Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования
Армия
ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ГРАНИЦЫ НА УЧАСТКЕ ПОГРАНИЧНОЙ ЗАСТАВЫ В ГОРНО-ТАЕЖНОЙ МЕСТНОСТИ
часть 2-я “Мой первый поиск”
Ноябрь 1992 года выдался в Забайкалье не слишком холодным. Конечно, ночью мороз доходил до -10, но днем светило солнце и было сравнительно тепло. Снег, выпавший за неделю до этого, начинал подтаивать на асфальтированном плацу и шиферных крышах. В один из таких теплых дней конца ноября, накормленный женой, я курил на крылечке, накинув на плечи черный полушубок. На заставе к разводу нужно было появится через час. Этот час я собирался потратить на заготовку дров. С утра мы с замполитом притащили с дровяника шесть здоровых сосновых поленьев, козлы и двуручную пилу. Нужно было порезать это полено (а скорее, маленькое бревно) на четыре части, а иначе оно просто не лезло в печку. Несмотря на наличие парового отопления, в наших квартирах было холодно, и мы периодически проделывали с ним это упражнение. Для работы я уже надел старенький спортивный костюм. Замполит все не шел, и я уже собирался пойти
за ним, как во двор ДОСа вошел дежурный и сказал, что меня вызывает начальник. Дело б!
ыло обычное, вызывает, так вызывает, и я пошел домой переодеваться. Мой камуфляж, подернутый тонкой ледяной коркой, сох после стирки во дворе и я решил надеть п/ш и хромовые сапоги. До этого я надевал их сравнительно редко, "Амазар" не особо располагал к хождению в тонких сапогах на выточенном каблуке. Сапоги приятно облегали ногу, светило теплое солнце и я, подумав, положил на полку шапку, взяв зеленую фуражку. "Ты куда?", - спросила жена. "На заставу...". "А дрова?". "Позже, начальник вызывает". Подковки на каблуках звенели, когда соприкасались с асфальтом, солнце светило, а сердце пело.
Дело, по которому я понадобился начальнику, было довольно рутинным. Каждый месяц между соседними заставами должно организовываться взаимодействие, в ходе которого два начальника встречаются на стыке и решают, что же им вместе делать, когда произойдет то или иное событие, о чем непременно делается запись в "Книге пограничной службы", и оба начальника при этом должны собственноручно расписаться. Поскольку события в нашем таежном тупике происходят очень редко, начальники на это дело постепенно забивают и на стык не ездят, а ездят, коли есть повод, в гости, а когда повода нет - просто передают книгу соседу с попутным офицером. Вот так книга "Амурской" оказалась у нас, а наша, соответственно, у них. Попутный офицер улетел утром на вертолете прямо в отряд, и теперь мне было нужно вернуть вещи в исходное состояние. Задание было не сложным, и я решил не переодеваться. Два часа туда, полчаса там,
два обратно... сейчас 13.30, нормально... еще и дров до "боевого" наколоть успею. Дорога!
до "Амурской" заняла даже меньше времени, чем я планировал. Ворота заставы открылись прямо перед нашим носом, и тут я почувствовал неладное... Нервозная атмосфера передается на расстоянии. Я просто вылез из кабины, взял сверток с книгой и пошел к крыльцу. Меня никто не встретил и не сказал ни слова, но я почувствовал, что здесь что-то случилось. На крыльце стояли солдаты с автоматами, радиостанциями и они были не похожи на обычный наряд, мимо меня задыхающаяся от лая овчарка проволокла на поводке щуплого вожатого, и это тоже выходило за рамки обычного порядка вещей. Солдаты посторонились, и я прошел мимо них внутрь заставы. Там было пусто и только в конце коридора из канцелярии начальника раздавался громкий голос коменданта. Спросив разрешения, я вошел. В кресле начальника возвышался комендант, а офицеры "Амурской" скромно жались под стенками, никто не обратил на меня внимания. Я подошел
к начальнику и сказал, что привез книгу. "А на какой ты машине?" - полушепотом спросил !
начальник. "На "шишиге", - тоже шепотом ответил я. "Вот, товарищ майор!, - уже громко сказал начальник "Амурской", - тут замбой с "Амазара" на шесятшестой прибыл, можно высылать заслон!".
Мой план на проведение остатка этого дня и дня следующего полетел кувырком еще до того, как я выехал из ворот своей заставы. Дозор с "Амурской" шел в направлении реки Шилка и увидел, что КСП пересекают следы человека, а нити системы вырваны и замкнуты. Человек ни от кого не прятался, а потому не нужно было быть большим следопытом, чтобы определить, что пришел он со стороны границы. Система на этом участке уже фиг знает сколько времени висела колом, а оттого замыкание нитей не вызвало тревожного сигнала у дежурного. Доклад наряда застал начальника "Амурской" врасплох. Он сперва решил, что через систему сиганул один из мужиков с Покровки (деревни в восемь домов на участке заставы, находящейся между системой и Амуром). Первым делом он поехал туда, но жители деревни были в комплекте, а на вопросы недоуменно пожимали плечами. Над "Амурской" нависла тень, тень прорыва. Через 40 минут на заставе
появился комендант. Он пешком перешел Шилку по тонкому еще льду и по пути осмотрел след!
ы. В довершение всех бед в это время сломалась единственная заставская машина. Естественно, застава тут же была поднята по команде "В ружье", а начальник вздрючен за то, что не сделал этого раньше. Именно в этот момент на заставу въехал я. Начавший раскручиваться маховик пограничного поиска, перемолол меня вместе с планами "на вечер". Я тут же был включен (вместе с машиной) в состав поисковой группы, ибо по мнению коменданта все выпускники Алма-Атинского училища должны любить бегать. Я, в общем-то, и не возражал... перспектива поучаствовать в поиске нарушителя, а, возможно, и в задержании, показалось мне идеей достаточно привлекательной. Вторым офицером в поисковой группе был мой однокурсник по Алма-Ате, замполит "Амурской" Витя Е. Мы выехали к месту обнаружения следа, и там на месте убедились, что человек пришел со стороны границы, а следу где-то часа 4-5. Решив сделать обратную проработку,
мы проехали по следу 3 км до берега Амура, где убедились, что дорожка идет с того бе!
рега. Тогда я подвез Витю до системы. Он с двумя бойцами перелез через нее и, двигаясь вдоль следа, скрылся в тайге, а я вернулся на заставу. С момента начала поиска прошла уже пара часов. Солнце медленно уходило в Китай. Выслушав мой доклад, комендант решил высылать заслоны на возможные направления движения китайца. Вид у него был достаточно кислый, ибо майор Устюгов с лета планировал перевестись из Забайкалья на Украину, так что неприятности с прорывом были ему ну совсем не нужны. Два заслона погрузились в кузов моей "шишиги" и я, не желая расстаться с перспективой поймать вражину, пристроился с ними. Сначала я хотел сесть в кабину, но дверцу перед моим носом захлопнул комендант. У себя на заставе, когда я ездил на шишиге, втроем мы все размещались в кабине. При этом один садился на двигатель, а второй на пассажирское сиденье. Было это не очень удобно и совсем не безопасно, но хотя бы тепло...
Однако предложить такой вариант посадки коменданту я так и не решился. Мы уже вт!
орой час тряслись в кузове, направляясь по ухабистой дороге в сторону прииска "Холаджикан". На улице почти стемнело и похолодало... и только тогда я вспомнил, что на мне надето только легкое п/ш, фуражка и чертовы хромовые сапоги! Я выглянул из-под тента, ночь обещала быть звездной. Первый заслон мы высадили примерно через полчаса, как проехали ворота системы (я, честно говоря, так и не понял, зачем).
Не знаю, как кто... но лично я измеряю неровность дороги в ЖУМах. Эта единица измерения характеризуется количеством жопо-ударов за минуту. Я насчитал около 40. В кузове остались только я, солдат-связист с коротковолновой станцией "Северок", приехавший с комендантом, и вожатый, (которого тащила за собой здоровенная овчарка) вместе с псом. Оба солдата были одеты по уму, в шапки, теплые куртки, ватные штаны и валенки, и тогда я тоже решил утеплятся. За ящиком с инструментами я надыбал старую промасленную шинель, которую постелил на лавку подкладкой вверх, ноги в хромачах я засунул под брюхо собаки (к чему, как ни странно, пес отнесся достаточно благосклонно), а уши периодически тер перчатками. Так за утеплением мы и доехали до Холаджикана. Прииском это было много лет назад, с тех пор золото иссякло, добыча стала нерентабельной, и от былой роскоши осталось лишь покосившееся зимовье с заколоченными
фанерой маленькими окошками, притулившееся возле дороги, по которой проезжали маши!
ны-лесовозы. Водители лесовозов останавливались здесь попить чаю, так что внутри была печка. Именно сюда по расчетам коменданта и должен был выйти нарушитель. Мы заглушили машину и присели около хибары. Впрочем, большой разницы не было, так как внутри было пусто и холодно, а в печке не теплился ни один уголек. Тут комендант посмотрел на меня и спросил... "А ты чего это так вырядился?" "Да вот, - ответил я, - собирался вроде как на пару часов, а видите, как вышло...". "Вышло... из хуя дышло!, - сказал комендант, - здесь хоть насколько собрался, а валенки с шубой держи под рукой". На том и замолчали, но мысль эту я усек и больше своей ошибки насчет экипировки уже не повторял. Время шло медленно... я уже устал смотреть на часы, секундная стрелка которых, казалось, приросла к своему месту, как вдруг в подлеске затрещали сучья, наша собака насторожилась. Люди тоже замерли, всматриваясь в темноту.
По подлеску будто стадо бегемотов ломилось. И вдруг с той стороны показался луч фона!
ря...
Это была Витина поисковая группа. Они шли по следу. Сначала пропала связь, так как УКВ сигнал радиостанции "Айва" неспособен преодолеть неровности, потом след стал пересекатся с множеством других следов, оставленных животными, и в сгустившейся темноте они начали его терять, потом выдохлась собака (бедного пса тащил на себе инструктор). "Короче, вариантов два, - подытожил Витя, - либо он ушел левее и тогда выйдет на Шилку, либо его подобрал лесовоз... я там видел свежие следы". Не особо стесняясь в выражениях, комендант высказался по поводу Витиных и всей "Амурской" способностях... Мне сразу стало как-то грустно. Перспектива поучавствовать в поимке взаправдашнего нарушителя обернулась реальным шансом огрести хороших... Тут комендант решил установить радиосвязь. С полчаса примерно мы корячились пытаясь выстроить "равноплечий диполь", без которого "Северок" только противно шипел. Плюнув, комендант
велел всем оставаться на месте, установить-таки связь с комендатурой и узнать обс!
тановку, передать его распоряжение, проверить на снегоходах берег Шилки, останавливать и проверять все машины и "Не спать, нах!". Потом, подумав, велел мне садится в кузов, сам сел в кабину, машина завелась и поехала... Я даже не знал, куда! Потеряв счет времени, я то проваливался в полусонное забытье, то начинал тереть уши и топать ногами, пальцы на которых уже порядком занемели. Цель поездки стала ясна часа через полтора. Мы подъезжали к поселку Амазар. Я до сих пор не понимаю, зачем комендант взял меня с собой. Мы подъезжали к разным домам, стуком будили хозяев (время уже давно перевалило за полночь), после чего комендант заходил внутрь, а я оставался снаружи. Думаю, он опрашивал всех водителей лесовозов, которых знал о том, кто сегодня был у Холаджикана, и не видели ли они китайца. Это продолжалось часа полтора, а потом машина свернула к котельной на окраине поселка. "Должен быть здесь,
- сказал комендант, - Пошли!". И мы зашли внутрь. В котельной был полумрак, воздух бы!
л сперт угольным угаром. За столом сидели трое, человек, похожий на китайца, дремал, привалившись к стене. Нет смысла передавать диалог, состоявшийся между комендантом и кочегарами, они долго не хотели отпускать "нового друга", который приглянулся им скромностью и молчаливостью... "Хороший парень. Почти не пьет!" сказал про китайца один из кочегаров. Нам с комендантом налили по полстакана мутного пойла (в другой раз я бы побрезговал, но тут, промерзнув до кишок, выпил), а комендант не стал. Мы забрали китайца и погрузили его в кузов. Он был неопределенного возраста, в ватнике и треухе. Я даже не понял точно того момента, когда из ищущих мы превратились в нашедших, настолько буднично и не киношно случился этот момент. Теперь я должен был его охранять. У кого-то из своих знакомых комендант одолжил валенки и старую драную шубу, которые я с благодарностью принял, и мы поехали. Из-за самогона
и шубы мне стало тепло, а из-за того, что нашли китайца, еще и радостно. Бегун этот был !
здорово поддат и оттого только сопел в углу. Я даже не заметил, как мы добрались до Холаджикана, где подобрали наших поисковиков, а потом до "Амурской". На дворе уже начиналось утро. Мой водитель отсыпался, а я слонялся по заставе неприкаянный. Утром был вертолет с офицерами управления, часть из которых, забрав китайца, улетела назад, а часть осталась оформлять материалы по нарушению границы. Меня никто ни о чем так и не спросил, а после завтрака комендант забрал их с собой на Усть-Стрелку. Вот так и закончился мой первый поиск.
Никих решений по поводу этого нарушения границы никто до меня так и не довел. Китайца, как и положено, расстреляли за баней (вру конечно... передали китайским пограничным властям!), а комендант спустя месяц уехал на Украину. С тех пор, отправляясь куда-то дальше, чем на пару километров от заставы, я всегда брал с собой валенки и шубу, а хромовых сапог совсем не надевал.
Средняя оценка: 1.44
Историю рассказал тов. StarLey : 2004-05-18 18:02:42
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта. Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.