
в Перловке, где семья прожила особенно долго — до школы. С этого поселка Лорес
себя и помнит: комнатка всего шесть метров, стены в одну досочку. Но в этом жактовском
(государственном) двухэтажном доме
и в соседних подобных жили многие из родственников, в том числе бабушка и тетя
— родная сестра отца со своей семьей. Потом, в конце 50-х, стали получать квартиры
и постепенно разъезжаться. 

Юрий не помнит, чтобы у них соблюдались традиции, но Песах все-таки праздновали
и на идише говорили. А бабушка знала и пела огромное количество еврейских песен,
большинство из которых Юрий ни от кого после не слышал. Очень жалеет, что не
записал их вовремя. Тогда же, в конце 50-х, он услышал первые песни Визбора и
Окуджавы. Их пели в компании двоюродного брата, который старше Юрия на пять лет.


По профессии Лорес геолог. Московскому геологоразведочному институту (МГРИ) он
очень благодарен. Институт поющий, играющий, небольшой — все друг друга знают.
Лорес играл на гитаре с 9-го класса, какие-то записи доставал, стихи пытался
сочинять, но собственные песни стали рождаться в МГРИ. И там же он узнал, что
есть КСП, слеты, концерты. То есть, нашел там свою среду. 

Ранние песни Лореса не очень вписываются в туристско-походный мейнстрим, но слушатель
тогда и не пытался все сводить к туристско-походной тематике. Многие увлекались
туризмом, по мнению Юрия, больше для того, чтобы обрести еще одну степень свободы:
и петь у костра можно было о чем угодно, и говорить обо всем. Сама среда, и геологическая,
и туристская, подразумевала отсутствие чужих ушей. Так что любые песни были уместны
и находили своих слушателей. Другое дело, что геологических и горных песен Лорес
не писал.
Он считает, что авторы 60-х эту тему закрыли, по крайней мере для него лично.


Лорес признается, что ему трудно объяснить что побудило его обратиться к библейской
теме. Живешь, наблюдаешь, думаешь, читаешь, переживаешь. Задаешь себе вопросы.
– говорит он, - Наконец, понимаешь, что ответы надо искать в самом начале начал.
Я вряд ли себе отдавал отчет, что пишу цикл, когда появилась первая песня: Шел
день шестой. За 12 лет Лорес написав 15 песен и стихов и думал, что на этом все
закончено, но в 96-м он впервые оказался в Израиле. 

Там он почувствовал новое дыхание, пришло новое видение — и библейский цикл стал
превращаться в книгу. Автор думал, что она сложится за два-три года. Прошло семь
лет. Юрий объясняет причины, по которым книга создавалась так долго следующим:
во-первых, это не просто сборник. Он хочет выстроить одно цельное произведение
из отдельных самостоятельных. Во-вторых, проза у него не пишется, а рождается,
подобно стихам. Поэтому Лорес не может сказать, когда книга будет готова к изданию.
Так что библейский цикл уже находится
внутри более крупного произведения, хотя и незаконченного. 

Лорес говорит, что принадлежит к тем, кто считает, что автор — всего лишь проводник,
переводчик. Поэтому он терпеть не может, когда творчество связывают понятие самовыражение.
Есть самоотрешение, самоотверженность, самоотдача. – признается он, - Самовыражение
— явление побочное. Как можно перевести неизвестно какими путями спущенный тебе
надличностный и надъязыковой текст на человеческий язык, если ты занимаешься
самовыражением, то есть ничего, кроме самого себя, не слышишь? Естественно, твое
личностное непременно
присутствует в произведении, но стоит ли об этом так беспокоиться? Обратите внимание,
что в XIX веке художники о самовыражении не говорили — неприлично. Важно было
превзойти самого себя. Теперь любят заявлять: Какой есть, такой есть. Не нравится
— не смотрите! 

Юрий Лорес далек от желания нравиться всем. Песня, поэзия — это диалог. Ему вовсе
не нужны все люди в собеседники. Ему нужны только те, кого по-настоящему волнуют
те же проблемы, те же события, те же мысли, что и его. И чтобы быть услышанным
ими, он должен уметь изъясняться точно. 

+Подробности
Юрий Львович Лорес родился в Подмосковье в 1951 году. В 1974 году окончил Московский
геологоразведочный институт. Первые стихи — 1963 год, первая песня — 1968 год,
первый фестиваль — Лефортово-73, первая сольная программа — 1976 год в клубе
Восток (Ленинград). В 1986 году создает творческое объединение Театр авторской
песни, работавшее до 1989 года в ДК им. Зуева в Москве, известное в дальнейшем
как Первый круг. Актер киевского театра-студии Академия (1989-1992 гг.). С 1993
по 1995 годы — художественный руководитель
Мастерской авторской песни при РАТИ (ГИТИС). В 1993 году Ю. Лорес совместно с
оркестром под управлением Михаила Безверхнего выпустил грампластинку «Шел день
шестой», а в 1994 году вышла книжка стихов Шиповник, или Фантазия с падающей
вилкой. Автор около 500 стихов и песен, член Союза писателей и Литфонда России,
член-корреспондент Академии поэзии, режиссер-педагог по мастерству актера. 

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное