Прогулка по компрессорному цеху металлургического завода Vo:lklinger Hu:tte
Прогулка по компрессорному цеху металлургического завода Völklinger Hütte 2013-10-13 07:14 manager На прошлых выходных я уже во второй раз побывал в совершенно потрясающем месте – на металлургическом заводе Völklinger Hütte. Об этом месте я буду много писать, потому что ничего подобного ни по масштабам ни по красоте до сих пор я не видел, а повидал я много. Достаточно сказать, что завод стал первым в мире индустриальным объектом, занесенным в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Я был в этом месте уже второй раз, так как первый раз я приехал за два часа до закрытия и успел посмотреть очень мало. В мой второй приезд у меня было четыре часа, но все равно я успел обойти лишь 90% территории, доступной для посещения. По хорошему сюда нужно ехать на целый день, чтобы не спеша успеть посмотреть все доступные локации, а смотреть тут есть на что. Завод способен удивить даже тех, кто совершенно равнодушен к индустриальным красотам.
Компрессорный цех находится через дорогу от основной территории завода. С заводом цех соединяют мощные многоуровневые трубопроводы, расположенные на высоте более десяти метров над землей. Рядом с трубопроводом находится мостик, перейдя который, я попадаю в царство стимпанка. Увиденное в цеху поражает с первого взгляда и не отпускает до самого выхода из цеха. История компрессорного цеха берет свое начало в 1900-м году, когда был построен первый участок цеха, в котором установили три огромных компрессора, первый из которых заработал уже в 1901-м году. Со временем цех расширялся и к 1938-му году достиг своих теперешних размеров. В нем разместилось десять компрессорных машин, которые работали вплоть до 1986-го года, до остановки завода. Сейчас в цеху сохранилось шесть из десяти компрессорных машин, построенных в период с 1905-го по 1914-й годы. Предназначение компрессоров на металлургическом заводе – производство сжатого воздуха для доменных печей. Всего на заводе Völklinger Hütte насчитывается шесть доменных печей, для которых и производили сжатый воздух десять огромных компрессоров. Работали компрессоры от доменного газа, образующегося в доменных печах при выплавке чугуна. В компрессорном цеху работало 12 человек в каждой смене. Условия для работы были весьма не комфортные: в цеху стоял сильный шум и масляный туман, источником которого были непрерывно работающие маховики машин. При этом у работников не было пауз. Они должны были непрерывно следить за работой машин. Принесенную с собой еду съедали тут же, возле каждой машины для этого стоял небольшой столик со стулом. Склад различных деталей, аккуратно разложенных в углу цеха. Огромный маховик генератора одной из машин. Две из шести машин работали в качестве электростанций, производя электричество для нужд цеха. Эмблема фирмы-производителя электрогенератора – Siemens-Schuckert. Промышленные машины начала ХХ-го века потрясающе фотогеничны: возле них можно ходить часами, выискивая видоискателем наиболее интересные из сотен деталей, труб, вентилей, рычажков, циферблатов барометров и прочих приборов. Дальше небольшая подборка подобных стимпанковских фотомотивов: Жаль, что не было рядом людей, чтобы наглядно показать масштаб этой конструкции. В одном месте нашел зеркало, которым воспользовался для передачи масштабов. После того, как в 1999-м году на производственных площадях бывшего металлургического завода был создан Европейский центр искусства и индустриальной культуры, компрессорный цех стал использоваться в качестве площадки для проведения различных мероприятий культурного плана: выставок искусства, театральных представлений, концертов, показов мод и прочего. В момент моего посещения этого места, тут как раз проводилась одна довольно интересная выставка культурно-исторического характера. Красота! Наконец-то мне удалось словить в кадр людей для масштаба. На фото маховик одной из компрессорных машин. На этом моя прогулка по компрессорному цеху заканчивается и я иду исследовать другие локации огромной территории металлургического завода Völklinger Hütte. А это система трубопроводов, по которым сюда подавался доменный газ с завода и обратно на завод транспортировался сжатый компрессорами воздух. Компрессорный цех находится сразу за трубопроводом. А вот так выглядит компрессорный цех со стороны улицы (слева на фото). На заднем плане возвышаются трубы и доменные печи завода, но об этом в другой раз. 7 знаменитых русских девочек 2013-10-13 07:12 manager Совсем недавно по инициативе ООН день 11 октября стал Международным днем девочек. «Русская семерка» не может обойти вниманием новый праздник и вспоминает о 7-ми прославившихся русских девочках. Анастасия РомановаВеликая княжна Анастасия, дочь Николая II и императрицы Александры Федоровны, навсегда осталась в памяти русских людей девочкой. В воспоминаниях современников то и дело можно прочитать, что несмотря на свой 17-летний возраст Анастасия была сущим ребенком, любившим шалить, играть и пародировать окружающих. Что же успела сделать эта девочка, канонизированная как страстотерпица вместе со всей своей царской семьей?
Во время Первой мировой войны ей было только четырнадцать лет и она не могла, как старшие сестры и мать, быть сестрой милосердия. Тогда она стала патронессой госпиталя, отдавала собственные деньги на закупку лекарств для раненых, читала им вслух, давала концерты, писала под диктовку письма их близким, играла с ними, чтобы отвлечь страдающих от боли, шила им белье, готовила бинты и корпию. Их фотокарточки после хранились у нее дома, и она помнила раненых по именам и фамилиям. Некоторых неграмотных солдат она обучила читать и писать, и им очень это нравилось. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Анастасию вместе с близкими расстреляли в Екатеринбурге. Много лет после расстрела царской семьи не стихали разговоры о том, что Анастасия осталась жива. О Анастасии Романовой снимались фильмы и мультфильмы, породив культ. Вера Мамонтова — «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ»Веру Мамонтову все русские люди знают по портрету Валентина Серова «Девочка с персиками». Существует еще один ее портрет — девятью годами позже, написанный Виктором Васнецовым, он называется «Девушка с кленовой веткой». Что же известно об этой девочке после того, как она дважды была запечатлена на картинах великих мастеров? Известно, что ей пришлось долго ждать замужества: она обвенчалась с предводителем дворянства Москвы Александром Самариным в 1903 году, после смерти своего отца, не дававшего благословения на брак. Она скоропостижно скончалась от воспаления легких в возрасте тридцати двух лет, успев родить троих детей. Ее супруг, Александр Дмитриевич, жил после ее смерти еще двадцать пять лет, но больше не женился, а в память о Вере Мамонтовой построил белоснежный храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы. Вера КондавковаВеру Кондакову все знают по знаменитой фотографии, где девочка в школьном платьице с белыми бантами целует Иосифа Виссарионовича Сталина. Ей было тогда семь лет, она еще плохо умела читать, но чудесно декламировала, и слова поздравления, которые ей нужно было сказать Сталину, заучивала наизусть со слуха: «Дорогой товарищ Сталин, это вам от московских ребят…» Никто не подсказывал ей, что Сталина можно целовать — это был личный порыв ребенка, верившего в светлый образ вождя Советского союза. Маленькая девочка в обнимку с огромным Сталиным, белые банты на тонких косичках и густые усы на взрослом лице — фотография разлетелась огромными тиражами по всему Советскому союзу и сделала Веру Кондакову популярной. В «Пионерской правде» вышли стихи Сергея Михалкова: «Это — счастье!/ Нет иного слова!/ Девочка!/ Могла ли ты мечтать?/ Что ты можешь / Сталина родного/ В этот день увидеть и обнять?» Ее узнавали на улицах, приглашали на радио, а в день смерти Сталина вся школа пришла к ней в класс — разделить горе… Вера Кондакова до сих пор жива и живет в Москве, а знаменитая фотография всю жизнь висит на ее стене. Катя ЛычеваЮный посол доброй воли от Советского союза Катя Лычева посетила в 1986 году Соединенные штаты Америки с миссией мира. На эту девочку была возложена миссия стать символом “советской миролюбивой политики”, и образ ее был создан вслед за образом погибшей американки Саманты Смит. Но слава ее оказалась не очень долгой. Сначала Катя снималась в детских фильмах, была окружена журналистами во время своей поездки в Америку, которые фиксировали каждый ее шаг: «Катя Лычева делает бумажных голубей», «Катя Лычева участвует в пресс-конференции», «Катя Лычева встречается со школьниками». Спортсменка, комсомолка, красавица, к тому же знающая английский… Но когда СМИ перестали писать о ребенке-дипломате, Катя Лычева оказалась забыта. Она эмигрировала во Францию, закончила Сорбонну и, хоть и продолжает заниматься международными проектами, общения с журналистами избегает. Надя РушеваДевочка, ушедшая из жизни в 17 лет и оставившая после себя 12 тысяч рисунков. “Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, – писал о Наде Рушевой доктор искусствоведения А. Сидоров. – Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на штудию и освоение мастерства”. Сама же Надя говорила, что пишет сразу набело, без ластика, потому что заранее видит все свои рисунки. «Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести». Ее наследие — это, в основном, графика, иллюстрации к книгам, которые ей читали вслух в детстве или которые она читала сама позже. Иллюстрации к античной литературе, сказкам Пушкина, «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите», «Маленькому принцу» — это не полный список того, что сделала эта девочка к своим 17-ти годам. В разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других — прошло более 160 выставок её работ. «АЛЁНКА» — Елена ГеринасВосьмимесячная Елена Геринас уже более полувека является эмблемой знаменитого русского шоколада «Аленка». А ведь там могла бы быть Васнецовская «Аленушка», например. Но фотография доверчивого мягкого лица в платке дочери фотографа Александра Геринаса победила в конкурсе, объявленном в 1964 году «Красным Октябрем». До этого фотография «Аленки» с широко распахнутыми глазами и румяными щеками украсила обложку первого номера журнала «Здоровье» за 1962 год. У маленькой Елены были карие глаза и немного иной овал лица, но окончательный образ, появившийся на обертке шоколада, создал художник Н.Маслов. К слову, Елена Геринас не получает никакого гонорара за использование изображения своего лица на известнейшем русском шоколаде на протяжении вот уже более пятидесяти лет. В феврале 2000-го года она заявила о своих авторских правах как наследницы на это изображение, но суд, длившийся более двух лет, вынес решение не в ее пользу. Алиса СелезнёваКульт Алисы Селезнёвой стал предвестником распада Советского Союза. Не меньше. Культ появился благодаря стараниям писателя Кира Булычева и режиссера Романа Качанова, который также подарил миру Чебурашку. «Неземная» девочка с большими глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Наталья Гусева и Катя Прижбиляк. Произведения, в которых действует Алиса, создавались на протяжении сорока лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключений своей героини. Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей побывать в космосе и в Атлантиде. Необычная судьба девочки, её приключения породили целый пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. Популярность Алисы подчеркивает и то, что в народе стали появляться анекдоты про неё и шуточные куплеты. Песня же «Прекрасное далеко» была абсолютным хитом. Что интересно. «Прекрасное далеко» — это, вообще-то, о Рае, но в контексте советской культуры все были уверены, что о коммунизме. Приключения серийного вторженца 2013-10-13 07:10 manager Брэдли Гарретт – фотограф и исследователь со значительным опытом в области антропологии и археологии. Последние пять лет своей жизни он провел, исследуя заброшенные и забытые места в разных городах по всему миру. Вторгаясь без спроса в системы канализации, бункеры, старые станции метро и на крыши действующих небоскребов, он фотографирует и исследует эти необычные локации, называя свое занятие «взломом мест». Эти фотографии, которые вошли в его новую книгу «Исследуя все», были сделаны в более чем 300 местах в 8 странах, и на них можно увидеть радость, ужас и удивление, с которым приходилось сталкиваться серийному вторженцу. На железнодорожном мосту в Эдинбурге, Шотландия, в мае 2012 года. «Я пошел на собеседование в Эдинбургский университет (работу, кстати, так и не получил), а после собеседования решил залезть на этот мост и сделать этот снимок».
Бониярд, Викторвилль, Калифорния. «Бониярд – это кладбище самолетов на авиабазе Джордж. Чтобы попасть внутрь, нам пришлось перепрыгнуть через колючую проволоку и избегать охранников. Но возможность попозировать в Боинге 747 того стоила!». Электростанция Баттерси, южный Лондон, Великобритания. «Вообще, эта станция была нашей своеобразной игровой площадкой лет пять. Это крупнейшее кирпичное здание в Европе с заброшенными щитовыми. Внутри него испытываешь потрясающие чувства». В здании Фарвелл в Детройте, штат Мичиган. Пустые вагоны на заброшенной станции метро Олдвич в Лондоне. Дюкеры дамбы, Лондон. Туннели Барбикан, Сити, Лондон. «Барбикан – это монструозное сооружение в Лондоне, которое стало своего рода культурным центром для любителей кино, театров, музыки и искусства. Здесь же постоянно живут люди. Это фото было сделано внутри паровых туннелей под Барбиканом. Здесь находятся все провода, интернет-кабели, трубопроводы и канализационные трубы». Небоскреб Shard в Лондоне. Церковь на Вудворд Авеню, Детройт, штат Мичиган, США. Психиатрическая клиника Уэст-парк, Эпсом, Сюррей, Великобритания. Станция-призрак в Париже под названием Ивалиды. «Инвалиды – это заброшенная станция линии 8 парижского метро в 7-ом округе. Нужно протиснуться через закрытые ворота, чтобы добраться до этого места. Пока мы были там, вдруг заявился рабочий, и нам пришлось прятаться под поездом, пока он не ушел». Олимпийский стадион, Пномпень, Камбоджа. Цехе Хьюго, Гельзенкирхен, Германия. Когда-то это была угольная шахта, которую закрыли в 1997 году. В этих клетках шахтеры хранили свою чистую одежду и ценные вещи, когда работали. Замок Мезен, Леде, Бельгия. Река Тиберн, Лондон. Гидро-арена, Глазго, Шотландия. На крыше отеля «Tour Horizons» в Булонь-Бийанкуре, Франция. Мичиганский театр, Детройт, США. Легаси-Тауэр, Чикаго, штат Иллинойс. «Мы вторглись в небоскреб довольно нагло – просто вошли посреди бела дня и поднялись на лифте прямо на крышу. Мы остались там до заката, и это был один из самых прекрасных закатов, которые я видел». Даремский бассейн, Дарем, Англия. Молния попала в озеро Мичиган на заднем фоне. Фото сделано с небоскреба Ritz-Carlton Residences в Чикаго, штат Иллинойс, США. Лучшие работы участников конкурса городской фотографии 2013 2013-10-13 07:08 manager Британский фотограф Марк Френч был объявлен победителем конкурса “Городской фотограф года”. Победу ему принесла фотография, сделанная в Гонконге, которую он назвал «Выглядеть хорошо даже на работе». Ежегодный конкурс, проводимый крупнейшей в мире компанией недвижимости CBRE, проходит уже шестой год и является самым значительным в своем роде. В этом году на конкурс было подано более 12 500 фотографий – рекордное количество. Участники представляли 118 стран от побережья Чили до пустынь Саудовской Аравии. Снимок победителя конкурса Марка Френча из Великобритании. «Выглядеть хорошо даже на работе».
Второе место: Гленн Сюртис, Великобритания. «Глаза мухи», Сингапур. Третье место: Руи Педро Мура Барбоса Диаш из Португалии. «Жизнь за жизнь», Португалия. Победитель в категории «студент»: конкурс для студентов проходил параллельно главному. В нем участвовало 1236 человек из образовательных учреждений по всему миру. В этом году победителем стал Том Пеппер из Лондона. Его фотография называется «В ожидании поезда» и сделана в нью-йоркском метро. Фотографов просили указать, в какое время суток были сделаны их фотографии. Полночь: Юрген Бюргин из Германии. «Дождь в Токио». Час ночи: Пол Брэйверман из США. «Под Таймс-Сквер» (Нью-Йорк). Два часа ночи: Ян Монк из Англии. «Продавец чуррос», Валенсия, Испания. Три часа утра: Пол Брэйверман из США. «Подметая полы», Нью-Йорк. Четыре утра: Фотограф из России. «Перерыв на площади Навона», Рим, Италия. Пять утра: Джейсон Пембертон из Великобритании. «Тунец на рыбном рынке Цукдзи», Токио, Япония. Шесть утра: Прашанта Кумар Саха из Бангладеш. «Страховка жизни», Бангладеш. Семь утра: Надер Саадалла из Египта. «Под землей», Египет. Восемь утра: Питер Грэйни из Новой Зеландии. «Куриц перевозят на рынок», Камбоджа. Девять утра: Пако Барреда Сентеллес из Испании. Десять утра: Рэнди Тернбау из США. «Пожарные». Одиннадцать утра: Анил Рисал Сингх из Индии. «Очередь к придорожному дантисту», Варанаси, Индия. Полдень: Джоан Вендрелл из Испании. «Музыка», Барселона, Испания. Час дня: Кен МакКаун из США. «Элегантность воздушного транспорта», Сиэтл, США. Три часа дня: Дэид Кэндиш из Великобритании. «Вертикаль». Четыре часа дня: Дани Позо. Художник готовит краски и смеси на фоне картины Моне накануне выставки импрессионистов в Мадриде. Пять часов дня: Корнелиу Казаку из Германии. «17:00 в Бухаресте». Шесть вечера: Тим Хант из Великобритании. «Мужчины». Семь вечера: Джефф Ломбардо из США. «Ночной», Лас-Вегас. Восемь вечера: Линда Рахмат из Гонконга. «Пачинко», Токио, Япония. Антонио Рохас-младший с Филиппин. «Башни Петронас», Куала-Лумпур, Малайзия. Десять вечера: Андрес Харсиний из Венгрии. «В ожидании поезда». Одиннадцать вечера: Мажди Мунер Алкуда из Иордании. «Мекка». Трогательные и невероятные истории о дружбе между животными 2013-10-13 07:06 manager Эти удивительные истории – отрывки из книги Лизы Рогак «Одна большая счастливая семья», в которой она рассказала о 50 случаях, когда между разными видами животных возникала крепкая дружба. Мы выбрали самые трогательные: Лабрадор и утёнокУтёнка Денниса нашли лабрадор по кличке Фред и его хозяин. Деннис потерял маму, был весь в грязи и вообще выглядел очень неважно. Фред сразу начал его вылизывать, взял под свою защиту и теперь эти двое практически неразлучны.
Белка и кошачье семействоДетёныша белки нашли на улице дети, гулявшие со своей мамой. Неизвестно, что с ним случилось, только он был совсем маленький и брошенный. Без посторонней помощи он определённо бы погиб. Женщина принесла его домой, но есть малыш отказывался. И тогда её муж предложил подложить детёныша, которого назвали Честнат, к котятам – их кошка только-только окотилась. К счастью, Честнат прекрасно вписался в кошачью компанию и сейчас чувствует себя полноправным членом большого семейства. Боксёр и козочкаКогда родилась эта козочка, от неё отказалась мать, и хозяйке пришлось кормить её из соски. Зато, к всеобщему удивлению, отцовские чувства проснулись у хозяйского боксёра, который начал вылизывать новорождённую и вообще взял её под свою опеку и защиту. Сейчас эти двое – не разлей вода, даже спят в обнимку. Спаниель и козлятаСпаниель по кличке Джесс усыновил сразу нескольких осиротевших козлят. И он действительно кормит их из бутылочки, это не постановочная фотография. Хозяин Джесса говорит, что нарочно научил его держать бутылочку, чтобы переложить на него часть обязанностей по кормлению малышей. И спаниель прекрасно справляется. Бордер-колли и детёныши вьетнамской вислобрюхой свиньиВ 1997 году поросята оказались в ветеринарной клинике, потому что от них отказалась мать. При клинике жил колли по кличке Мак. Как только он увидел поросят, то немедленно начал их вылизывать и фактически заменил им мать. Сова и гусёнокЭтой сове много лет не удавалось завести потомство и она совсем загрустила. Однажды один из сотрудников Центра по разведению птиц подложил ей гусиное яйцо. В такой ситуации большинство птиц проигнорировали бы или разбили чужое яйцо. Но тут вышло иначе: яйцо было принято как родное и с вылупившимся малышом потом сложились самые тёплые родственные отношения. Немецкий курцхаар и совёнокКогда совёнок поступил в Центр разведения хищных птиц, ему было всего лишь четыре недели от роду. Как-то раз, по недосмотру персонала, совёнок встретился нос к носу с немецким курцхааром Кьерой, принадлежавшей основательнице Центра Карен Андриунас. Охотничья собака и хищная птица – такая встреча, казалось, не сулила ничего хорошего. Однако, ко всеобщему изумлению, совёнок и собака подружились друг с другом с первого взгляда. Датский дог и оленёнокОленёнка, брошенного матерью, принесли в Центр спасения диких животных совсем маленьким и умирающим. Самый тёплый приём малышу оказал дог по кличке Рокки, принадлежащий сыну одного из сотрудников Центра. Рокки стал заботиться об оленёнке, как о своём собственном детёныше. Оленёнок поправился и эти двое стали лучшими друзьями. Помесь овчарки с доберманом и барсукВ жизни этого барсука, на самом деле, сыграли важную роль две собаки. Одна нашла его, маленького, брошенного, голодного, и отнесла своим хозяевам. Люди передали малыша сотрудникам Центра спасения диких животных. Тут барсука заметил другой пёс, по имени Мюррей, и тоже стал его опекать. Родезийский риджбек/пойнтер и ламаЕщё одна история счастливого усыновления. После того, как мать-лама отказалась кормить своего новорожденного детёныша, малыша передали на воспитание собаке по имени Рози, которая недавно родила своих щенят. Рози оказалась на редкость заботливой матерью и для своих детей, и для приёмной ламы. Боксёр и поросёнокПоросёнка нашли брошенным матерью и умирающим примерно через час после рождения. Хозяева стали выхаживать малыша. К этому делу по собственной инициативе подключилась и боксёр по кличке Сюзи, взяв поросёнка под свою опеку. Когда поросёнок вырос, отношения стали только крепче – друзья целыми днями бегают и играют вместе. Шимпанзе и щенятаМногие шимпанзе ведут себя индифферентно или даже агрессивно по отношению к более мелким животным. Анна – совсем другое дело. Она живёт в одном из маленьких зоопарков и воспитывает нескольких щенков, с которыми обращается на удивление трепетно и нежно. Курица и щенки ротвейлераКурица по имени Мабель повредила себе лапу и хозяева взяли её в дом, где в это время жила ротвейлерша со своими щенками. Курица внимательно и с большим интересом наблюдала, как собака ухаживает за своим потомством. Как только последняя отлучилась, курица тут же сменила её, взяв щенков «под своё крыло». Так родилась новая счастливая семья. Пойнтер и кенгурёнокЭта история произошла в австралийском штате Виктория. Пойнтер Рекс прогуливался со своим хозяином и наткнулся на мёртвую самку кенгуру. Хозяин увёл пса домой, но вскоре Рекс сбежал и вернулся на место гибели животного. Оказалось, что в сумке у мёртвой самки сидит детёныш. Рекс осторожно его достал и отнёс к людям. Собака и кенгуру стали друзьями не разлей вода – до тех пор, пока кенгурёнок не вырос и его пришлось отпустить в заповедник. Лабрадор и карликовый бегемотЛабрадор Лиша живёт в Центре дикой природы в Южной Африке. Когда в Центр поступил осиротевший карликовый бегемот, Лиша тут же вызвалась стать для него «родной матерью». Надо сказать, что у Лиши настоящий материнский талант: за 10 лет своей жизни она вырастила больше 30 детёнышей животных самых разных пород. Акита и львёнокВ 1998 году в зоопарке Глазго (Шотландия) возникла нерушимая дружба собаки породы акита по кличке Конеко и львёнка по кличке Сэм. Чихуахуа и игрункаВ одном из маленьких зоопарков Латинской Америки появилось несколько обезьянок-игрунок. Они не очень хорошо ладили между собой, и самую младшую и слабенькую из них решено было отселить. Потом эта игрунка познакомилась с чихуахуа по кличке Сэм и признала его своей «матерью». Почти целыми днями собака возила обезьянку на спине. Когда игрунка немного подросла, Сэму стало слишком тяжело её таскать и эту обязанность взяла на себя другая собака – золотистый ретривер. Архитектура в фильме «Бриллиантовая рука» 2013-10-13 07:04 manager К концу 1960-х годов режиссер Леонид Гайдай уже считался признанным мастером эксцентрической комедии, но даже на фоне сверхудачных «Операции „Ы“» (1965) и «Кавказской пленницы» (1966) его новая картина, вышедшая на экраны советских кинотеатров в апреле 1969 года, имела оглушительный успех. Приключения заурядного, казалось бы, старшего экономиста «Гипрорыбы», оказавшегося не в то время не в том месте, и шайки контрабандистов, берущих его в оборот, посмотрели только в кинопрокате за первый год почти 77 миллионов зрителей, сделав «Бриллиантовую руку» самым успешным комедийным фильмом в СССР. О солнечных Сочи и Баку в любимой комедии миллионов, нравах и быте жителей всесоюзной здравницы и том, как из столицы советского Азербайджана сделали заграничный «город контрастов».
Действие пролога фильма разворачивается в неназванном восточном городе — чуть позже выясняется, что, скорее всего, это Стамбул. Снимали «заграницу» в местами экзотически выглядящем по советским меркам Баку. Прекрасная панорама Каспийского моря и азербайджанской столицы на Апшеронском полуострове. Заграничности пытались добавить, щедро украсив бакинские улицы разнообразными вывесками. Тут тебе и Lampade-Radio, и Cafe’s Scifo, и вывески почему-то на арабском (или фарси), и даже некая ferreteria, что, как утверждает «Википедия», есть испанский термин для обозначения магазинов по продаже разного рода инструментов. Баку, впрочем, с головой выдает здание в перспективе улицы. Это, пожалуй, самая известная достопримечательность города — так называемая «Девичья башня», 30-метровое сооружение XII века, входившее в оборонительную систему старого Баку. Действие всех «заграничных» эпизодов «Бриллиантовой руки» происходит в границах Ичери-шехера, окруженных сохранившейся крепостной стеной нескольких кварталах бакинского Старого города. Эта самая средневековая стена XII—XV веков с характерными зубцами присутствует на многих кадрах. Зачастую компанию ей составляет одна и та же иномарка — по всей видимости, с другими образцами загнивающего капиталистического автопрома в столице советского Азербайджана было туговато. Советский приморский город, как и его заграничный антагонист, погрязший в контрастах, напрямую в фильме не называется. Снимать его Гайдай, в принципе любивший работать на курортах, решил в главной всесоюзной здравнице — Сочи. Руссо туристо, невероятным образом получившие разрешение на выезд из страны, возвращаются из круиза другими людьми. Очень стильное модернистское сочинское здание осталось, увы, неопознанным. Зато о сочинской прописке Семен Семеныча Горбункова недвусмысленно свидетельствует сооружение справа на следующем кадре. Это Морской вокзал города. Прекрасное здание в монументальном сталинском стиле со шпилем, общей высотой 71 метр, спроектированное архитекторами К. Алабяном и Л. Карликом и построенное в 1955 году, в советское время было настоящим символом Сочи. Оно действительно регулярно встречало жителей и гостей города-курорта, прибывавших сюда на круизных и прочих теплоходах. Сцена прощания Горбункова с семьей («Мы провожаем ПАААААПУ!») снималась на главном глубоководном причале вокзала. Интерьер каюты «Михаила Светлова» — герои знакомятся. Играть вторую главную роль в пару к Юрию Никулину Гайдай пригласил тогда еще совсем мало кому известного 27-летнего Андрея Миронова. Образ модника-манекенщика, по совместительству подрабатывающего контрабандистом, любящего костюмы с отливом, водолазки и шляпы, иметь которые являлось бы пределом мечтаний любого современного хипстера, наконец-то, прославил на всю страну одну из будущих главных советских кинозвезд. Вновь Стамбул-Баку и, заметьте, все та же улица, что и в прологе, с теми же вывесками и тем же автомобилем. Только погода уже солнечная, и вокруг бродят толпы местных жителей. К счастью, азербайджанцы выглядят и так достаточно экзотично для среднего жителя СССР, поэтому съемочной группе пришлось лишь озаботиться переодеванием женщин в чадры. Горбунков фотографирует иноземные достопримечательности (конечно, забыв снять крышку с объектива) своей «Сменой». На заднем плане виден минарет Джума мечети, одной из нескольких старинных (1899) мечетей бакинского Ичери-шехера. Уже другая улица, но — вот поразительно — и здесь есть Cafe’s Scifo и реклама Lampade-Radio, а конкуренцию верблюдам составляет наконец-то обнаруженная на просторах Азербайджанской ССР другая иномарка. На улочках Ичери-шехера, в перспективе — фрагмент стены, окружающей старый город Баку. Приближается цигель-цигель, ай-лю-лю. Объявляется свободное время. Архитектурный фон кадра составляет дворец Ширваншахов XV века. Герой Миронова, кстати, смотрит на золотые Longines — собственные часы актера. А здесь за Гешей Козодоевым уже Баку советский. На заднем плане прекрасно видны грандиозные сталинские административные здания первого послевоенного десятилетия. Колорит восточного города. С приходом в Азербайджан больших нефтяных денег этого колорита (по крайней мере исторического) заметно поубавилось, в городе стали появляться вполне современные здания, сделавшие бы честь любой европейской стране, но дворики старого города, по которым блуждают герои «Бриллиантовой руки», во многом и спустя 40 лет после выхода фильма остались все теми же. Разве что прибавилось самостроя, а на стенах домов появились посторонние агрегаты типа кондиционеров или спутниковых тарелок. Возвращаемся на нашу советскую родину. «Мосфильм» в «Бриллиантовой руке» ненавязчиво рекламирует новую комедию Эльдара Рязанова. Так жила семья старшего экономиста в «Гипрорыбе». Дом — пока относительно свежая панельная хрущевка. Окна лестничных клеток заполнены популярными в те годы стеклоблоками. Это тоже Сочи, только нетуристический. Работникам многочисленных санаториев, учреждений сферы обслуживания, старшим экономистам в проектных институтах, наконец, контрабандистам тоже надо было где-то жить. Обстановка скромная, но телевизор уже имеется. Все интерьеры были созданы в павильонах «Мосфильма». А на кухне, в шкафчике, — початая бутылка грузинского коньяка и венгерская консерва Globus. В противоположность Горбункову его новый заклятый друг Козодоев живет в квартире, заполненной модернистскими светильниками и украшенной многочисленными предметами искусства, включая икону в углу, дизайнерски стилизованном под деревенскую избу. Под иконой стоит шеренга фарфоровых слоников. Этот эпизод и увлеченность Козодоева православием не слишком понятны в контексте картины, да и не то чтобы вразумительно выглядит сама контрабандная схема, по которой шайка авантюристов рисковала свободой, чтобы ввезти в СССР «золото и бриллианты», «найти» с ними клад и отдать 75% его стоимости государству. Но это только если не знать про вырезанный цензурой фрагмент фильма, из которого следовало, что контрабандисты вывозили из Союза иконы, обменивали их в «городах контрастов» на драгоценности, ввозили ювелирку обратно в Союз и там легализовывали нажитое преступным путем через клад. Статья об «интересной находке» при пристальном изучении представляет собой набор бессмысленных фраз вроде «Амортизация основных фондов» и «Разгоряченные мокрые прыгуны, спешащие к дрессировщику, останавливаются перед решетчатым барьером» (?!). Прогулки по Приморскому бульвару Сочи. Анна Сергевна. Не ясно, что сильнее гипнотизирует на этом кадре: сооружение в черно-белую линейку или героиня Светланы Светличной. Шоу-рум сочинского Дома моды. Летний комбинированный костюм «Универсал-69». «Бриллиантовая рука» — поразительно современный и раскованный фильм, особенно для 1968 года. Девушки в мини-бикини, Светличная в купальнике и без него, демонстрация сразу двух проституток: заграничной и нашей (наша, конечно, круче) — сложно представить, как пропустили такую аморалку партийные цензоры. Инструктаж Семен Семеныча проходит на набережной реки Сочи. Один из ключевых эпизодов картины разворачивается в летнем ресторане «Плакучая ива». Местные краеведы тщатся убедить публику, что эти сцены снимались в реальном сочинском ресторане, однако ничего похожего на павильон под неоновой вывеской в городе не осталось. Скорее всего, интерьер «Плакучей ивы» создан на площадке «Мосфильма» в Москве. Ресторан летний, поэтому большие площади остекления и растущая прямо посреди зала ива не удивляют. Администратор в популярном сочинском ресторане — конечная точка на пути к успеху в этом городе. В интерьере заведения широко использован натуральный камень (или по крайней мере намек на него). Художники-постановщики не поленились даже создать декорацию открытого камина в зале, перед которым «шеф» на банкете рассказывает о решении купить, «по совету друзей», автомашину «Москвич» последней модели. Архитектура этого сооружения, увы, отличается предельной утилитарностью. Создатели картины соблюли достоверность: «Плакучая ива» заявлена рестораном летним, соответственно, без собственного санузла. Иностранные моряки и некая подозрительная, возможно, также портовая девушка между прочим распивают румынское (!) шампанское Zarea. Элементы сладкой жизни. Отель «Атлантик», куда Горбунков приехал покупать женский халатик с перламутровыми пуговицами. В роли не существующего в Сочи отеля выступала гостиница «Горизонт» в Адлере, в которой и жила съемочная группа «Бриллиантовой руки» во время работы над фильмом. «Атлантик»-«Горизонт» мелькает на кадрах чуть раньше ключевого эпизода с халатиком. Именно в здании за горбунковской «Волгой» находился тот самый «двухкоечный нумер». Интерьеры комнаты — «мосфильмовские». Богатая обстановка для советской гостиницы, пусть даже и на главном курорте огромной страны. Так «Горизонт» выглядел во времена своего расцвета, в 1979-м. Перпендикуляром к жилому корпусу был пристроен двухэтажный объем с рестораном «Прибой» и кафе-мороженым. Можно встретить утверждения, что именно в «Прибое» снимали «Плакучую иву», но это, очевидно, не так. Увы, историческая сочинская гостиница, знакомая десяткам миллионов кинозрителей по одному из самых популярных фильмов советского кинематографа, в 2000-е была выкуплена некими частными лицами и практически полностью снесена, причем без шансов на новое строительство. Так двухэтажные руины отеля «Атлантик», гнезда аморалки и сладкой жизни, и стоят немым укором человеческой безалаберности в ожидании Олимпиады 2014 года. Красота водопада Серебряные Струи 2013-10-13 07:02 manager Это, конечно, не Анхель и не Виктория. И даже не Учан-Су и не Джурла… Это совсем небольшой водопадик, текущий по каменной глыбе, покрытой толстой зеленой шапкой мха. Ярко-зеленый летом, оранжево-красный осенью и серебряно-белый с замерзшими струями воды зимой… Именно из-за своего зимнего вида он и получил свое название – Серебряные Струи
Водопад Серебряные Струи расположен выше села Соколиное, совсем недалеко от дороги, ведущей на плато Ай-Петри. Найти его легко – он находится в нескольких сотнях метров от начала спуска в Большой Каньон Крыма. Достаточно просто идти по реке Сары-Узень вверх по течению, и совсем скоро вы окажетесь около водопада Красив не только сам водопад, но и тропа к нему – на склонах реки Сары-Узень растут граб и бук, дуб и липа, рябина, лещина и кизил. И в какой-то момент из полумрака июньского леса вдруг покажется залитая ярким летним солнцем покрытая мхом глыба Вода буквально сочится из мха. Летом, когда воды в горах немного, ее потоки почти не видны на мощной зеленой шапке. Под водопадом располагается неглубокий грот, в котором летом даже в сильную жару невероятно холодно С разных ракурсов водопад Серебряные Струи напоминает каких-то мифических животных Вода из мха – очень необычно Некогда, еще в XIX веке эти места принадлежали князьям Юсуповым. Чуть выше водопада находится Юсуповский пруд, который строил Феликс Феликсович Юсупов, последний из князей Юсуповых, который, правда, здесь почти не бывал. Прославившийся своими переодеваниями в женские наряды, в которых аристократ-трансвестит не только посещал публичные места, но и отжигал на подмостках кабаре и в России, и за границей, любил… форель. Именно для ее выращивания и был построен этот пруд на реке Сары-Узень, чтобы выращивать рыбу в естественных условиях. Кристальной прозрачности вода, бурлящие ручьи выше и ниже и … ни одной рыбы в пруду… XXI век. И только пробегающие мимо жужелицы сокрушенно качают головой. Рыбы в пруду нет, значит пойдем любоваться водопадом Оптические иллюзии в фотообъективе 2013-10-13 07:00 manager Наверняка, многих из вас подташнивает при виде фотографий с невестами на ладошках женихов или Эйфелевой башней, взятой за верхушку очередной фотогениальной умницы. Давайте, еще немного потошним. Правда, в нынешней подборке оптические фотоиллюзии будут все-таки попроще и поскромнее. То есть, большинство из них вышли совершенно случайно, а не после 69-го кадра с предварительной получасовой постановкой. Поэтому, надеемся, что фотографии зарядят вас на позитивное настроение, а никак не на негатив. Возможно, кого-то они даже вдохновят поскорее схватить фотокамеру и помчаться на улицу. Ведь, во-первых, сегодня выходной день. А во-вторых, даже полутеплых деньков в нашем осеннем календаре осталось не так и много. Удачного всем воскресенья.
|
В избранное | ||