Императорский фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу Елизаветы Петровны.
C 1925 года он носит название Ломоносовский, хотя его вполне могли бы назвать
Виноградовским, потому что именно Дмитрий Иванович Виноградов, талантливый русский
ученый, смог разгадать секрет изготовления фарфора и впервые создал отечественный
фарфор, по качеству не уступающий саксонскому. Завод знал годы расцвета - при
Екатерине II, Павле и Александре III. И годы, когда интерес к фарфору ослабевал,
как при Александре II, и уже подумывали о закрытии "бесполезного" предприятия.
Сразу после революции, когда не хватало продовольствия и самых необходимых
вещей, на Императорском фарфоровом заводе обнаружился большой запас нерасписанных
тарелок, чашек и сервизов, оставшийся в наследство от императорских заказов.
И тогда за дело взялись художники-новаторы, в первую очередь, Сергей Чехонин
- блестящий художник со скромной внешностью "притаившегося комара" и богатейшей
фантазией. Родилось новое явление в искусстве - русский агитационный фарфор.
Чехонин украшал тарелки революционными призывами, вплетенными в сложный графический
узор. Это был удивительный парадокс: в голодном городе появились изысканные сервизы,
достойные самого роскошного стола. Чехонин собрал вокруг себя целую группу талантливых
художников. И власти догадались, куда девать уникальные тарелки, расписанные
Чехониным, Добужинским, Альтманом, Кустодиевым и Малевичем. В целях пропаганды
и получения остро необходимой твердой валюты их продавали на Запад, и они стали
украшением многих знаменитых коллекций.