Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2010-02-20

[svoboda] Re: Зэбат и подключение.

Доброе время суток, уважаемые участники рассылки и ориентир1366!

В письме от 19 февраля 2010 г., 12:40:24 мне довелось прочесть:

о> Господа, подскажите как сделать чтоб при открытии зэбата он сразу выходил
в инет.

Знаю про такую настройку в каждом отдельном почтовом ящике: меню Ящик,
Свойства почтового ящика (или комбинация клавиш контрол шифт пи
английское), ветка Параметры, Проверка почтового ящика, поставить
флажок на пункте Проверять при запуске The Bat! и так сделать на
каждом ящике, если их не один. А как сделать для всех сразу я, к
сожалению, не знаю.

   2010-02-20 12:58:35 (#1008718)

[svoboda] статья: ЭТО БЫЛО В ЖИЗНИ МОЕЙ

Здравствуйте, rest.

Ветеран ВОС рассказывает о первых днях работы на УПП
О том, что в Бугульме есть ячейка ВОС, я знал ещё до войны. Да и после слышал
о её существовании. Но дойти было недосуг. Сначала ждал отмены карточек на продукты,
потом хоть небольшой стабилизации. Только в 1949 году мы с другом решили наведаться
туда. Рано утром 14 сентября вышли из деревни, пешком добрались до станции. Долго
плутали по путям, пока не оказались рядом с товарным поездом. Мой товарищ сказал,
что между вагонами есть площадка, где можно удобно устроиться и без проблем доехать
до места. Так и сделали. Но когда состав тронулся, к нам подсел железнодорожник.
Познакомились, разговорились. Думали, что в Бугульме новый знакомый поможет нам
выбраться на перрон, но он тихо исчез. Мы не заметили, когда. На остановке не
у кого было спросить, в каком направлении двигаться. Но тут нас остановил милиционер.
Сначала отругал, потом, войдя в наше слепецкое положение, вывел на привокзальную
площадь Ну, а дальше мы пешком добрались до центра города, где располагалась
ячейка.
Нас встретил председатель Александр Фёдорович Анисимов, который познакомил новичков
с историей Общества слепых и сказал, что есть работа в валяльном цехе, да и в
общежитии места найдутся. Вступив в члены ВОС, мы написали заявление о приёме
на работу.
Учебно-производственная мастерская, отделившись в 1946 году от промкомбината,
набирала силу. Имела три цеха и 26 рабочих. Общежитие располагалось рядом в двухэтажном
доме, внизу жили ребята, наверху девушки. В общем-то, жили мирно. Только некоторые
парни любили выпить, и тогда всякое бывало. Питались так: продукты в магазине,
вода в бочке. Соседи с хутора приносили молоко. У кого на тумбочке есть банка,
обязательно нальют. А за деньгами со списком должников приходили после зарплаты.
В обеденный перерыв те, у кого молоко есть, подходили к тем, у кого хлеб. Садились
напротив друг друга, делились съестным. Двухкилограммовая буханка быстро кончалась.
За неделю съедали до пяти килограммов. Узнали, что недалеко есть магазин мясокомбината,
там пирожки из ливера дешевле. На два рубля купишь, наешься. Потом приобрели
чугунок со сковородкой, стали варить картошку. Поначалу чистили сами, а затем
стали просить девушек. Делали это таким способом. Заходили на женскую половину,
слушали, кто из девушек более свободен, подходили, затем брали за талию и несли
на мужскую половину, на кухню. Они тут же догадывались, в чём дело, спрашивали,
где картошка. Девушки и сварят, и посолят. Да и бельё постирают, лишь бы дров
приготовили. До сих пор удивляюсь, как слепая Хазяр забирала на стирку по пять
наборов белья. Приносила и раздавала, не перепутав. Была ещё одна традиция. Ребята,
которые не умели беречь деньги, отдавали их на сохранение девушкам.
Были трудности с дровами. Чтобы раздобыть их, приходилось хитрить. Однажды наш
вожак Асаф предложил пройтись по городу, поискать что-нибудь подходящее для растопки.
Идём, щупаем заборы. Нашли у ворот частного дома скамейку на полбревна. Но как
унести незаметно? Сели, покурили. Вожак шепчет мне на ухо: Сейчас я буду изображать
пьяного. С силой толкнул меня и товарища. А сам схватил скамейку, стал размахивать
ею и ругаться. Мы побежали, он за нами. А когда почувствовали, что погони нет,
скамейку подмышку и дошли до общежития. Распилили, раскололи, и девушки нам
приготовили картошку.
Некоторые ребята жаловались уборщице тёте Нюре, что в общежитии холодно, рабочая
одежда не сохнет. Она сказала: Знаю, ребятки. Не успеваю. Помогите. Мы подумали
и нашли выход. Двое ребят перевелись во вторую смену. Тётя Нюра принесёт нам
лузгу овсяную или гречневую, запечёт, установит форсунку. Мы сидим, подкладываем
топливо, пока она другие дела делает. За это время успевала и картошку сварить,
и четырёхведёрную бочку с водой на плиту поставить. Вечером мы девушкам носили
эту горячую воду, не забывали при этом заигрывать с ними. Они не ругались. А
если
кто распускал руки, то тут же получал оплеуху. Недели по две-три потом не разговаривали.
Но если заведёшь речь о женитьбе, не отворачивались, а говорили: Ты, новичок,
одевайся, крепись, потом обсудим вопрос. Думаю, что с тобой можно жить. Наши
девушки считали нас защитниками. Порой просили выпроводить пьяных гостей. Мы
не отказывались. Обращались и с такими просьбами: Ребята, в магазин макароны
привезли. Очередь пушкой не пробьёшь. Выручайте! Куда денешься? Благодаря им
чистыми и сытыми ходили. Шли в магазин, ведь слепых пропускали без очереди. Однажды
мужчин пропустили, а девушек нет. Приняли нас за их мужей. Мол, на семью и одной
порции хватит, а то другим не достанется. Хорошо, что женщина из очереди подтвердила,
что мы одинокие, из общежития, а не семейные. Говорю продавщице: Дайте уж и им.
Их только двое, к тому же одни до дома не дойдут. Ведь совсем не видят. Я получил
три пакета. Потом и их позвали. Мне кажется, в то время мужчин уважали больше.
Часто можно было слышать: Пускай берут. Они обувают дешевле и качественнее, чем
частники. Посмотри, руки у них какие: чёрные, блестящие, как чугун. Время шло,
ребята женились. Снимали квартиры в частных домах. У многих порой всего-то добра
было, что чашка и ложка. Но жили, учились, детей рожали. В люди выбивались.
Постепенно УПП окрепло. Получило 5 гектаров земли, построило производство на
400 рабочих мест, четыре жилых дома на 248 квартир, склады, гаражи, два магазина,
столовую, библиотеку, и потом контору. Всё это в одном районе. Автобусная остановка
посередине участка. До 1956 года слепым жилось нелегко. Зарплаты небольшие,
а пенсии не платили. Чтобы поддержать друг друга, искали разные выходы. Один
из них чёрная касса. Вносили в общую копилку определённую сумму денег. Каждый
потом по очереди получал их и покупал обновку. Сейчас жизнь другая, хотя и со
своими проблемами. Но начиналось моё приобщение к ВОС именно так, как я написал.
Г. Батыршин,
Татарстан

источник журнал наша жизнь.

   2010-02-20 00:49:19 (#1008481)

[svoboda] статья: ИДИТЕ К ЛЮДЯМ

Здравствуйте, rest.

Я являюсь постоянным читателем журнала Наша жизнь. Читаю его, как говорится,
от корки до корки. Особое внимание уделяю материалам рубрики Рука в руке. Желание
написать о себе вызвали статьи В. Елфимова и Н. Кремнёвой в номере восемь за
2009 год. К их исповедям хотелось бы добавить и свою. Надеюсь, это поможет тем,
у кого тоже диагноз Синдром Ушера.
Моё детство было счастливым и беззаботным. Училась в обычной школе. Небольшая
потеря слуха при стопроцентном зрении никак не сказывалась на отношении окружающих
ко мне. Правда, была такая досадная неприятность: я не очень хорошо видела в
сумерках. Но куриная слепота меня не очень беспокоила, а врачи, которых должны
были насторожить эти симптомы, внимания на них не обращали.
После тридцати лет началось снижение слуха. Моя сестра, жительница Петербурга,
предложила пройти обследование там. Вердикт специалистов был безапелляционным:
Немедленно лечиться. В то время я была замужем, жила в Грузии. Сразу обратилась
в республиканский офтальмологический центр. Судьба подарила встречу с прекрасным
врачом Итерией Гоголадзе. Она сказала: Девочка моя, я не дам тебе ослепнуть.
И в течение семи лет, что я у неё наблюдалась, болезнь не прогрессировала, более
того, наблюдалось улучшение.
В 1992 году я вернулась в Орск. Хотела продолжить лечение, но офтальмологи не
понимали, о каких проблемах идёт речь, если таблицу вижу на сто процентов без
очков. Увязать в один узел уменьшение поля зрения, куриную слепоту и снижение
слуха не смогли. В медицинской помощи мне было отказано, хотя я чувствовала,
что стремительно лечу в чёрную, безмолвную пропасть.
В отчаянии написала в журнал Наша жизнь. Тогдашний главный редактор Е. Агеев
мгновенно принял решения, которые стали для меня судьбоносными, за что я буду
благодарна ему всю жизнь. Он обратился с ходатайством в федеральную ВТЭК. Меня
пригласила на обследование профессор Е. Либман. Ей, как говорится, хватило одного
взгляда, чтобы поставить правильный диагноз и назначить первую группу инвалидности.
Это дало мне возможность иметь сопровождающего при поездках на лечение, получать
средства реабилитации (в первую очередь, импортные слуховые аппараты) и пользоваться
другими льготами. Кроме того, Е. Агеев порекомендовал обратиться в межрегиональную
общественную организацию слепоглухих Эльвира к Сергею Александровичу Сироткину,
который является также Президентом Европейской организации слепоглухих.
Сироткин это мой учитель, наставник, маяк, на который я ориентируюсь, чтобы
не сломаться под ударами судьбы. С его помощью во многих регионах России, в том
числе и в нашей Оренбургской области, был создан филиал Эльвиры, который поручили
возглавить мне. Я прошла обучение в Реакомпе. Год назад вся наша группа слепоглухих
получила средства реабилитации. Для этого вице-президент Эльвиры Пиля Кашапова,
которая работает со словесниками, то есть с теми, кто может слышать, по поручению
С. Сироткина подготовила пакет документов. Мы тщательно их проработали и за три-четыре
часа оформили в поликлиниках. При этом врачи были доброжелательны и внимательны.
Общественная деятельность на благо слепоглухих инвалидов доставляет мне радость.
Администрация города с пониманием относится к нашим проблемам. В центральной
городской библиотеке учли наши замечания, и теперь мы имеем возможность прослушивать
книги на современных носителях. Кроме того, мы посещаем драматический театр,
в котором созданы комфортные условия для просмотра спектаклей. Проводим различные
мероприятия. Чувствуем постоянную поддержку от Эльвиры. С Сергеем Сироткиным
не расслабишься. Он ставит перед нами задачи, каждый раз поднимая планку. Раньше
я подумать не могла, что при отсутствии зрения и слуха можно пользоваться сотовым
телефоном и компьютером. А теперь и мы, провинциалы, в этих вопросах не отстаём
от столичных жителей. Не так давно я присутствовала на заседании Совета по работе
со слепоглухими при ЦП ВОС в Москве. На нём поднимали вопросы: о признании в
законодательном порядке слепоглухоты как особого вида инвалидности; о взаимодействии
всех уровней власти при планировании и создании служб помощи и услуг слепог-лухим;
о расширении перечня технических средств реабилитации, предоставляемых слепоглухим
инвалидам бесплатно; о создании организационной структуры по спорту для слепоглухих;
об улучшении информационного обеспечения и другие. Вот такая мощная поддержка
идёт нам со стороны ЦП ВОС!
Деятельность слепоглухих москвичей С. Сироткина, А. Суворова, Н. Кремнёвой,
петербуржца А. Маркова и многих других яркий пример того, как, пройдя через
разочарования, депрессии, болезни, самому подняться и помочь это сделать другим.
Да, в настоящий момент медицина может предложить больным Синдромом Ушера только
поддерживающую терапию. Да, очень тяжело
сознавать, что время работает против тебя и идёт угасание зрительных и слуховых
функций. Можно из-за этого проклинать свою судьбу и видеть везде врагов, которые
только и мечтают обидеть вас. А можно договориться с болезнью, пообещав прислушиваться
к советам врачей и проходить курсы лечения, только пусть она не мешает вам творить
добро. Ибо помогая другим, мы помогаем и себе. Совет такой: гоните от себя плохие
мысли, идите к людям, в конце концов, они поддержат вас и будут видеть в вас
равного, а не обузу.
Валентина Серёгина,
Орск

источник журнал наша жизнь.

   2010-02-20 00:48:43 (#1008471)

[svoboda] статья: ГОВОРИТЬ НЕ ПРИНЯТО, НО СКАЗАТЬ НАДО

Здравствуйте, rest.

Удались от людей, только правду одну говорящий,
Ибо правда твоя для внимающих желчи не слаще.
АбуАхмади
По-английски их называют блайндизмами, от слова блайнд слепой. Стало быть, на
русский термин можно перевести как слепизмы. Что это такое? Всякого рода признаки
неадекватности облика и поведения, присущие преимущественно незрячим и, соответственно,
влияющие на представление о них и на отношение к ним со стороны окружающих людей.
Быть может, иных читателей эта фраза заставит поморщиться: Ну вот, опять наш
умник со своими пакостями. Но, как вы можете убедиться сами, то, о чём я намерен
говорить, касается очень многих, можно сказать, большинства, и моя цель помочь
вам сделать для себя полезные выводы на будущее.
Итак, начнём с привычек, уродующих облик слепого и часто сопутствующих ему на
протяжении всей жизни.
ВЕРЧЕНИЕ ГОЛОВОЙ. Об этой мерзкой привычке я могу говорить с большим знанием
дела, поскольку она свойственна мне самому. Причём в детстве и юности я относился
к ней совершенно некритично и фактически игнорировал замечания по этому поводу,
тем более, что иногда их делали в крайне некорректной форме. Я думал тогда, что
чистоты помыслов и намерений вполне довольно для того, чтобы быть положительным
человеком, а всё остальное несущественно. Лишь позже до меня стало доходить,
что благородство помыслов это только основа здоровой личности, до которой к
тому же почти никому нет дела, и что судят о нас, главным образом, как раз по
тому, как мы выглядим и ведём себя. А среди тех немногих, кто видел во мне личность,
не нашлось, к сожалению, человека, у которого хватило бы духу серьёзно вразумить
меня на сей счёт. Я не в обиде на них: на подобный разговор действительно очень
непросто решиться. Тем не менее, настал всё же момент, когда этот мой признак
гениальности начал меня, что называется, сильно напрягать. С тех пор я постоянно
борюсь с ним. Насколько преуспел в этом не знаю, но хочется верить, что подвижки
имеют быть. Впрочем, дело вовсе не во мне я думаю о молодых, у которых жизнь
ещё впереди. Не повторяйте моей ошибки, ребята! Если вы знаете за собой эту или
ещё какую-то некрасивую привычку, то сделайте всё зависящее от вас, чтобы избавиться
от неё как можно скорее. Всегда помните, что такие особенности очень вредят нам
в плане взаимоотношений и взаимодействия с окружающими, а также компрометируют
остальных незрячих. То обстоятельство, что ближние великодушно прощают нам их,
никоим образом не должно нас успокаивать: несмотря на снисходительность, они
всё же относятся к нам не совсем так и даже совсем не так, как им хотелось бы
и как они относились бы к нам, не будь мы столь убедительно своеобразными.
ПОКАЧИВАНИЕ. Эта ужасная привычка, наблюдается несколько реже, чем первая, но
характеризуется большей интенсивностью проявления, она сильнее впечатляет, поэтому
люди менее лояльны к ней. Ещё одна её особенность в том, что она может развиваться
с годами. И наконец, от неё очень трудно избавиться, если вообще
можно. Вероятно, профессиональные психологи могли бы сказать больше, но лично
я думаю, что основными причинами возникновения этой привычки являются малоподвижный
образ жизни и одиночество. Учитывая всё вышесказанное, важнейшая забота в данном
случае должна состоять в том, чтобы, не дай Бог, как-нибудь незаметно не пристраститься
к покачиванию. Это запросто может случиться при определённых обстоятельствах.
Например, ни в коем случае не поддавайтесь искушению покачаться в такт хорошей
музыке! Если она захватывает вас и побуждает к движению, лучше встаньте и потанцуйте
по комнате с воображаемым партнёром Вообще эти привычки, пожалуй, можно сравнить
с наркозависимостью. Ведь их проявление мы вообще не осознаём, пока кто-нибудь
нам не подскажет или пока мы сами случайно не застукаем себя. В этом-то и состоит
их коварство и трудность избавления от них. Я иной раз думаю с грустным юмором:
хорошо бы обзавестись приспособлением, которое контролировало бы мою буйную головушку
в определённом положении, а при попытке покрутить ею в чувствительной форме выражало
бы своё неодобрение. Я даже более или менее ясно представляю себе, каким оно
должно быть. Но что делать, у меня-то нет, как у Фарадея, помощника, который
воплощал бы в жизнь мои блистательные идеи... Шутки шутками, но проблема очень
серьёзная.
В отличие от рефлекторных, слепизмы поведенческого характера сравнительно нетрудно
преодолеть, так как они являются издержками плохого воспитания, низкого культурного
уровня, сомнительных традиций или даже простого неведения. Но зато они имеют
гораздо более широкое, можно сказать, массовое распространение, следовательно,
и вреда от них значительно больше как для незрячих, так и для остальных людей.
Скажем, такая картинка: стоят где-нибудь слепые плотной группой и общаются. Но
вот что странно: говорят они при этом так громко, как будто обращаются к людям,
находящимся на противоположной стороне улицы с умеренно интенсивным движением.
Спрашивается, зачем? Ведь это не только на зрячих, а даже и на других слепых
производит тяжёлое впечатление. Люди этого типа вообще любят шуметь. Возможно,
так проявляется их подсознательное стремление обратить на себя внимание? Явно
не самый удачный способ. Или же такое поведение прибавляет им уверенности в себе...
В любом случае, объективно оно никак не оправдано и только дискредитирует в глазах
окружающих и их самих, и нас вообще.
Где-то я читал, что необоснованно громкая речь признак глупости. Может, и не
совсем так, но что-то в этом определённо есть. Во всяком случае, разумные люди
никогда не говорят громко, если это не диктуется необходимостью. Подумайте об
этом, господа Громогласные!
Или возьмём наши, с позволения сказать, собрания. Сам я их уже давно не посещаю,
но, по отзывам очевидцев, это кошмары, а не собрания. Там разве что отчёты читают
относительно спокойно, а всё остальное время посвящается состязанию в умении
кричать. Наверное, можно говорить о том, что на фоне напряжённости последнего
времени у нас сформировался некий нездоровый стереотип в отношении собраний:
либо начальство жёстко настаивает на своём, а народ протестует, либо, наоборот,
народ сильно качает права, а начальство эти права, скажем так, слегка откачивает.
Разумеется, и те, и другие неправы: собрание это совместный поиск взаимоприемлемых
решений, а не противоборство интересов. Но что бы вы ни думали на этот счёт,
шуметь уж точно не имеет смысла. Мало того, чем активнее вы это делаете, тем
меньше у вас шансов добиться своего, потому что таким образом вы заводите и оппонента,
у которого тоже есть гордость, самолюбие и сознание своей правоты, да и кричать
он умеет не хуже вашего. В результате недовольными остаются все, даже те, кому
удалось провести свою точку зрения. Я хочу сказать, что именно отсутствие культуры
общения отравляет нашу жизнь едва ли не больше, чем пресловутые объективные трудности,
которые, по-моему, почти всегда преувеличивают. Но надо отметить ещё один психологический
момент: нет сомнения в том, что многие из крикунов прекрасно отдают отчёт в нелепости
своего поведения. Но они получают нездоровое удовлетворение: либо выпускают пар,
либо самоутверждаются. Так или иначе это ещё одна форма ненужной слепецкой шумливости.
А это другой слепизм: на улице столкнулись двое незрячих. Если они люди воспитанные,
то, взаимно извинившись, как можно скорее покидают сцену. Но если на вас налетел
невоспитанный слепой, то неприятности для вас только начинаются. Первым делом
он постарается ощупать вас. Затем непременно спросит: Кто это? Естественно, вам
совершенно не хочется отвечать, гораздо охотнее вы дали бы ему по шее, так как,
затягивая ситуацию, он мучительно конфузит вас. Но даже если вы и удовлетворите
его крайне неуместное любопытство, он и не подумает извиниться перед вами, хотя
наверняка является виновником столкновения: подобные люди не соблюдают правила
правостороннего движения, им вообще всё равно, по какой стороне идти, лишь бы
им было удобнее в данный момент, а там хоть трава не расти. И вообще, надо отметить,
что безрассудный эгоцентризм этих людей прямо-таки ошеломляет: буквально ни с
чем они не желают считаться! Не только полностью игнорируют чужие интересы, им,
должно быть, просто в голову не приходит, что могут существовать ещё чьи-то,
отличные от их собственных. Я хочу, я требую и я получу, причём немедленно и
любой ценой! вот их философия. Нужно ли объяснять, до какой степени возмущает
и отталкивает такое поведение...
Слепизмом следует считать и обыкновение некоторых незрячих, независимо от места
пребывания и обстоятельств, немедленно и тщательно ощупывать всё, что попадёт
им под руки. На первый взгляд, это вроде бы логично: раз зрячие видят всё, что
хотят, почему же нам нельзя потрогать хотя бы то немногое, до чего мы в состоянии
дотянуться? Ан нет, нельзя. И вот почему: при обычных обстоятельствах человеческий
взгляд не вызывает каких-либо изменений в объекте, на который он устремлён. А
вот прикосновением вы можете запачкать, сместить или повредить объект, так же
как запачкать или повредить свои руки. Причём такое может случиться не только
вопреки вашему желанию, но и незаметно для вас. Для примера понаблюдаем за игрой
слепых в шахматы. Им постоянно нужно изучать руками положение фигур, но как по-разному
они это делают! Когда над ходом думает один, стоит практически полная тишина,
потому что он трогает фигуры очень аккуратно, можно сказать, нежно. Зато когда
очерёдность переходит к сопернику, мы слышим непрерывный шум, словно через доску
прогоняют большое стадо ягнят, и только ножки фигур спасают позицию от полного
истребления. Впрочем, наиболее одарённые мастера ухитряются и ножки обламывать,
а потом ругают производителей-бракоделов. А теперь ответьте честно, целесообразно
ли позволять таким людям трогать всё, что им захочется?.. Поэтому, если зрячий
сначала смотрит, а уж потом делает свои выводы, то мы с вами вынуждены поступать
почти наоборот: прежде чем что-либо потрогать, нам следует заручиться разрешением
на это в прямом и в переносном смысле. Всё это в ещё большей степени справедливо
по отношению к людям. Зрячий человек с обожанием или нежностью смотрит на другого,
и тот воспринимает этот взгляд именно как исполненный обожания или нежности.
В нашем же случае всё гораздо сложнее: то ли прикосновение не столь красноречиво
и однозначно, то ли оно не воспринимается до такой степени тонко, то ли из-за
предубеждений, но только в девяти случаях из десяти даже безусловно чистые ваши
чувства при попытке выразить их прикосновением могут быть истолкованы превратно.
А, кроме того, наши побуждения и в самом деле далеко не всегда отличаются ангельской
чистотой... Вывод для нас может быть только один: находясь вне дома, нам надо
быть предельно сдержанными и осмотрительными в тактильном выражении наших чувств
и при изучении предметного мира. Пользуйтесь руками только по необходимости или
когда вы точно знаете, что ваши манипуляции никому и ничему не могут повредить.
Увы, есть и другие слепизмы обоих типов. Но они, на мой взгляд, носят более или
менее частный характер, и их обсуждение завело бы нас слишком далеко, поэтому
сейчас я кратко резюмирую свои рассуждения.
В последнее время очень много и с видимым удовольствием толкуют о нашей с вами
реабилитации и интеграции в общество. Однако даже когда высказываются действительно
компетентные и дельные люди, личностный аспект этой проблемы всё равно остаётся
на втором плане. Упор делается на информационное обеспечение, создание безбарьерного
доступа к инфраструктуре и социокультурную реабилитацию. Я горячо поддерживаю
всё это. Но для меня очевидно и другое: даже в совокупности и при самых благоприятных
обстоятельствах эти меры общего характера сами по себе не приведут и не могут
привести к подлинной реабилитации, если не будет признан и реализован приоритет
задачи сглаживания слепизмов наших отличий от окружающих. Потому что только
в этом случае общество изменит к нам отношение на ментальном уровне, и мы из
слепых превратимся в людей, которые не видят. Тем, кто не чувствует здесь разницы,
вообще не стоит это читать. Пожалуйста, поймите правильно: я последний, кто стал
бы призывать вас к обывательскому конформизму. Напротив, я горжусь и очень дорожу
своей неповторимой индивидуальностью и восхищаюсь ею у других, мне неинтересны
люди, для которых первейшей заповедью в жизни является Быть, как все. Говоря
о сглаживании отличий, я имею в виду лишь те привычки и особенности, которые
вполне обоснованно внушают окружающим недоумение, страх, неприязнь или отвращение
к незрячим. И одни мероприятия тотального действия не помогут нам избавиться
от этих привычек и особенностей. Необходимо с самого рождения слепого и потом
на протяжении всего пожизненного процесса адаптации предупреждать, выявлять и
подавлять нездоровые тенденции в его внешнем и внутреннем развитии, обусловленные
слепотой. К сожалению, специфика этой работы открывает безбрежный простор для
всякого рода злоупотреблений и ошибок, когда, например, под предлогом борьбы
с отклонениями могут убить вполне безвредные признаки своеобразия или даже творческие
способности. Но ведь не идея в этом повинна, а недостаточная квалификация специалистов,
иные из которых, возможно, и сами остро нуждаются в коррекции. Я вообще считаю,
что только очень умные и чуткие люди имеют моральное право заниматься этим делом.
Но где их найти в нужном количестве?.. Признаюсь также, что не располагаю никакой
информацией о сегодняшнем состоянии данного вопроса. Быть может, то, о чём я
говорю, уже делается в интернатах и центрах. Хорошо, коли так. Но одно могу сказать
точно: в прежние времена проблема нашей неадекватности либо стыдливо замалчивалась,
либо ею занимались символически. Между тем, пока она не найдёт разрешения и пока
хоть в какой-то степени сохраняется изоляция и самоизоляция слепых, до тех пор
наша интеграция в общество не выйдет за рамки всё более изощрённой формы дискриминации.
А с другой стороны, ни совершенные программы, ни героические усилия специалистов,
ни потеплевший социальный климат не обеспечат желаемых результатов, если каждый
из нас не осознает и не примет как цель повседневной жизни стремление к тому,
чтобы от всех других людей отличаться одним лишь отсутствием зрения. Конечно
же, в полном смысле эту установку реализовать не удастся, но стараться надо обязательно,
ибо только в этом наш единственный шанс на достойную жизнь и адекватное отношение
к нам. Мы должны также помнить и о том, что окружающие прекрасно могут обходиться
и без нас, тогда как мы без них нет. Поэтому инициатива к сближению должна исходить
именно от нас, и наилучший способ проявить её состоит в том, чтобы выглядеть
и вести себя, как все разумные люди вокруг нас.
Хамзат Цуров,
Астрахань

источник журнал наша жизнь.

   2010-02-20 00:47:11 (#1008474)