Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования
Щит Родины
ШАНС
(Очередной годовщине Победы)
От оно как бывает - стоит себе на бетоне где-нибудь в райцентре, а то и просто в деревеньке, танк. Обычно - Т-34. "Здесь, в боях за Родину...". Бывает - пушка дивизионной артиллерии, бывает - газон-полуторка, бывает даже самолет - но это реже, за ним смотреть надо, да и не простоял бы оригинальный Ил-2 до сих пор: у него деревянный хвост от самых ушей к бронекоробке фюзеляжа болтами прихвачен, провис бы и переломился... и на этом выиграли войну... уму непостижимо. Постижимо одно - выиграли. Люди. Это правда. И теперь торчат то там, то сям танки, пушки, самолеты, напоминая людям - здесь когда-то было не до голубей и мороженного.
А в морских городах на таких же вот бетонных подставках иной раз ставят катера. Крейсер на такую подставку просто не поместится, да и не блеснули они в ту войну ничем, крейсера-то наши. Так что обычно - катерки. Стоят, смотрят печально выбитыми стеклами рубок. Крохотные, утлые и до ужаса простые. И я понимаю, что они говорят людям - отсюда когда-то уходили мы в море, да вот только возвращались сюда не все. И люди думают - надо же, какое жестокое оно, это море, да еще когда война... что-то в воюющем море есть от Судьбы: в однозначности приговоров и укрытости от большинства самих событий...
Стоят себе катера. Шевелит ветерок лоскуты облезшей краски, и их шелест напоминает неслышный шепот, беззвучное шевеление губ глубоких стариков. Все его содержание - там, в прошлом.
В нашем прошлом.
Два с небольшим десятка катеров типа МО-2 в то время охраняли советские границы на внутренних морях. На них во многом и легли когтистые лапы этой войны, с первого дня прорезав на картах Балтики и Черного моря длинные полосы минных банок, выставленных Люфтваффе и Кригсмарине.
Сказать, что катера эти были совершенными боевыми машинами - сильно погрешить против истины. По нынешним меркам на них и в море-то ходить опасно: 50 тонн всего, бензиновые двигатели, неказистые стальные корпуса, почти все - "глухари": без гидроакустики... Две полуавтоматические пушки 21-К годились только для салютов: переделанные из знаменитой противотанковой "сорокапятки", они были совершенно бесполезны в море: по морским целям недостаточно мощны, по воздушным - недостаточно скорострельны. Глубинных бомб было 8 штук, но 130 кг тротила в каждой из них создавали больше проблем себе, чем неприятелю: не было почти его, подводного неприятеля, ни на Балтике, ни на Черном море, зато детонация этих глубинок от близких разрывов бомб и снарядов означала верную смерть для 21 члена экипажа... И оставалось на все про все - два ДШК да умелое маневрирование... и конечно, оставались люди.
Не хочу сказать, что все они были смелыми и умелыми. Нет, конечно. Но чуть живые ветераны 2-го Балтийского отряда пограничных судов НКВД, который был с началом войны передан в состав КБФ, часто рассказывали: до полного закрытия немцами горла Финского залива минами "мошки" часто конвоировали транспорта с беженцами и войсками из Прибалтики.
- Не случалось, - спрашивал меня маленький и ужасно старый капитан 2 ранга, даже сидя сгибавшийся под тяжестью орденов и прожитой жизни, часто прерываясь отдышаться, - наблюдать, как бомба попадает в палубу парохода, на которой и яблоку-то было негде упасть - кровавые бинты вперемежку с белыми бантиками? Сначала все быстро-быстро летит в разные стороны: такие полосы, почему-то серо-черные всегда...а потом они замедляются, и распадаются на отдельные куски.. тел, и куски эти становятся сначала цветными, по лохмотьям одежды, а потом красными - прямо на лету - а следом все тонет в клубах черного дыма. А потом - вой, человеческий вой...
- ... этот "юнкерс" запомнил так, что и сейчас по миллиметру нарисую. А ведь там молодой мальчишка сидел - на Балтике до конца 1941 только учебные части воевали - да и мне было двадцать два, но я подумал: дай мне кто силы догнать его своими моторами. Так бы и оторвался от воды... Улети он тогда - ну что бы я мог сделать? Но он вернулся - в такой двухмоторный "юнкерс" четыре бомбы влазило. Он вернулся добить пароход. Но сначала ему пришлось пройти над "мошкой" - мы и хотели все, чтобы он нами занялся, нам было все равно. Но ему нужен был транспорт. Только на палубе - тыщи полторы человек, не меньше. С учетом кусков после первого захода...
- ... пулеметы лаяли несколько секунд - за три атаки они расстреляли весь свой боекомплект, но вызвали-таки ответ - от самолета отделилась черная точка... упала метрах в двадцати от борта. Что за бомбы - она сразу взорвалась. Меня на палубу бросило - хорошо каска на голове была, и тут столб воды рухнул на рубку - все, думаю, конец. Лежу, а спина дрожь моторов чувствует. Неужели жив? Поднялся, на бак смотрю - на носовой пушке наводчик-заряжающий скрючился, пальцами в лицо вцепился, а между пальцев красное все. Нет лица.
- ... зашел еще раз. С кормы все смело, и всех. Самолет улыбался своей стеклянной мордой - улыбался по-настоящему. За нами шипел, выл и рыдал в голос транспорт - люди. Я ничего не мог поделать, окостенел весь, не двигался, как вышел и смотрю со стороны. Последний заход - бомба, и все, хана. Сколько я приму с воды? Если там будет, кого принимать...
- ...и тут рявкнула носовая. Там в фугасе взрывчатки-то всего грамм 300, но ему хватило. В крыло между мотором и фюзеляжем. Так, улыбаясь, он и врезался в воду между катером и пароходом.
- ... все кончилось. И стало тихо. Я думаю - чего так тихо, поворачиваюсь - на баке никого нет. Одна пушка в зенит смотрит, и все...
- ... и хоронить было нечего... только залитый кровью казенник.
Нет уже этого капитана 2-го ранга. И катера его нет, и транспорта, который он тогда конвоировал, да и свидетели, если есть, уже вряд ли что отчетливо помнят. Да это и неважно. В море много всякого бывает, просто обычно это мало кому доступно. Но тем, кто чего-то очень сильно хочет, море дает шанс, может быть, не дает, а меняет на что-то - иной раз на жизнь. Но такой шанс есть. Отчетливый и негаданный, как слепое попадание снаряда, которого не может быть.
Средняя оценка: 1.80
Историю рассказал тов. maxez : 2004-05-04 13:38:52
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта. Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.