За кулисами весьма ограничено количество ракурсов, а балет «Весна священная», генеральную репетицию которого мы наблюдали, длится всего 40 минут. За это время мы даже не успели толком понять, что происходит, не то, что сфотографировать.
Зато успели проникнуться атмосферой театра настолько, что стали слёзно проситься поснимать ещё и во время самого представления. Сделать этого нам, конечно, не разрешили (даже ТВ разрешают снимать только первые 10 минут от начала спектакля, и только с определённого ракурса из зала). Но разрешили побыть за сценой до последнего звонка.
Собственно, история началась с приглашения банка ВТБ, который выступает генеральным партнёром самого Мариинского театра, премьеры балета «Весна священная» и всякими другими видами культурного спонсорства. Вообще-то это был первый раз, когда я ходил на балет. И не то, чтобы я такой уж бескультурный… хотя да, бескультурный.
Тема балета меня никогда ранее не интересовала. Точнее, не интересовала с точки зрения зрителя из зала. Но как только я узнал о возможности оказаться за кулисами, согласился не раздумывая! Мне казалось, что там, за кулисами, я найду много фотографической фактуры, интересного света и сказочных, местами киношных, сюжетов.
В принципе, так оно и оказалось. Но… 40 минут генеральной репетиции, это катастрофически мало! И последующие полчаса перед представлением тоже пролетели как один миг. А теперь представьте, к тому же я несколько облажался с настройками камеры. Понадеялся на авто-ISO Фуджика xPro-1, а он его высчитывает, исходя, видимо, из полностью статических сюжетов. Динамики же за кулисами, сами понимаете, хоть отбавляй.
В итоге 90% кадров смазанные, и, увы, по большей части это брак. Надо было снимать на фиксированном ISO где-нибудь смело в районе 3200 или 6400. Тем не менее! Хорошо, что я снимал очень много и практически не переставая. Поэтому у меня есть что вам показать. Итак, закулисье Мариинки в цвете.
До начала репетиции у нас была возможность посмотреть на некоторые помещения театра. Это — сцена, вид сзади и сверху. С мостика (на местном жаргоне — мостик смерти), который соединяет левую и правую (на местном жаргоне — женскую и мужскую) половины театра. Декорации ещё не опущены, поэтому мы видим сцену «насквозь».
Это так называемая, опять-таки, на местном жаргоне, дорога жизни — рельсы, которые соединяют сцену и место погрузки/разгрузки декораций на улице.
А вот что происходит под куполом. Здесь шьют и разрисовывают декорации, которые потом опускают вниз прямо из этого зала. Спущенные сверху декорации как раз загораживают проём, изображённый на первой фотографии.
Этот снимок я сделал, стоя на лампах, которые можно увидеть на фотографии. Это самая высшая точка театра, под самым куполом.
Рядом с куполом есть лестничка на чердак с очень уютным местом для творческой медитации.
Вот такой вид открывается, если сесть на стуле.
В театре какое-то невообразимое количество разного инвентаря. Я сделал кучу снимков, но на них так много всяких вещей, костюмов, шляп, шпаг, трезубцев и прочих мечей, что всё это сливается в одну большую кашу. А я не люблю кашу, поэтому пусть будет только одна фотка, в качестве переходной от купола ниже, в гримёрки и костюмерные.
Девушки из кордебалета готовятся к выступлению. Вокруг много макбуков и айфонов, наверное, подарки поклонников.
Вообще, девушки в балете очень красивые. Правда, мой друг считает, что под гримом этого рассмотреть невозможно. Девушки сами тоже так считают — «снимайте ради бога, всё равно нас под гримом никто никогда не узнает». Но мне кажется, я вижу, какие они все красивые.
Потихоньку подбираемся к сцене.
Меня, конечно, очень поразило, сколько людей работает в театре. Не считая самих артистов, которых в этом конкретном балете задействовано, наверное, человек 40, и оркестра (ещё человек 30), сцена кишит несчётным количеством рабочих, осветителей, техников, костюмеров, гримёров, звукорежиссёров и представителей множества других профессий от дирижёра до уборщиц.
Раньше я не понимал, почему билеты на балет такие дорогие. Теперь у меня другое непонимание — как можно содержать столько людей на кассовых сборах, даже если бы билеты стоили в 2 раза дороже? Мне кажется, совершенно невозможно.
Специалист по управлению занавесами (они здесь называются планами) и, насколько я понял, прожекторами.
Проверка прожекторов.
Пока мой друг караулит сюжеты, уборщицы занимаются последними приготовлениями настила. Кстати, настил — это часть декорации, меняется между всеми представлениями. Для того, чтобы справиться с плотной тканью такого размера, на сцену в перерыве выходит около 10 рабочих с молотками и гвоздодёрами. Выходить в обычной обуви на него не разрешается.
Но если очень хочется, то немножко можно и в обычной обуви выйти. Особенно для случаев вроде интервью, которое берёт французский телеканал у хореографа балета «Весна священная» Миллисента Ходсона и дизайнера Кеннет Арчер.
Нам тоже разрешили по краешку походить. Вид с середины сцены в зал поверх оркестровой ямы.
Пока идут последние приготовления, мы пошли посмотреть на сцену со стороны зрительного зала.
Пока идёт проверка декораций, сцена постепенно заполняется артистами, а оркестровая яма — музыкантами. Меня с самого начала интересовало, как можно организовать такое количество людей, находящихся в разных помещениях огромного театра.
Оказывается, кроме чёткого планирования по времени и традиционных трёх звонков, которые слышны во всех внутренних помещениях, в театре предусмотрена внутренняя громкая связь, где вежливым мужским голосом специальный диктор приветствует, настраивает и подбадривает актёров, сообщая и напоминая, кто, где и через сколько минут должен быть, что он должен к этому моменту сделать и что иметь с собой (например «мужчины, не забудьте головные уборы и бороды»).
Все в сборе, через несколько минут начнётся представление.
Мы успеваем вернуться за сцену до начала спектакля. Актёры разминаются, кто-то делает упражнения на растяжку, кто-то в довольно приличном темпе (поверьте мне, как бегуну) наворачивает круги по сцене.
Несколько постановочных фотографий перед самым началом. Мы, конечно, мечтали выйти на сцену и поснимать прямо внутри толпы актёров. Сначала скромничали, опасаясь повредить своими кроссовками покрытие. Но когда мы поняли, что кроме нас больше никто об этом не заботится, и сами сотрудники, не задействованные в балете, ходят в обычной обуви, тоже обнаглели и вылезли в самый центр. Жаль только, на это у нас было всего несколько минут.
Итак, погас свет, заиграла музыка и началось представление.
У меня совсем не было времени вникать в сюжет, поэтому я с радостью узнал потом, что сюжета в этом балете, собственно, никакого и нет. Это постановка на основе народных обрядов под музыку Стравинского. Мне близок антисюжетный подход в искусстве, поэтому «Весну священную» я зауважал ещё больше.
Мужчины в головных уборах с незабытыми бородами ждут своего выхода.
Когда актёры иногда снимали шапки, я к своему удивлению видел весьма разновозрастных мужчин. В основном лет по 25-30, но некоторые были совсем лысые, на вид лет 40-45. Хотя с этим гримом действительно – поди разбери.
Высокая девушка в светлом пришла не одна. За кулисами её ждал муж (судя по прекрасному телосложению и светским манерам, тоже балерун) и их очаровательная 5-летняя дочка.
Что только народ не делает за кулисами в ожидании своего выхода. Краем глаза наблюдая за происходящим на сцене они травят анекдоты, обсуждают вчерашний концерт Кинчева и даже читают книги. Вообще, атмосфера за кулисами очень дружелюбная и, я бы сказал, утончённая.
В какой-то момент на сцену вышли медведи. Кстати, во время репетиции на сцене через динамики идёт постоянный голос (режиссёра, видимо), практически нескончаемый монолог — «группа в красном, почему не шаркаете… мужчины с женской стороны, отстаёте!… выходим ближе, ближе… ближе, я говорю! … вашу мать, что ж вы делаете то… медведь! кто там медведь? Сергей, ты медведь? почему развернулся на 2 секунды позже?!… ну кто так парами перестраивается… уже по четверо все построились, а вы двое там сзади почему до сих пор двое?» Ну и т.д.
Как я уже писал, у меня не очень получились динамичные фотографии с этой съёмки. Но вообще народ постоянно скачет и прыгает по сцене. Это из зрительского зала кажется, что балерины и балеруны порхают аки птички небесные. А когда стоишь за сценой, слышишь топот пары десятков ног, шаркания, бормотания под нос ведущих групп по 3-4 человека «раз, два, три, и оппа», и видишь, как потный актёр «выпархивает» со сцены за кулисы с тяжёлым хриплым придыханием «уффйооо!», понимаешь, что все они – обычные живые люди.
Репетиция закончилась, все собрались на сцене для разбора полётов. Через несколько часов зал наполнится зрителями и начнётся премьера балета «Весна священная», которая проходит (на момент написания этого текста уже прошла) в Питере в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей».
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел вам рассказать и показать. Понравилось ли мне в Мариинском театре? Очень! Я узнал новый, доселе незнакомый мне мир, погрузился в его атмосферу, и теперь она меня буквально манит своей сказочностью и утончённостью.
Уверен, в следующий раз я смогу сделать куда более выразительные кадры. С первого раза в новом мире действительно непросто сориентироваться, по крайней мере мне. Очень надеюсь, что у меня будет ещё возможность вернуться за кулисы. И, может быть, не только Мариинского, но и Большого театра.