Многие знают, что слово "вокзал" первоначально не имело к железной дороге никакого
отношения. В 1660 году предприимчивая англичанка Джейн Вокс открыла в окрестностях
Лондона увеселительное заведение с рестораном, названное Vauxhall. Мода на такие
загородные места отдыха дошла и до России, и в Петербурге возникли свои "воксалы":
первый – в 1770 году, на Каменном острове, потом в Екатерингофе и в Новой Деревне.
В 1836 году началось строительство железной дороги, соединившей Санкт-Петербург,
Царское Село и Павловск. Для привлечения пассажиров в Павловске по проекту архитектора
Штакеншнейдера был построен новый великолепный "воксал", затмивший всех своих
предшественников. Превосходный ресторан, бильярд, зал для танцев. Сначала в Павловском
вокзале пел хор московских цыган, но уже с декабря 1849 года их сменил симфонический
оркестр под управлением Йозефа Германа, исполнявший танцевальную музыку и фрагменты
из опер. Павловск стал первой в России летней филармонией.
10 сезонов подряд здесь играл на скрипке и дирижировал король венских вальсов
Иоганн Штраус. Всем его предшественникам приходилось выступать под стук ножей
и вилок - концертный зал и ресторан не были отделены. "Несравненный Страус" отказался
играть во время обедов, его выступления начинались в 7 часов вечера и продолжались
до отхода последнего поезда. В Павловске Штраус написал "Воспоминания о Павловском
парке", "Петербургские дамы", "Нева-полька" и "Прощание с Петербургом".
Выступления в Павловском вокзале считались большой честью. Здесь пели Шаляпин
и Собинов, играли Глазунов и Прокофьев, танцевала несравненная Анна Павлова.
После 1917 года дачников почти не стало, посещаемость концертов упала, и загородная
симфоническая музыка стала постепенно угасать. В годы Великой Отечественной войны
Павловский вокзал был разрушен, а после войны – не восстановлен.