Дамы и Господа, ХОЛОДНЫЙ ДУШ! Будьте осторожны!
Слово предоставляется Титану Науки - СЕЧЕНОВУ И. М.
Прошу Вас, Господин Сеченов!
И. М. СЕЧЕНОВ.
ИЗ <<РЕФЛЕКСОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА>>
...разберу еще для примера любовь к женщине, имея преимущественно в виду
то обстоятельство, что о ней в публике распространены большею частью
чрезвычайно неосновательные понятия.
В любви к женщине есть инстинктивная сторона - половое стремление. Это
ее начало, потому что любовь начинается, как известно, в мальчике лишь
во время созревания половых органов.
Вопрос, ассоциирует ли мальчик уже первые половые ощущения с образом
женщины невольно, или эта ассоциация подготовлена знанием наперед,
решить я не берусь.
Известно только, что, при нашем воспитании детей, последнее случается
наверно в 9/10 всех мальчиков. Как бы то ни было, а эта ассоциация
существует уже рано, и каким бы путем она ни приобреталась, во всяком
случае, в основе ее нет, конечно, ничего произвольного. Равным образом
трудно указать на условия, почему ранние половые ощущения
ассоциируются непременно вот с образом такой-то женщины, а не с другой
или не со всеми.
Понятно только, что им трудно сочетаться с представлениями о таких
женщинах, которые постоянно окружают мальчика. Этих он давно знает,
следовательно, с представлением о них у него связаны уже крепко
ощущения хотя и страстные по природе, но имеющие характер совершенно
отличный от половых, притом ощущения уже резкие от частого повторения
рефлексов, в которых эти женщины действуют на его органы чувств
возбудителями.
Явно, что образ таких женщин вызывает в его голове каждый раз резкие
ощущения; половые же, если они и ассоциировались с первыми, по своей
сравнительной бледности не могут быть замечаемы. Мы, например, ничего
не знаем о том, какие именно мысли у каждого из нас ассоциированы с
рефлексами от желудка, а эти ассоциации, наверное, существуют.
На этом-то основании мальчики и влюбляются сначала в какие-то
туманные, неопределенные образы - их идеалы. Этот туманный образ для
мальчика - тот же рыцарь, только сопровождается иными ощущениями.
Понятно, что встречи с действительной жизнью могут вкладывать в такую
эластическую форму, какие угодно свойства в форме образов и звуков.
Процесс этот остается, несмотря на его крайнюю видимую поэтичность,
все-таки частым повторением рефлекса с женским идеалом как содержимым,
под влиянием действительных встреч с женщинами. В такой идеал, когда
он начинает сильно занимать воображение, вкладывается обыкновенно все,
что любишь не только в женщинах, но даже и в рыцарях.
Когда же, наконец, идеал более или менее определился и мальчику
случилось встретить женщину, похожую по его мысли на этот идеал, то
он, как говорится, переносит свою мечту на эту женщину и начинает ее
любить в ней.
По-нашему, он ассоциировал свой страстный идеал с реальным образом.
Это и есть так называемая платоническая любовь.
В ней половой характер чрезвычайно бледен на том основании, что рядом
с яркими, следовательно, страстными, зрительными и слуховыми
ощущениями лежат не определившиеся еще темные половые желания.
На этом же основании, несмотря на страшную субъективность любви как
сумму страстных ощущений, она преимущественно перед другими страстями
объективируется. В этом-то и заключается благородная сторона любви к
женщине: человек научается не быть эгоистом, любить хоть кого-нибудь
столько же, как самого себя, иногда даже больше.
Слова эти требуют пояснения.
Любя женщину, человек любит в ней, собственно говоря, свои
наслаждения; но, объективируя их, он считает все причины своего
наслаждения находящимися в этой женщине, и таким образом в его
сознании, рядом с представлением о себе, стоит сияющий всякими
красотами образ женщины. Он должен любить ее больше себя, потому что в
свой идеал я никогда не внесу из собственных страстных ощущений те,
которые для меня неприятны. В любимую женщину вложена только лучшая
сторона моего наслаждения.
Читателю нечего, кажется, и доказывать после сказанного, что такая
страсть ведет роковым образом ко всяким, так называемым
самопожертвованиям, т. е. может в человеке идти наперекор всем
естественным инстинктам, даже голосу самосохранения.
Но вот мужчина начинает обладать своим идеалом. Страсть его вспыхивает
еще живее, ярче, потому что место темных, неопределенных половых
стремлений заступают теперь яркие, трепетные ощущения любви, да и
самая женщина является в небывалом дотоле блеске.
Проходят месяцы, год, два, и обыкновенно страсть уже потухла, даже в
тех счастливых случаях, когда с обеих сторон действительность
соответствовала идеалам.
Отчего это?
Да на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается
лишь изменчивостью страстного образа.
В год, в два, при жизни очень близкой друг к другу, сумма возможных
перемен и с той и с другой стороны давным-давно исчерпалась, и яркость
страсти исчезла.
Любовь, однако, не уничтожилась: от частого повторения рефлекса, в
котором психическим содержанием является представление любовницы с
теми или другими или со всеми ее свойствами, образ ее сочетается, так
сказать, со всеми движениями души любовника, и она стала действительно
половиной его самого.
Это любовь по привычке - дружба.
Человек, раз переживший все эти натуральные фазы полной любви, едва ли
может любить страстно во второй раз.
Повторные страсти - признак неудовлетворенности предшествовавшими.
Этим я и заканчиваю историю развития страстей. Из разобранных примеров
читатель легко мог убедиться, что и этого рода явления, в сущности,
есть рефлексы, только осложненные примесью страстных элементов...
Дамы и Господа, все свои претензии к автору мысли.
Спасибо за внимание, лекция закончена.
Следующая лекция - философия и ...
С уважением Владимир Васильков.
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Написать в лист: mailto:rest.love.pick-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:rest.love.pick--unsub@subscribe.ru
http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru