[svoboda] статья: ГОВОРИТЬ НЕ ПРИНЯТО, НО СКАЗАТЬ НАДО

Здравствуйте, rest.
Удались от людей, только правду одну говорящий,
Ибо правда твоя для внимающих желчи не слаще.
АбуАхмади
По-английски их называют блайндизмами, от слова блайнд слепой. Стало быть, на
русский термин можно перевести как слепизмы. Что это такое? Всякого рода признаки
неадекватности облика и поведения, присущие преимущественно незрячим и, соответственно,
влияющие на представление о них и на отношение к ним со стороны окружающих людей.
Быть может, иных читателей эта фраза заставит поморщиться: Ну вот, опять наш
умник со своими пакостями. Но, как вы можете убедиться сами, то, о чём я намерен
говорить, касается очень многих, можно сказать, большинства, и моя цель помочь
вам сделать для себя полезные выводы на будущее.
Итак, начнём с привычек, уродующих облик слепого и часто сопутствующих ему на
протяжении всей жизни.
ВЕРЧЕНИЕ ГОЛОВОЙ. Об этой мерзкой привычке я могу говорить с большим знанием
дела, поскольку она свойственна мне самому. Причём в детстве и юности я относился
к ней совершенно некритично и фактически игнорировал замечания по этому поводу,
тем более, что иногда их делали в крайне некорректной форме. Я думал тогда, что
чистоты помыслов и намерений вполне довольно для того, чтобы быть положительным
человеком, а всё остальное несущественно. Лишь позже до меня стало доходить,
что благородство помыслов это только основа здоровой личности, до которой к
тому же почти никому нет дела, и что судят о нас, главным образом, как раз по
тому, как мы выглядим и ведём себя. А среди тех немногих, кто видел во мне личность,
не нашлось, к сожалению, человека, у которого хватило бы духу серьёзно вразумить
меня на сей счёт. Я не в обиде на них: на подобный разговор действительно очень
непросто решиться. Тем не менее, настал всё же момент, когда этот мой признак
гениальности начал меня, что называется, сильно напрягать. С тех пор я постоянно
борюсь с ним. Насколько преуспел в этом не знаю, но хочется верить, что подвижки
имеют быть. Впрочем, дело вовсе не во мне я думаю о молодых, у которых жизнь
ещё впереди. Не повторяйте моей ошибки, ребята! Если вы знаете за собой эту или
ещё какую-то некрасивую привычку, то сделайте всё зависящее от вас, чтобы избавиться
от неё как можно скорее. Всегда помните, что такие особенности очень вредят нам
в плане взаимоотношений и взаимодействия с окружающими, а также компрометируют
остальных незрячих. То обстоятельство, что ближние великодушно прощают нам их,
никоим образом не должно нас успокаивать: несмотря на снисходительность, они
всё же относятся к нам не совсем так и даже совсем не так, как им хотелось бы
и как они относились бы к нам, не будь мы столь убедительно своеобразными.
ПОКАЧИВАНИЕ. Эта ужасная привычка, наблюдается несколько реже, чем первая, но
характеризуется большей интенсивностью проявления, она сильнее впечатляет, поэтому
люди менее лояльны к ней. Ещё одна её особенность в том, что она может развиваться
с годами. И наконец, от неё очень трудно избавиться, если вообще
можно. Вероятно, профессиональные психологи могли бы сказать больше, но лично
я думаю, что основными причинами возникновения этой привычки являются малоподвижный
образ жизни и одиночество. Учитывая всё вышесказанное, важнейшая забота в данном
случае должна состоять в том, чтобы, не дай Бог, как-нибудь незаметно не пристраститься
к покачиванию. Это запросто может случиться при определённых обстоятельствах.
Например, ни в коем случае не поддавайтесь искушению покачаться в такт хорошей
музыке! Если она захватывает вас и побуждает к движению, лучше встаньте и потанцуйте
по комнате с воображаемым партнёром Вообще эти привычки, пожалуй, можно сравнить
с наркозависимостью. Ведь их проявление мы вообще не осознаём, пока кто-нибудь
нам не подскажет или пока мы сами случайно не застукаем себя. В этом-то и состоит
их коварство и трудность избавления от них. Я иной раз думаю с грустным юмором:
хорошо бы обзавестись приспособлением, которое контролировало бы мою буйную головушку
в определённом положении, а при попытке покрутить ею в чувствительной форме выражало
бы своё неодобрение. Я даже более или менее ясно представляю себе, каким оно
должно быть. Но что делать, у меня-то нет, как у Фарадея, помощника, который
воплощал бы в жизнь мои блистательные идеи... Шутки шутками, но проблема очень
серьёзная.
В отличие от рефлекторных, слепизмы поведенческого характера сравнительно нетрудно
преодолеть, так как они являются издержками плохого воспитания, низкого культурного
уровня, сомнительных традиций или даже простого неведения. Но зато они имеют
гораздо более широкое, можно сказать, массовое распространение, следовательно,
и вреда от них значительно больше как для незрячих, так и для остальных людей.
Скажем, такая картинка: стоят где-нибудь слепые плотной группой и общаются. Но
вот что странно: говорят они при этом так громко, как будто обращаются к людям,
находящимся на противоположной стороне улицы с умеренно интенсивным движением.
Спрашивается, зачем? Ведь это не только на зрячих, а даже и на других слепых
производит тяжёлое впечатление. Люди этого типа вообще любят шуметь. Возможно,
так проявляется их подсознательное стремление обратить на себя внимание? Явно
не самый удачный способ. Или же такое поведение прибавляет им уверенности в себе...
В любом случае, объективно оно никак не оправдано и только дискредитирует в глазах
окружающих и их самих, и нас вообще.
Где-то я читал, что необоснованно громкая речь признак глупости. Может, и не
совсем так, но что-то в этом определённо есть. Во всяком случае, разумные люди
никогда не говорят громко, если это не диктуется необходимостью. Подумайте об
этом, господа Громогласные!
Или возьмём наши, с позволения сказать, собрания. Сам я их уже давно не посещаю,
но, по отзывам очевидцев, это кошмары, а не собрания. Там разве что отчёты читают
относительно спокойно, а всё остальное время посвящается состязанию в умении
кричать. Наверное, можно говорить о том, что на фоне напряжённости последнего
времени у нас сформировался некий нездоровый стереотип в отношении собраний:
либо начальство жёстко настаивает на своём, а народ протестует, либо, наоборот,
народ сильно качает права, а начальство эти права, скажем так, слегка откачивает.
Разумеется, и те, и другие неправы: собрание это совместный поиск взаимоприемлемых
решений, а не противоборство интересов. Но что бы вы ни думали на этот счёт,
шуметь уж точно не имеет смысла. Мало того, чем активнее вы это делаете, тем
меньше у вас шансов добиться своего, потому что таким образом вы заводите и оппонента,
у которого тоже есть гордость, самолюбие и сознание своей правоты, да и кричать
он умеет не хуже вашего. В результате недовольными остаются все, даже те, кому
удалось провести свою точку зрения. Я хочу сказать, что именно отсутствие культуры
общения отравляет нашу жизнь едва ли не больше, чем пресловутые объективные трудности,
которые, по-моему, почти всегда преувеличивают. Но надо отметить ещё один психологический
момент: нет сомнения в том, что многие из крикунов прекрасно отдают отчёт в нелепости
своего поведения. Но они получают нездоровое удовлетворение: либо выпускают пар,
либо самоутверждаются. Так или иначе это ещё одна форма ненужной слепецкой шумливости.
А это другой слепизм: на улице столкнулись двое незрячих. Если они люди воспитанные,
то, взаимно извинившись, как можно скорее покидают сцену. Но если на вас налетел
невоспитанный слепой, то неприятности для вас только начинаются. Первым делом
он постарается ощупать вас. Затем непременно спросит: Кто это? Естественно, вам
совершенно не хочется отвечать, гораздо охотнее вы дали бы ему по шее, так как,
затягивая ситуацию, он мучительно конфузит вас. Но даже если вы и удовлетворите
его крайне неуместное любопытство, он и не подумает извиниться перед вами, хотя
наверняка является виновником столкновения: подобные люди не соблюдают правила
правостороннего движения, им вообще всё равно, по какой стороне идти, лишь бы
им было удобнее в данный момент, а там хоть трава не расти. И вообще, надо отметить,
что безрассудный эгоцентризм этих людей прямо-таки ошеломляет: буквально ни с
чем они не желают считаться! Не только полностью игнорируют чужие интересы, им,
должно быть, просто в голову не приходит, что могут существовать ещё чьи-то,
отличные от их собственных. Я хочу, я требую и я получу, причём немедленно и
любой ценой! вот их философия. Нужно ли объяснять, до какой степени возмущает
и отталкивает такое поведение...
Слепизмом следует считать и обыкновение некоторых незрячих, независимо от места
пребывания и обстоятельств, немедленно и тщательно ощупывать всё, что попадёт
им под руки. На первый взгляд, это вроде бы логично: раз зрячие видят всё, что
хотят, почему же нам нельзя потрогать хотя бы то немногое, до чего мы в состоянии
дотянуться? Ан нет, нельзя. И вот почему: при обычных обстоятельствах человеческий
взгляд не вызывает каких-либо изменений в объекте, на который он устремлён. А
вот прикосновением вы можете запачкать, сместить или повредить объект, так же
как запачкать или повредить свои руки. Причём такое может случиться не только
вопреки вашему желанию, но и незаметно для вас. Для примера понаблюдаем за игрой
слепых в шахматы. Им постоянно нужно изучать руками положение фигур, но как по-разному
они это делают! Когда над ходом думает один, стоит практически полная тишина,
потому что он трогает фигуры очень аккуратно, можно сказать, нежно. Зато когда
очерёдность переходит к сопернику, мы слышим непрерывный шум, словно через доску
прогоняют большое стадо ягнят, и только ножки фигур спасают позицию от полного
истребления. Впрочем, наиболее одарённые мастера ухитряются и ножки обламывать,
а потом ругают производителей-бракоделов. А теперь ответьте честно, целесообразно
ли позволять таким людям трогать всё, что им захочется?.. Поэтому, если зрячий
сначала смотрит, а уж потом делает свои выводы, то мы с вами вынуждены поступать
почти наоборот: прежде чем что-либо потрогать, нам следует заручиться разрешением
на это в прямом и в переносном смысле. Всё это в ещё большей степени справедливо
по отношению к людям. Зрячий человек с обожанием или нежностью смотрит на другого,
и тот воспринимает этот взгляд именно как исполненный обожания или нежности.
В нашем же случае всё гораздо сложнее: то ли прикосновение не столь красноречиво
и однозначно, то ли оно не воспринимается до такой степени тонко, то ли из-за
предубеждений, но только в девяти случаях из десяти даже безусловно чистые ваши
чувства при попытке выразить их прикосновением могут быть истолкованы превратно.
А, кроме того, наши побуждения и в самом деле далеко не всегда отличаются ангельской
чистотой... Вывод для нас может быть только один: находясь вне дома, нам надо
быть предельно сдержанными и осмотрительными в тактильном выражении наших чувств
и при изучении предметного мира. Пользуйтесь руками только по необходимости или
когда вы точно знаете, что ваши манипуляции никому и ничему не могут повредить.
Увы, есть и другие слепизмы обоих типов. Но они, на мой взгляд, носят более или
менее частный характер, и их обсуждение завело бы нас слишком далеко, поэтому
сейчас я кратко резюмирую свои рассуждения.
В последнее время очень много и с видимым удовольствием толкуют о нашей с вами
реабилитации и интеграции в общество. Однако даже когда высказываются действительно
компетентные и дельные люди, личностный аспект этой проблемы всё равно остаётся
на втором плане. Упор делается на информационное обеспечение, создание безбарьерного
доступа к инфраструктуре и социокультурную реабилитацию. Я горячо поддерживаю
всё это. Но для меня очевидно и другое: даже в совокупности и при самых благоприятных
обстоятельствах эти меры общего характера сами по себе не приведут и не могут
привести к подлинной реабилитации, если не будет признан и реализован приоритет
задачи сглаживания слепизмов наших отличий от окружающих. Потому что только
в этом случае общество изменит к нам отношение на ментальном уровне, и мы из
слепых превратимся в людей, которые не видят. Тем, кто не чувствует здесь разницы,
вообще не стоит это читать. Пожалуйста, поймите правильно: я последний, кто стал
бы призывать вас к обывательскому конформизму. Напротив, я горжусь и очень дорожу
своей неповторимой индивидуальностью и восхищаюсь ею у других, мне неинтересны
люди, для которых первейшей заповедью в жизни является Быть, как все. Говоря
о сглаживании отличий, я имею в виду лишь те привычки и особенности, которые
вполне обоснованно внушают окружающим недоумение, страх, неприязнь или отвращение
к незрячим. И одни мероприятия тотального действия не помогут нам избавиться
от этих привычек и особенностей. Необходимо с самого рождения слепого и потом
на протяжении всего пожизненного процесса адаптации предупреждать, выявлять и
подавлять нездоровые тенденции в его внешнем и внутреннем развитии, обусловленные
слепотой. К сожалению, специфика этой работы открывает безбрежный простор для
всякого рода злоупотреблений и ошибок, когда, например, под предлогом борьбы
с отклонениями могут убить вполне безвредные признаки своеобразия или даже творческие
способности. Но ведь не идея в этом повинна, а недостаточная квалификация специалистов,
иные из которых, возможно, и сами остро нуждаются в коррекции. Я вообще считаю,
что только очень умные и чуткие люди имеют моральное право заниматься этим делом.
Но где их найти в нужном количестве?.. Признаюсь также, что не располагаю никакой
информацией о сегодняшнем состоянии данного вопроса. Быть может, то, о чём я
говорю, уже делается в интернатах и центрах. Хорошо, коли так. Но одно могу сказать
точно: в прежние времена проблема нашей неадекватности либо стыдливо замалчивалась,
либо ею занимались символически. Между тем, пока она не найдёт разрешения и пока
хоть в какой-то степени сохраняется изоляция и самоизоляция слепых, до тех пор
наша интеграция в общество не выйдет за рамки всё более изощрённой формы дискриминации.
А с другой стороны, ни совершенные программы, ни героические усилия специалистов,
ни потеплевший социальный климат не обеспечат желаемых результатов, если каждый
из нас не осознает и не примет как цель повседневной жизни стремление к тому,
чтобы от всех других людей отличаться одним лишь отсутствием зрения. Конечно
же, в полном смысле эту установку реализовать не удастся, но стараться надо обязательно,
ибо только в этом наш единственный шанс на достойную жизнь и адекватное отношение
к нам. Мы должны также помнить и о том, что окружающие прекрасно могут обходиться
и без нас, тогда как мы без них нет. Поэтому инициатива к сближению должна исходить
именно от нас, и наилучший способ проявить её состоит в том, чтобы выглядеть
и вести себя, как все разумные люди вокруг нас.
Хамзат Цуров,
Астрахань
источник журнал наша жизнь.