Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

С Днем Победы! Воспоминания моей бабушки



С Днем Победы! Воспоминания моей бабушки
2012-05-09 12:43

Дедушка - Зворыгин Иван Степанович, бабушка - Зворыгина (Панкина) Александра ИвановнаЛюди! С Днем Победы!
Поздравляем с праздником, друзья!

Этот праздник нужно праздновать, отмечать, петь военные песни, (уже исполнено вчера), и вспоминать войну. Мы сами не застали, но - есть, что вспомнить. По рассказам бабушек и дедушек. В один из прошлых праздничных Победных дней я публиковала письмо дедушки с войны. Дедушка - Зворыгин Иван Степанович, ушел на фронт добровольцем осенью 1941 года.

А сегодня - поэма бабушки.
Моя бабушка, Панкина Александра Ивановна, войну провела в эвакуации вместе с новорожденной дочерью, моей мамой, (родилась в июле 1941 года). Годы войны бабушка и дедушка провели порознь, понятное дело. И вот к Золотой Свадьбе, (в 1990 году), бабушка сочинила дедушке поэму, в которой рассказала очень подробно о том, как они прожили войну - в разлуке. Это не та война, на которой одерживают победу, это война жен и детей воинов-победителей. Как они жили, как ждали, как приближали Победу.

Мы вас помним, дорогие!



Баба Саша – Деду Ване. 1990 год

ВОСПОМИНАНИЯ К 50-ЛЕТИЮ СВАДЬБЫ

Как много дней и лет промчалось
С тех пор, еще перед войной,
Когда с тобой мы повстречались,
Впервые вместе любовались
Морской изменчивой волной.

Всего нам выпало на долю:
Разлуки горше, чем полынь,
И одиночества, и боли,
И гибель наших идеалов –
Несостоявшихся святынь.

Давно хотела рассказать я
О тех тяжелых днях войны,
Что пережили мы в разлуке –
Пускай послушают и внуки
Живую быль воспоминанья, -
Для них, конечно же, сказанья
Весьма далекой старины…

Ты в октябре ушел на фронт,
И, верно, был еще в пути.
Мы с Ксеней по Москве метались
И так отчаянно пытались
Работу где-нибудь найти.

Увы, напрасно мы старались:
В Москве заводов не осталось.
Вопрос, конечно, в основном
Решил тогда Минавиапром,
Нам заявив: в ближайший срок
Тех, кто остался-задержался
Они ближайшим эшелоном
Всех отправляют на восток!

Мы после горьких размышлений
В смятении чувств, полны тревог,
Без слез, без чьих-то сожалений
Решились ехать на восток.

Как мы возили, как вещи в эшелон грузили –
Не очень помнится уже.
Немало набралось предметов
В громоздком нашем багаже:
Тазы, кастрюли, чайник, ванна
И два тяжелых чемодана,
Постель, подушки в двух тюках –
И два ребенка на руках.

На нарах нам определили
Довольно теплое местечко,
Где в центре нашего вагона
И день и ночь топилась печка.
И то сказать, чтоб не хвалиться,
В вагоне нашем мы одни
Могли в столь тяжкий путь пуститься
С грудными малыми детьми.

А дети всем на удивленье
Вели себя весьма пристойно:
Они не ныли, не кричали,
Соседей наших по вагону
Они ни сколь не огорчали…

Толстяк Мушта был очень мил –
Всем откликался, улыбался,
И обаятельной улыбкой
Он пассажиров покорил…

К нам постепенно привыкали –
Порой детей на руки брали.
Мы время даром не теряли:
Стирали, полоскали, мыли,
Над печкой тут же и сушили.

Наш эшелон подолгу днем
На запасных путях стоял.
Как объяснили нам тогда,
Что при дневном передвижении
Бомбят фашисты поезда….

При остановке эшелона
Все выходили из вагона
И кто-нибудь из нас бежал
Скорей отыскивать вокзал.

В эвакопункте на вокзале
Мы основное пропитанье
Почти задаром получали.
Щей, или супу котелок
И хлеба черного паек…

Обед мы сразу не съедали,
На ужин что-то оставлял.
Нет, мы не очень голодали
И благодарности полны
За эту помощь и заботу
Войной истерзанной страны.

Когда же сумерки сгущались –
В путь отправлялся эшелон.
Все ближе к печке собирались,
Делились – кто о чем узнал,
Потом несмело, еле слышно,
Вдруг кто-то песню запевал.

Тут я невольно вспоминала
О тех не столь далеких днях,
Когда в военных лагерях
Была я взводным запевалой.

Так песен знала я немало –
Опять нас песня выручала!
Она звала, объединяла,
В душе надежду оживляла,
Под мерный шум, под стук колес
Порою трогала до слез.

Мы приближались к остановке
В уральском городе Свердловске,
Где надлежало нам сойти,
Чтоб ехать дальше до Перми.
И с сожалением расстаться
С обжитым, теплым уголком
И симпатичными людьми.

Попутчики, узнав об этом,
Уговорить решили нас,
Чтоб ехать с ними до конца
В чудесный город Красноярск.

Мы с сожаленьем вспоминали,
Что уговорам их не вняли:
В Перми, конечно, нас не ждали,
Нам заявив при первой встрече,
Что о прописке всей семьи
Не может быть, конечно, речи…

Вот тут хватили мы не мало
Минут отчаянно лихих,
Пока пороги обивали
Всех бюрократов городских!

И после длительных хождений
И горьких слез, и унижений
В одном из крупных учреждений
Начальник, в звании "капитан",
Над нами сжалился – и нам
Вручили тут уведомленье
О нашем срочном выселенье
До самых Вятских до Полян.

А при посадке в поезд дальний
Такой случился инцидент,
Который в памяти остался,
Потом в теченье многих лет
Он в снах кошмарных повторялся…

Когда в Полянах мы сошли,
Стояли сильные морозы,
Снега саженной глубины.
Нас от колхоза до колхоза
Везти колхозники должны.

Одну подводу нам давали.
Все вещи в сани погрузив,
Детей пристроив на возу,
Мы с Ксеней сзади поспешали
И согревались на ходу…

И до сих пор я удивляюсь:
Откуда только силы брались?
Полуголодные, в тревоге,
Чтоб от подводы не отстать,
И за детей переживать,
Все время зорко наблюдать,
Чтоб на раскатах иль в сугробе
Кого-нибудь не потерять…

Вот так без малого сто верст
Мы за неделю прошагали,
И наконец нас привезли
В деревню, что по письмам знали
С названьем чудным "Кисели".

Молочных рек здесь не бывало,
Как и кисельных берегов.
Но населенье нас встречало
Весьма приветливо, тепло
И помогало, чем могло…

Родные тут нас приютили.
Радушно встретив, накормили,
С дороги баньку истопили
И на полатях, где теплее,
Нам место спать определили.

Мы в Киселях недолго жили:
В колхозе лето потрудились,
А к осени, по приглашенью,
Единогласному решенью,
В Решетники переселились.

Село красивое, большое,
Его в округе краше нет,
Где были церковь, почта, школа,
И местный центр советской власти,
Решетниковский сельсовет,
Где в продолжение трех лет
Самоотверженно трудилась,
С людьми общению училась
И смею думать, что не зря,
Я в должности секретаря.

А наш семейный коллектив,
Заняв полдома у хозяйки,
Почти с комфортом разместился
Тут на свободе, без утайки:
Активной деятельности нашей
Широкий горизонт открылся…

Мы шили и перешивали,
На фотокарточки снимали,
Заказы брали все подряд
На платья, юбки, полушубки
И даже свадебный наряд…

Работы нам всегда хватало.
Порой трудились ночь и день.
Известность наша вырастала
Среди окрестных деревень…

Трудней всего было заснять
Покойника в кругу родных.
Тут надо было уважать
Не столько мертвых, сколь живых…

Ребятки наши подрастали,
В квартире новой обжились –
Они вдвоем весь день играли
И, как ни странно, не дрались!
Но бедный мальчик наш, Мушта –
Один средь женщин оказался,
И вскоре так он изъяснялся:
"Я встала, съела и пошла!"

Среди семьи нашей немалой
Татьянка-школьница порхала:
Шустра, проворна и ловка,
Она нас часто выручала –
То пескарей в реке наловит,
То, обежавши полсела,
Притащит крынку молока!

Наш деревенский скромный дом –
Росли три липы под окном.
И в скором времени в народе
Он очень многим стал знаком.
Знаком и чем-то, видно, мил –
И кто б ни шел, ни ехал мимо –
К нам непременно заходил.

Мы всех охотно принимали,
Делили радость и печали.
Нас всех тогда объединяла
Забота горькая одна:
Когда же кончится война?

По окончании войны,
Когда фанфары отзвучали,
В стране, разрушенной войной,
Мы начинали все сначала…

Мы бедно жили, скудно ели,
Но бодрость духа не теряли.
На счастье мы друзей имели –
И наши верные друзья
Нам бескорыстно помогали.

Нас Нина, целых три души,
В своей квартире приютила.
Была же площадь в той квартире
Всего три метра на четыре!
Так, с доброй помощью друзей,
Дожили мы до лучших дней!

Не создавали мы кумира
Из обстановки и ковров,
Но наша скромная квартира
Почти совсем не умолкала
От звонких детских голосов…

Давно уж дети вышли в люди –
Мы говорить о них не будем,
Ведь о достоинствах детей
Приятней слышать от людей.

Теперь вот внуки подрастают,
Нас не обходят стороной,
Хоть мы не очень их лелеем,
И даже сердимся порой,
Но Баба Аля всех жалеет
И кормит их, как на убой.

Ребята добрые растут,
Ловки ко всякому труду,
Ловить жуков, копать картошку,
Отлично плавают как рыбы
Они в канале иль в пруду.

А две сестрички- "невелички"
Во многом нас переросли.
Семьи традиции нарушив,
Другой дорогою пошли…

Что ж удивляться, если деды
Были совсем не домоседы?
Не мало мы поколесили
По весям и краям России.
Нам увлеченья их понятны –
Бродить по свету так приятно!

С тобой мне было хорошо,
Но и тебе со мной не плохо.
Хоть пережито было много,
Довольно дружно мы прошли
Полсотни лет одной дорогой!

За эти длительные годы
Мы научились понимать,
Делить и радость, и невзгоды
И мрак осенней непогоды,
Жалеть, и верить, и прощать…

Жизнь без печалей не прожить,
И нас они не миновали.
Друзей и близких мы теряли –
Не разлюбить их, не забыть…
Но на судьбу я не в обиде –
К чему на Бога мне роптать,
Когда вокруг меня такая
И бодрая, и молодая
И подрастающая рать!

Конец

Настоящие люди...

Всех - с Праздником!



Каннский фестиваль - 2012: выставка достижений или кино-лаборатория?
2012-05-16 17:35

Сегодня в Канне начинается главный на планете кинофестиваль. Он продлится до 27 мая. "От нас" в конкурсе принимает участие фильм режиссера белорусского происхождения Сергея Лозницы – «В тумане».

Сергей Лозница – не очень-то наш, родился когда-то на бывшей нашей территории, учился в нашем ВГИКе, но режиссером с мировым именем стал уже на их. Территории. Представляет объединенную Европу. То есть – съёмочная группа Лозницы всегда интернациональна, объединяет кинематографистов из Восточной и Западной Европ.

Так было, когда он снимал документальные фильмы. Которые его в мире и прославили. Точнее, не прославили – кто, кроме специалистов, знает его имя? Но – ввели в круг этих специалистов. Сделали участником мирового фестивального движения . Так происходит и сейчас, когда уже второй подряд фильм режиссера отбирается главными киноотборщиками мира для участия в главном мировом кино-чемпионате.










Первый был – «Счастье мое». Такая очередная мрачная страшная сказка про темноту. Про бывшую великую родину. В работе режиссера Сергея Лозницы одно остается неизменным: он снимает необъятные просторы от Москвы до самых до окраин. Разрушенные, обесточенные, люмпенизированные, варваризованные. Провалившиеся в феодализм, в архаику, а то и куда подальше.

На этот раз его фильм, «В тумане», имеет литературную основу – повесть белоруса Василя Быкова о жизни на оккупированной территории в 1942 году. В которой не известно, кого больше надо бояться – культурных оккупантов или оголтелых земляков-партизан. Если сам ты не партизан. А продолжаешь жить и работать на родной земле. При оккупационном режиме.

В тумане, реж. С. Лозница

В фильме, помимо любимых Лозницей непрофессиональных актеров, снялись и известные – Борис Каморзин, Сергей Русскин. Вот таково наше представительство на нынешнем Канне.

А в других фильмах конкурсной программы – что не менее интересно широкому зрителю – снялись, к примеру, Брюс Уиллис и Брэд Питт.

Королевство полной луны | Moonrise Kingdom, реж. У. Андерсон , Брюс Уиллис

Брюс Уиллис сыграл шерифа в фильме «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. (Фильм открытия фестиваля). Из лагеря бойскаутов пропали мальчик и девочка. Их ищут – шериф (Уиллис), семьи пропавших и их вожатые. Фильм снят ярко и иронично, добавляет привлекательности ретро-стиль: дело происходит в середине 60-х. Ну, и, конечно, все они вполне комичны: шериф - Брюс Уиллис, вожатый - Эдвард Нортон, там же и абсолютно седовласый Билл Мюррей подвизается. Смотреть, однозначно!

Королевство полной луны | Moonrise Kingdom, реж. У. Андерсон, Эдвард Нортон

Брэд Питт тоже ведет расследование – в другом конкурсном фильме «Ограбление казино», его снял режиссер Эндрю Доминик из Новой Зеландии, Питт играет киллера, который ведет расследование … ограбления казино. Тут совсем другая стилистика, скупая на эмоции и краски, чем-то напоминающая "наше новое кино". Ну, и лица, опять же - бандюганы, они и в Африке бандюганы. То есть - в Австралии. Хотя к Питту, понятное дело, это не относится - он невыразимо прекрасен и в роли киллера тоже.

Ограбление казино | Killing Them Softly. реж. Э. Доминик; Брэд Питт

Еще одна супер-звезда, более молодого поколения – Роберт Паттинсон – сыграл главную роль в конкурсном фильме «Космополис» - 24 часа из жизни молодого миллиардера, в течении которых эта самая замечательная шоколадная жизнь дала трещину… Миллиардера и играет Паттинсон, а снял его в этой роли режиссер Дэвид Кроненберг.

Космополис | Cosmopolis. реж. Д. Кроненберг; Роберт Паттинсон

Вот Кроненберг молоток, шарашит и шарашит - только летом совсем его новый фильм, "Опасный метод", был участником Венецианского кинофестиваля, не прошло и года - и он уже в Канне! Трейлер фильма выглядит очень привлекательным и навивает воспоминания о "Ванильном небе" - сюрреалистический крах красавчика-удачника... Хочется посмотреть!

А вот – режиссер-суперзвезда: Михаэль Ханеке, выигрывающий Каннский чемпионат не единожды, покажет свой новый фильм «Любовь»: французские звезды первой величины Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньян сыграли пожилых супругов перед лицом старости, болезни и неблагодарной дочери.

Любовь | Amour. Реж. М. Ханеке; Жан-Луи Трентиньян

Это уже третий старт с Изабель Юппер, которая за предыдущую совместную с Ханеке работу - "Пианистку" - удостоилась Премии Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, в 2001 году. А победная "Белая лента" Ханеке, Золотая Пальмовая Ветвь-2009, стала символическим кинофиналом нулевых годов. Правда, там была большая многофигурная композиция, а эта - камерная история на трех персонажей, но этот мастер умеет развернуться и в камере. Хотя драму про болезнь Альцгеймера - не первой выберешь в афише, когда будешь раздумывать, что бы такое посмотреть...

Что еще интересного можно заметить невооруженным глазом в конкурсной каннской афише? Ну, например, присутствие сразу в двух фильмах конкурсной программы Мишеля Пикколи - он сыграл у Алена Рене в фильме "Вы еще ничего не видели" (вот уж правда!:), и в "Божественных моторах" у Леоса Каракса. А ведь Мишель Пикколи - помимо того, что один из выдающихся французских кинозубров - исполнитель главной роли в последнем фильме нынешнего Председателя жюри Каннского конкурса -



он играл Папу в великолепном фильме "У нас есть Папа!" Нанни Моретти. Нанни Моретти представлял "Папу" в прошлом Канне, (с тех пор мы едва успели познакомиться с шедевром, еще месяц назад фильм был в российском прокате), тогда ему ничего не обломилось, зато ровно год спустя Моретти возглавляет жюри. И будет журить целых два фильма с участием своего Папы. Сюжет!

Между тем, и оба эти фильма, в которых снялся Пикколи, интересны не только актерами и режиссерами, но и - что бывает в конкурсной программе Канн не часто - сюжетами: у Рене, в "Вы еще ничего не видели", это будет закулисная драма театра, который, по завещанию только что почившего режиссера, репетирует "Орфея и Эвридику". Интересно!



В конкурсе нынешних Канн много режиссеров-ветеранов, и они снимают ветеранские фильмы о ветеранских проблемах. Проще говоря - о старых людях. (Самым ярким примером такого кино можно назвать "Еще один год" Майка Ли).

Да это здорово, когда у старшего поколения столько сил и энергии, что 70-летние мэтры не сходят со сцены, а продолжают в полный рост впахивать в профессии - и вот могут поведать миру о том, как живут они, старики. Не на вторых-третьих ролях бабушек и дедушек, а в главных ролях - в каковых ролях и выступают в современной жизни и эти режиссеры, (Ален Рене, Михаэль Ханеке, Аббас Кияростами), и их персонажи. Так что, возвращаясь к конкурсному фильму Рене "Вы еще ничего не видели", помимо Мишеля Пикколи в картине принимают участие еще десятка полтора его ровесников. И выглядит все это очень даже интригующе.

А у Каракса в "Божественных моторах", (здесь тоже занят Пикколи), вообще какой-то метафизический сюрреализм с путешествием в переменных телах... или в переменных судьбах? Когда сегодня он - менеджер, завтра - директор цирка, а послезавтра - мелкий воришка... В общем, эти два фильма хочется посмотреть с совершенно детским энтузиазмом.

Божественные моторы  | Holy Motors. Реж. Л. Каракс

Французов традиционно много в конкурсе: как-никак, Канн - их достояние, им и карты в руки. И вообще, они кино придумали. Так что все в порядке, здорово, что им есть, чем похвалиться: помимо "Вы еще ничего не видели" Рене и "Божественных моторов" Каракса, фильм "Ржавчина и кость" представит Жака Одиар, получивший в 2010м Большой Приз Каннского жюри за фильм "Пророк". На этот раз - история любви подпольного боксера и дрессировщицы касаток, которой касатки откусили ноги.

Ржавчина и кость | De rouille et d'os. Реж. Ж. Одиар; Марион Котийяр

А играет ее Марион Котийяр, "с корабля на бал", то есть - наоборот: прошлогодний Каннский фестиваль открылся "Полночью в Париже", где Котийяр играла богемную красавицу. На этот раз - спортсменка-экстремалка, боец и герой. Вот какой широкий диапазон у актрисы! Посмотрим.

А вот еще один актер, совершенно из другой колоды, но - тоже присутствует в этом году сразу в двух каннских конкурсных лентах: Мэтью Макконахи! Голливудский красавец и второразрядный актер - как будто до сих пор Макконахи вполне вписывался в этот стереотип. Однако: два фильма, отобранные каннскими отборщиками - может быть, заставят киноманов пересмотреть свои высоколобые мнения?

"Грязь" Джеффа Николса, где Макконахи играет сбежавшего преступника, который просит о помощи деревенских пацанов. (А партнерша у него - Риз Уизерспун. Тоже неожиданная фигура на этих подмостках). Трейлер фильма заставляет вспомнить о детских историях и фильмах Стивена Кинга. Хотя здесь никто мистической составляющей не обещает.

Грязь | Mud. Реж. Д. Николс; Меттью МакКонахи

В другом фильме - "Газетчик" режиссера Ли Дэниэлса - Макконахи играет репортера, расследующего судебную ошибку.

Газетчик | The Paperboy. Реж. Ли Дэниэлс; Мэттью МакКонахи

Здесь вместе с ним снялась мегазвезда Николь Кидман,
(в Каннах - не новичок, хоть ее с фон Триером и "Догвиллем" и прокатили в 2003м, память осталась - и о фильме, не рядовом и не случайном, и о роли, только утвердившей Кидман

Газетчик | The Paperboy. Реж. Ли Дэниэлс; Николь Кидман

как звезду артхаусного кино), и Джон Кьюсак. (Почему-то ничем себя не проявивший в авторском кино Кьюсак в Каннской афише выглядит гораздо более уместным, чем Макконахи. Может, потому, что он не "голливудский красавчик"?)

Уж если зашла речь о фон Триере, (косвенно, к сожалению, после прошлогодней "Меланхолии" и скандальных заявлений великий мизантроп взял паузу и отмалчивается), то можно упомянуть о его сподвижнике по "Догме": в конкурсе - фильм Томаса Винтерберга "Охота".

Охота | Jagten. Реж. Т. Винтерберг

Винтерберг больше известен, кажется, именно как участник и адепт радикальных нововведений фон Триера, чем как автор фильмов... Даже Золотой Пальмовой Ветвью осененное "Торжество", (в 1998 году), не стало таким именем нарицательным, как, скажем, "Рассекая волны", фильм Ларса фон Триера, получивший Большой Приз Канн двумя годами раньше. Снятый Винтербергом в Голливуде фильм "Все о любви" - умозрительный и метафоричный донельзя, но и то - запомнился больше. Посмотрим на эту "Охоту" - о мужчине, пытающемся после развода вновь отстроить свою жизнь.

А вот - фильмы "выпусников Каннской школы": румын Кристиан Мунжиу, с легкой руки Каннского жюри в 2007 году с фильмом "4 месяца, 3 недели, 2 дня" завершивший формирование "новой румынской волны", на этом фестивале он выступает с фильмом "За холмами" - о драматических событиях в женском монастыре;



иранец Аббас Кияростами, многократный номинант Каннского фестиваля, (победивший в 1997 году со "Вкусом вишни"), (в 2009-м - Жюльет Биннош из его фильма "Копия верна" получила Приз за лучшую женскую роль) - привез фильм "Как влюбленный".

Как влюблённый | Like Someone in Love. Реж. А. Кияростами

Иранский диссидент-изгнанник Кияростами, как всегда, снимает вдали от родины - на этот раз в Японии, с японскими актерами - о любви девушки и старика. Мая и Ноября. 72-х летнему Кияростами как раз к сезону. Под чарующий французский шансон картинка выглядит ностальгически-доверительной.

А вот еще актриса, представляющая в Канне дубль: уже упоминавшаяся в связи с фильмом Ханеке Изабель Юппер. Она сыграла еще в одном фильме - корейском, у режиссера Хона Сан Су, в фильме "В другой стране".

В другой стране | Da-reun na-ra-e-suh. Реж. Хон Сан Су; Изабель Юппер

Корейский фильм на английском языке представляет француженку Юппер в трех лицах. Как это? Надо посмотреть.

А вот - "Реальность", фильм о телешоу «Большой дом», итальянском аналоге «Дома-2». Ждем актуальной жесткой сатиры о нравах современного телевидения – режиссер Маттео Гарроне. Фильм о телевидении, так же, как и фильмы о театре, почему-то предвкушаются необыкновенно... вкусными.

Реальность | Reality. Реж. Маттео Гарроне

Что еще? "На дороге": экранизация культовой книги Джека Керуака о реальном путешествии Керуака со своим другом, (прямо так и встает в памяти "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" - фильм по культовой книге о реальном путешествии, и тоже - с другом, другого легендарного американского неформала - Хантера С. Томпсона), при участии Берроуза и других фигур бит-движения – режиссер Уолтер Саллес.

На дороге | On the Road. Реж. У. Саллес; Кристен Стюарт

Трейлер, однако, заставляет вспомнить другой фильм по Томпсону - "Ромовый дневник": возраст героев и присутствие пишущей машинки свидетельствуют о том, что эта дорога еще очень молодых людей, а не циничных зубров, какими стали герои Томпсона, (и, вероятно, Керуака тоже), к концу 60-х. А здесь, "На дороге" - романтика, 50-е, автомобили и рок-н-ролл.

Помимо культовости первоисточника, фильм интересен актерским составом: Сэм Рэйли, прошлогодняя пальмоносица, (за "Меланхолию"), Кирстен Данст, - и еще одна икона тинейджеров по вампирской саге "Сумерки", Кристен Стюарт. Растут детки! (Впрочем, по одной из расхожих формул, взрослые - это те же дети, только с деньгами. А эти дети, пост-"Сумеречные" Паттинсон и Стюарт, ах - с какими - большими деньгами, уже давно выросли).

В глаза бросается непропорционально большой заокеанский десант в конкурсе Каннского кинофестиваля: только из вышеперечисленных - 6 (шесть!) фильмов. Может быть, это французский гостеприимный ответ на радушие нынешнего Оскара, расщедрившегося чуть ли не всеми призами для французского "Артиста"?

Или отборщики проявили завидную предусмотрительность, включив в конкурс, помимо эстетских и высокохудожественных, еще и картины, которые будет интересно смотреть? Ведь смотреть-то им - все эти фильмы в достаточно сжатые сроки. Нужно как-то чередовать! В общем, каковы бы ни были причины такого обильного голливудского представительства, смысл сливать брэнды, безусловно, есть: если к идейному полету и актерской школе старой Европы, да добавить голливудский профессионализм и индустриализм - может быть, это и будет то самое Новое Болшое Кино, которого все ждут?

Вместе с этим смотреть: Кто получит Оскар 2012?
Вместо этого смотреть: Канн 2011: Итоги



Няньки
2012-05-17 16:00

Няньки «Няньки» - типичная современная российская комедия. Со всеми ее минусами. И плюсами – в виде демонстрации красот и чудес турецкого курорта, на котором все мы уже были – или скоро будем. Так что наивная потребильская радость - уже употребленного или предвкушения его - просчитанно работает на кассу "Нянек".

«Няньки» - настолько добросовестный второсортный продукт, что закрадывается подозрение о существовании какого-то золотого стандарта, эталонного метра, в котором вот это второсортное качество шуток юмора, актерской игры и изобретательности сюжетных интриг прописано четко, с ограничениями по высоте. За превышение - штраф.

И отечественный зритель в эту игру с удовольствием включился: "Карлосон" вон вообще выбился в лидеры проката. А все остальные - "Свидание", "Мой парень - ангел" и проч. - зритель хотя бы смотрит. Вот и "Няньки" входят в пятерку кассовых чемпионов мая.



Высоколобые снобы "нашего нового кино", чье кино этот самый отечественный зритель как раз игнорирует с завидным упорством, морщат носы и жалуются на плохой, неподходящий народ, приговаривая высокомерное "пипл хавает".

Патриотически ориентированные культурологи-государственники, наоборот, готовы и в этом - второсортном - кинопродукте найти надежду на возрождение былого величия отечественного кино: да, плохонькое - зато с русскими лицами. И вполне симпатичными. Дескать, русский народ устал от чернухи и заокеанских агрессивных Трансформеров. Хочется смешного и родного.

Хочется родного? Так вот оно. Лица, шутки. Правда, и отечественный производитель с большим удовольствием нынче работает на зарубежном курорте. Двойная выгода: и на курорте побывали, и поработали. Вроде бы.

Сюжет сей басни таков: железная леди, владелица турфирмы, посылает двух лоботрясов, сотрудников самого неэффективного офиса, на турецкий курорт для заключения очень важного для фирмы контракта. Уже смешно? Должно быть, по задумке авторов, смешно. Но если вы такой непробиваемый зритель, что простыми доходчивыми приемчиками вас не проймешь, то – вот, пожалуйста: в нагрузку к основному заданию эта тур-мадам взваливает на оболтусов … своих детей! В количестве трех.

Няньки; Наумов, Кещян

На малознакомых и заведомо ненадежных, еще почти безусых, потому что очень молодых - няней – трех детей разного пола и возраста: от трех до 11. Сюжет! Что, и теперь еще не смешно? Ну так вот вам, получите: минут через сорок после начала фильма авторы вываливают свой последний козырь: бабушку. То есть вроде бы на помощь, а реально – как еще один предмет неусыпных забот – нашим героям их неутомимая хозяйка присылает с родины свою маму, бабушку детишек.

Няньки; Артемьева

И что бы вы думали? Градус идиотизма ситуации настолько зашкаливает, а ребятки – главные герои – настолько симпатичны, что зритель начинает им сочувствовать. Не то, чтобы они – Николай Наумов и Арарат Кещян – какие-то там великие актеры, они просто нормальные симпатичные парни. Не противные. Поэтому ничего особого им делать в кадре не приходится, играют самих себя – и вот, проникаешься к ним сочувствием.

Няньки; Наумов, Кещян

Они, в общем-то, практически совершенно в том же самом положении оказались, что и их персонажи: вроде бы на курорте, но – работают. Вроде бы в шоколаде, а должны выполнять идиотские распоряжения работодателей… И такая же бессловесность-покорность рабская: восстать и возмутиться против идиотизма их профессиональной деятельности, типа, не тому их на факультете гостиничного хозяйства учили, (вариант – на актерском факультете ВГИКа), не приходит в голову ни действующим лицам, ни исполнителям. Капитализм. Кто платит – тот и заказывает музыку.

Ну, в утешение им – и чтобы нам притупить свое неуместное сочувствие – платят, наверное, хорошо. И там, и там. В результате, однако же, это неуместное сочувствие позволяет фильм досмотреть почти что с удовольствием – и почти что с благодарностью к авторам: смотрите-ка, как у них все здорово закончилось! Наши победили, упрочили свой профессиональный статус и улучшили место жительства, (теперь место их работы – в этом турецком раю!), да еще и девушку. Один из них. Завоевал.

Няньки;  Кещян, Шиловская

Да, кстати говоря, в пылу бизнес-баталий за выгодный контракт утерли нос немецким конкурентам, обойдя их арийский прагматизм, пунктуальность и надежность на кривой козе нашего дружелюбия, находчивости и разносторонней одаренности. Получи, фашист, гранату!

Няньки: Россия - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Тот еще Карлосон!, Свидание
Вместо этого смотреть: Мы купили зоопарк| We Bought a Zoo, Где моя тачка, чувак? l Dude, Where's My Car?
В этот день в 2011 году: Утомленные солнцем 2: Цитадель
В этот день в 2010 году: Кошмар на улице Вязов | A Nightmare on Elm Street
В этот день в 2009 году:Горячие новости
В этот день в 2007 году: Ультиматум Борна | The Bourne Ultimatum



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Клуб КиноУхо-31. Уж не пародия ли он? Отчет.
2012-05-18 14:14
Клуб КиноУхо-31. Уж не пародия ли он? Отчет. Решили почитать – и почитали. Не хором. Останавливаясь на всех чем-нибудь «цепляющих» словах и строчках. Обсуждали и спорили. Делились мыслями. Искали в Интернете подсказки и ответы. (Например, чем знамениты Сей и Бентам?)

Копались в обще-литературных и психологических вопросах. Например, Евгений Онегин – альтер-эго автора, его двойник или антипод или совершенно отвлеченный, выдуманный персонаж? Углублялись в экономику: «почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет»?

Уличали в несходстве Пушкина и Онегина – с помощью комментариев самого Пушкина: примечание к скептическому замечанию Онегина по поводу балета: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Пушкин сам написал в примечаниях, что ему-то самому балеты Дидло нравились чрезвычайно.

Однако мы все пришли к выводу, что это, да еще и подчеркнутое самим автором, замеченное различие еще не свидетельствует о полном их несходстве. Может, это Пушкин так специально нам глаза отводит?




По дороге находим ответ на свой вопрос относительно «простого продукта», (то есть мы его и сами нашли, но вот тут и Пушкин подоспел): «Всем, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам…» Не нефтью единой! Не было нефти – были лес и сало. Не будет нефти – найдется еще что-нибудь. Вода пресная, к примеру. Что мы будем Лондону продавать.

В этой же строфе (22-й, 1-й главы), находим и ответ на непраздный вопрос о возрасте Онегина. Осьмнадцать лет! Минуточку, а Ленскому тогда сколько? Который рядом с Онегиным практически мальчик неразумный. А ведь он уехал в Германию, там, между прочим, отучился в университете, а теперь вот вернулся – и лет ему уж никак не меньше …22-х.

Ну да, ну да, Онегин и Ленский, вроде бы, встретились позже описываемых петербургских младых дней. Но не на десятилетия! Так, кажется, вот он уже в балете разочаровался… В осьмнадцать лет. Дамы – на очереди. Ну, сколько там он ими занимался? В общем, вот эта изрядная зрелось Онегина – да еще по сравнению с Ленским, который, хоть и деревенский паренек, но – очень богатый помещик и уже свет повидал – вызывает большие вопросы.

Дальше – находим первое упоминание о правозащитниках, в лице Руссо, которого Пушкин называет «защитник вольности и прав». А вот и фраза, достойная быть девизом эпохи гламура: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Однако, хоть Пушкин и сам был не прочь подумать о красе, особо – о длине – ногтей, он-таки нашел необходимым эту фразочку ввернуть, в качестве объяснения-оправдания явления, совсем не само собой разумеющегося.

Порадовались и поблагодарили Пушкина за введение в язык панталонов, фрака и жилета – правда, прижился из них как родной один жилет. Пантолонов уж нет как нет, да и фраки не особо часто попадаются. Отметили, что в театр Онегин ездил в своей карете, его еще там, в кругу коллег, ждал лакей («на шубах у подъезда»), а вот на бал поскакал в ямской карете. На такси, типа.

Кстати, о бале: знатоки английского порадовали народ информацией о том, что при переводе «Онегина» на язык Байрона строчка «… только вряд найдете вы в России целой три пары стройных женских ног…» выглядит странно: «шесть стройных женских ног…» Прямо так эти six legs и торчат перед мысленным взором… как будто над ширмой кукольного театра поднятые… А у англичан, оказывается, нет понятия «пара» - для обуви, и для ног тоже. Так что они сосчитали – трижды два – шесть, все правильно – да так и написали: не найдешь в этой России шесть ног. Смешно.

А вот – как будто нашли новое слово в до дыр зачитанном романе: «… и хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке не раз уж отворял свой васисдас». Что за «хлебник»? Понятное дело, пекарь, булочник, пирожник – откуда взялся этот хлебник, настолько режущий ухо, что кажется, при предыдущем прочтении здесь стояло какое-то другое слово.

А вот, в двух словах, Пушкин выразил главную беду сытого племени: «…жизнь его готова, однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Рутина – вот наша главная беда. Однообразие. Даже если это однообразие праздников. Каким должен быть праздник, если вся жизнь – праздник? Если человек не работает, получается, он и не отдыхает. Кто не работает – тот не отдыхает! Вот какая угроза притаилась в капиталистическом прекрасном далеке.

Тут уж недалеко и до клиники: «недуг, которого причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу…» Чего ж кокетничать: «давно бы отыскать пора…», когда сам только что, одной строфой выше, и нашел? Ну да, «и завтра то же, что вчера».

Это не просто отсутствие новых впечатлений, они вполне могут быть новыми – путешествия всякие, новые места, новые женщины, женитьбы, рождения детей – это же новые впечатления. Но эти новые впечатления нисколько не повышают статус. Нисколько не повышают самооценку и без того суперполноценного этого денди, подверженного сплину. Он уже по рождению занимает такую позицию в обществе и в пищевой цепочке, что ничто не может повысить и подтвердить его чувство собственной значимости.

От отсутствия этого подтверждения становится тошно. Ну что ж? Война может помочь делу. Или вон – несчастная любовь. Стоит ее поискать. Пока же Пушкин в пух и прах разделывает русских продвинутых барышень, толкующих Сея и Бентама. Таких, как мы, ага. Правда, потом прошелся и по всем остальным. Буквально – по всем: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей». Это он всерьез? Пушкин, Онегин – они это всерьез, или просто – красивая фраза?

Мы посудили, что Пушкин все же, как-никак, поэт, поэтому не может пройти мимо такого блестящего перла, который гений ему преподнес на блюде. Даже если Пушкин-человек и не очень-то разделял эту максиму. Но получилось-то здорово!

Потом Пушкин, как завзятый невыездной диссидент, начинает мечтать о вожделенном забугорье и выдает вдруг строчку, достойную пера позднейших Буниных и прочих гонителей родного края: «Пора покинуть скучный брег мне неприязненной стихии…» Прямо уже два шага осталось до Блока: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои…» А ведь сам говорил (или еще скажет здесь же?): «Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится».

Ну, не здесь, в «Осени», и не про Россию, а про вот эту самую осень, но мысль-то та же. А тут – на тебе: «И средь полуденных зыбей, под небом Африки моей вздыхать о сумрачной России». Ну, прямо завет будущим поколениям российких кинематографистов «нашего нового кино».

Вдруг нашли свидетельство какой-то немыслимой щедрости Онегина, мимо которого в безденежном советском детстве проносились не задумываясь: «Евгений, тяжбы ненавидя, довольный жребием своим, наследство предоставил им…» - родственникам, а наследство – отцовское. И это было еще до того, как «…дядя самых честных правил». Тогда мы его не понимали – ну и что, наследство? Теперь – снова не понимаем: как это – «наследство предоставил им». Уж не пародия ли он?

Во первых строках второй главы нашли следы будущей «Машины Времени»: «… и сени расширял густые огромный запущенный сад, приют задумчивых дриад». Вот, вероятно, Андрюша Макаревич когда-то выхватил взглядом из строфы этот «запущенный сад», (у Пушкина не «запУщенный, а запущЕнный»), и пару десятилетий спустя сложилась песня: «Ты можешь ходить как запущенный сад!»

А вот трогательные слова: «Почтенный замок был построен…» - о благословенном наследном дядином имении. Можно себе представить этот замок! Фоном нашей ученой беседы мы поставили английский фильм «Онегин», 1998 года, Рейфа Файнса, где сам Файнс и играет Онегина, а юная совсем Лив Тайлер – Татьяну. Такая старательная и добросовестная экранизация с красивыми платьями и прическами, но с уморительным предствлением о русских реалиях пушкинской поры:

Клуб КиноУхо-31. Уж не пародия ли он? Отчет. Онегин, реж. Р. Файнс; Р. Файнс

так, дом Татьяны представляет собой такую небольшую дачку, стоящую как будто на еще не вполне застроенной территории, посреди глиной покрытого пустыря, на котором в беспорядке там и тут валяются дрова и доски. Где тот запущенный сад, приют задумчивых дриад? Но и без обидной английской интерпретации замок – это вряд ли. Достаточно посмотреть на имение самого Пушкина, Захарово, в котором он жил до Лицея. Под Москвой, по Киевскому шоссе.

Дачка, конечно, выглядит иначе, чем в фильме, и с садиком-прудиком вокруг все в порядке, но по скромности обиталище этих самых родовитых русских дворян, конечно, ближе к нашему современному загородному дому эконом-класса, чем к обиталищу английского аристократа, равного Пушкину по длине родословной. Бедненько мы жили. Не было у наших аристократов ни крестовых походов, ни заокеанских колоний. Одни крестьяне. И земля. Но от трудов праведных не наживешь палат каменных: «…пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый…», «в гостиной штофные обои, царей портреты на стенах и печи в пестрых изразцах».

Еще один экскурс в политэкономию: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Восстановили в памяти курс истории, 5-й класс средней школы: что такое оброк и что такое барщина и какая между ними разница. Поняли, что с таким подходом – наследство раздавать кому попало и заменять барщину оброком – приличный каменный замок он никогда не наживет.

Ну вот, добрались и до Ленского: «и кудри черные до плеч» - на этом месте вспомнили, что вот сейчас снимается какая-то околобондарчуковская экранизация «Онегина», т.е. Бондарчук продюсирует. Ленский – Даниил Козловский, тот самый, с которым Бондарчук только что в «Шпионе» так закадычно снялся. А Онегин – Петр Федоров.

Онегин; Петр Федоров Ленский; Данила Козловский

На фотках-пробах у Козловского действительно, кудри черные до плеч. Но при этом не очень понятно, зачем брать таких однотипных парней на такие антагонистические роли? Информации мало, о том, когда премьера – ни слова, ясно только, что это – осовремененная версия, Онегин и Ленский сегодня, журналисты или телевизионщики… Как-то так.

А вот еще одна кино-рифма к разговору о пушкинском «Онегине» - фильм «Стыд» Стива МакКуина с Майклом Фассбендером в главной роли. Ему даже Золотого Льва Венецианского за эту роль дали. Фильм отвратный, персонаж картонный, но ясно, что пыжится и тужится и он, и режиссер, и, вероятно, фестивальные отборщики и жюри, поддержавшие своим авторитетом актуальность фильма, вот именно то, чем страдает Евгений наш Онегин:

Стыд, реж. С. МакКуин; Майкл Фассбендер

«.. я был озлоблен, он угрюм, страстей игру мы знали оба, томила жизнь обоих нас, в обоих сердца жар угас…», «в любви считаясь инвалидом…», «… как Чайльд-Гарольд, угрюмый, томный в гостиных появлялся он; ни милый взгляд, ни вздох нескромный, ничто не трогало его, не замечал он ничего», «преданный безделью, томясь душевной пустотой…»

Автор фильма нашел, конечно же, очень яркое и выразительное визуальное воплощение этой инвалидности, сделав своего героя сексоголиком-импотентом. Бог с ним, с МакКуином, не Феллини, но, кажется, вот она – реальная демократизация жизни: если 200 лет назад депрессия, хандра и сплин были уделом нескольких сотен человек на планете, принадлежащих по рождению и материальному благосостоянию к высшей касте, не имеющих поэтому реальных проблем и необходимости заботиться о хлебе насущном,

то теперь любой заурядный клерк с невыясненными служебными обязанностями может себе позволить такие барские замашки. И нас уже чуть ли не миллиард на планете! Прогресс налицо.

А вот еще – про дружбу: «… он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы…» - это Пушкин снисходительно улыбается на счет Ленского. Пушкин иронизирует, но разве сам он не был великим ценителем дружбы? И разве самого его потом самые близкие друзья не предали? Отдав на поругание клеветникам. Самые близкие и любимые, Вяземские, принимали активное участие в дуэльной истории, со смехом и шуточками приваживали Дантеса, устраивали «случайные свидания» Дантеса с Натали и потешались над «неадекватной» яростью и ревностью Пушкина.

Не то, чтобы они его сознательно сдавали-подставляли, но, типа, с удовольствием объединились в своем дружеском кругу, чтобы почморить и поглумиться над другом, попавшим в мучительное – но смешное для света – положение. Светским приятелям это простительно, но – друзьям? Выходит, это пророческая строчка…

А вот и Татьяна, вполне прописанная в современности, она – готт: «… куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела…», «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей», «она в горелки не играла, ей скучен был и звонкий смех, и шум их ветреных утех». Ну, как есть – готт.

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она» - эта строчка вызвала чуть ли не самую оживленную дискуссию. Сам Пушкин в сноске цитирует Шатобриана, который (в переводе) сказал: «Если бы я имел безрассудство верить в счастие, я искал бы его в привычке». Вот так, значит пушкинская фраза – вовсе не унылый паллиатив, в смысле: ну, раз уж не получилось со счастьем, так привыкнешь, и в привычке тоже есть свои маленькие радости, а вполне всерьез предлагаемая Пушкиным равноценная замена, даже – тождество.

Но не все мы согласились с таким пораженческим низведением счастья до привычки. Наоборот, на некоторых психологических тренингах учат, что привычка – это путы, которые мешают развитию, движению, продвижению. Вот такой парадокс. В контексте «Онегина» фраза про привычку отнесена к судьбе матери Татьяны Лариной, которая вышла замуж без любви, а потом смирилась вполне со своей жизнью. Ну да, ни о каком продвижении и развитии здесь нет и речи. Но о счастье, может быть, и есть. То ли это счастье, которого мы ищем? Но на этот вопрос придется отвечать без помощи Пушкина.

«Без неприметного следа мне было б грустно мир оставить…» - и это ему удалось. И вообще, здесь, в конце второй главы мы вообще нашли реальный привет, обращенный к нам, вот так, не по принуждению, а по велению сердца сейчас, без малого двести лет спустя, читающим эти строки: «Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт
!» - это он о нас!

И дальше:
«Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика
» - это наша рука!

В третьей главе мы нашли подтверждение, что Онегин перед тем, как явиться к Татьяне во плоти, долгое время был ее воображаемым другом: «не правда ль? Я тебя слыхала: ты говорил со мной в тиши, когда я бедным помогала или молитвой услаждала тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье не ты ли, милое виденье, в прозрачной темноте мелькнул, приникнув тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, слова надежды мне шепнул?» Один к одному – воображаемый друг.

Правда, есть такая школа мысли, что широко распространенное в Америке явление воображаемых друзей имеет ту же самую природу, что и ангелы и (прости, Господи!) – Бог. То есть слышимый в тиши явственный внутренний голос, исходящий как будто от другой, чем ты, личности – это голос еще не полностью осознаваемого своим второго полушария мозга. Иррационального. А уж как называть его, этот голос – воображаемым другом, ангелом, Богом или Евгением Онегиным – воля ваша.

А вот как Пушкин (уже тогда!) легко отмечает разницу между классической литературой и постмодернисткой. Вот классика:
«Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенный образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом,
И привлекательным лицом… Всегда наказан был порок, Добру достойный был венок
».

А нынче?
«А нынче все умы в тумане, мораль на нас наводит сон, порок любезен – и в романе, и там уж торжествует он. … и стал теперь ее кумир или задумчивый Вампир, или Мельмот, бродяга мрачный… Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм и бенадежный эгоизм». Воистину, ничего нет нового под луной.

«… и в сад идет она грустить» - вот такое типичное занятие для девушек. Что тех, что этих. Что ты будешь делать? Буду грустить! Так моя дочка говорит.
«Была ты влюблена тогда? – И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь…» - диалог Татьяны с няней вдруг открывает то, что, приглядевшись, можно вычитать в романах пушкинской поры, да и прочих времен – до нашего: любовь вовсе не считалась неотъемлемой и обязательной частью жизни, которая со всеми приключается.

Ведь были завзятые холостяки и старые девы, и не по причине особенно неудачной внешности или дурного нрава – не встретили, и все. И это было частью нормы. Ну, у крестьян и вовсе – не до того. Работать надо. С кем-то случилось – о, любовь, песню напишут: «То мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит». А не случилось – поженились на сосватанной невесте да и живут. А потом притерпелись – полюбили друг друга как спутников жизни. А не наоборот вовсе. Вот ведь странно.

А вот еще про Татьяну – самое первое, что приходит на ум: «Татьяна, русская душою…» Так вот, эта самая русская душою Татьяна «.. по-русски плохо знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном.» А ведь говорят, что язык, на котором человек думает и говорит и является главным идентификатором его национальной принадлежности и самосознания. Ан, нет! Татьяна – русская душою.

И – вот опять Пушкин проходится по «семинаристу в желтой шале и академику в чепце». Да и пишет все это, выходит, исключительно для мужчин – ведь не для этих академиков в чепцах, которых он терпеть не может. А приятные ему женщины – «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю…» - они просто не могли прочитать написанное им.

Вот так, долго ли – коротко ли, три главы мы прочитали – и остановились. Но продолжим обязательно!

Вместе с этим смотреть: клуб киноУХО - 26. Анна Каренина Льва Толстого и Сергея Соловьева. Отчет
Вместо этого смотреть: Анна Каренина
В этот день в 2011 году: Дни жатвы | Days of Heaven
В этот день в 2010 году: Бобро поржаловать | Bienvenue chez les Ch'tis
В этот день в 2007 году: В погоне за счастьем | The Pursuit of Happyness



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




У них – своя свадьба, а у нас своя свадьба: Зеркало в Иваново
2012-05-29 17:33
Международный кинофестиваль «Зеркало», посвященный Андрею Тарковскому, открылся сегодня в Ивановской области. Небольшой и незаметный, на самом деле фестиваль существует уже 5 лет и за прошедшие годы прошел стадию протокола о намерениях, превратившись в ясное и очевидное событие: как для области, на территории которой проводится, (а площадки фестиваля рассыпаны по ней, основные – в Юрьевце и, в этом году – в Плёсе), так и для поклонников и последователей творчества нашего киногения.

Теперь даже странно, что фестиваль появился так недавно – настолько органичным и правильным кажется то, что он есть. Придумала все сестра режиссера, Марина Тарковская. То есть сама посылка совершенно не вызывает никаких вопросов – как говорится, сам Бог велел! И где! В окрестностях любимого Юрьевца, дорогого места детства, которое Тарковский любил и запечатлел в одноименном (с фестивалем) фильме.

И – как все удачно сложилось – губернатор Ивановской области, Михаил Мень, двумя руками поддержал идею, выделяет деньги и административный ресурс. И то сказать – не плохо бы привлечь в эти красивейшие места фестиваль и фестивальную публику, не одни только Сочи у нас в курортной зоне, здесь, на Волжских берегах, очень даже фестивально.


Президент фестиваля – Павел Лунгин, называет его «масштабным праздником высокодуховной культуры». Смотреть и обсуждать высокодуховное кино – занятие, очень подходящее для этих мест. Но самое главное: совершенно очевидно, что в России главный кинофестиваль должен проходить под знаком Тарковского.

На сегодняшний день в кино Тарковский – это наше все. Это все, что русские могут дать миру. Пока. Я же говорю, на сегодняшний день. Вчера еще давали, завтра, глядишь, чего-то другого будут давать, а сегодня – только воспоминания о Тарковском, принадлежность к одному с ним культурному пространству – вводят нас в большое мировое кино. И позволяет нам притулиться на коврике у двери.

Тарковский воспринят миром. И сразу был воспринят – его первый же фильм, «Иваново детство», сразу получил «Золотого Льва» на Венецианском кинофестивале 1962 года. И потом. Дальше – больше: стал одним из ориентиров, столпов и светочей мирового арт-хауса. Породил, сам того не подозревая, целую плеяду «новых великих»: тут и великий и ужасный Ларс фон Триер, и – вон тебе пожалуйста, нынешний лучший режиссер, по версии Канн-2012, мексиканец Карлос Рейгадас , (получил приз за фильм «После мрака - свет»), тоже пришёл в кино (из дипломатии) под влиянием Тарковского…



Абсолютный и непререкаемый авторитет в искусстве кино на рубеже тысячелетий. И нам – ну, как в некотором роде кинодержаве, хотя бы в прошлом, и – мы же все надеемся! – в будущем, нужно как-то окучивать этот бренд. В хорошем смысле. Так же, как мы поступаем с нашей великой русской литературой: кто в мире писатель? Всем ясно: Толстой, Достоевский, Чехов, ага! А кто в мире режиссер? Чтобы так же быстро находился ответ: Тарковский. Чтобы Россия также мгновенно вызывала ассоциации с Тарковским, вот как с Толстым и Достоевским.

А то на сегодняшний день наш главный большой фестиваль, ММКФ – вообще не понятно, куда гребет. Непонятна его программная направленность. Подберем все, что Каннам не подошло, что ли? В этом смысле «Зеркало» имеет шанс – по всем пунктам – когда-нибудь опередить ММКФ по значению. Просто в силу большей актуальности. Да и месторасположения больно хорошее.



И – еще раз: Россия, если она хочет тусовать мировую кино-колоду, она должна ее тусовать – то есть пестовать и привечать режиссеров – под знаком Тарковского. Чтобы здесь, на фестивале, можно было послушать знаменитых тарковсковедов, повстречаться и поговорить с членами съемочных групп, актерами, которые у него работали. Операторы еще живы!

Великий Вадим Юсов чтобы рассказал поклонникам из разных стран, как они работали, как свет выставляли. Вот чем российский кинофестиваль может отличаться от всех остальных, вот чем он может быть интересен участникам мирового кинопроцесса – любого ранга. Ну да, и выстраивать ретроспективы по признаку их попадания в струю, вписанности в тренд. И спорить о том, каков же он – стиль Тарковского.



Книг и диссертаций написано немало, но теперь интересно спорить и осмыслять – кто же они, ученики и последователи – на примерах реально существующих уже фильмов, реально сложившихся новых художников. И – опять же! – в России это делать интереснее, потому что у нас после Тарковского почти каждый режиссер, мыслящий себя художником, а не ремесленником, испытывает на себе необычайной силы влияние Мастера. Прямо-таки находится под давлением этого главного авторитета.

Поэтому у нас в большей мере, чем где-либо, все новое, пост-Тарковское, поколение режиссеров снимает пост-тарковские фильмы. Как они думают. Как они хотят. Получается ли у них? Хотят ли они этого, или просто не могут выбраться из тени великого предшественника? Вот фестиваль "Зеркало" – замечательное место, чтобы поговорить об этом.

Собственно, программа нынешнего фестиваля все это и предусматривает. Андрей Звягинцев, наш пост-тарковский 21-го века N1, входит в жюри. Александр Сокуров, наш пост-тарковский N1 еще века 20-го, получит приз за вклад – и покажет своего «Фауста». (Излишне упоминать, что и пост-тарковский Звягинцев без показа своей «Елены» не уедет).

Уж если о наших зашел разговор, то – да, будет специальная программа «Свои», в которой все более-менее про-тарковское российского производства последнего времени будет показано: и «Жила-была одна баба», и «Мишень», и «Дирижер» Павла Лунгина, и «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, и «Бездельники», и «Борис Годунов», и «Бедуин» Игоря Волошина, и «Сердца бумеранг» Николая Хомерики, и «2 дня», и «Портрет в сумерках». Почти все, что сняли. Один только фильм «Сибирь. Монамур» почему-то не попал.

Вот и поспорить бы, и пообсуждать бы: при чем здесь Тарковский? Является ли замедленный ритм, немногословность, монохромность картинки достаточой атрибуцией "стиля Тарковского".

В конкурсной программе из 11 фильмов наш – условно «наш», бывшего укро-белоруса, нынешнего средне-европейца Сергея Лозницы – «В тумане», только что показанный в Каннах. Дальше все неизвестные фильмы неизвестных режиссеров из Чили, Бразилии, Канады, Таиланда, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Израиля. Известный из них только один – фильм «Альпы» греческого режиссера и сценариста Йоргоса Латимоса, который на прошлогоднем Венецианском кинофестивале получил приз за сценарий. С загадочной истории о некоем бюро услуг, предоставляющих двойников покойных родственников на замену. Интересно!

В программе «Тарковский контекст» будут представлены две ретроспективы: упоминавшегося уже нынешнего каннского лучшего режиссера Карлоса Рейгадаса, в том числе и этот, только что показанный в Каннах, самый свежий его фильм, «После мрака свет». И – вот ведь совпадение какое! – прошлогоднего каннского лучшего режиссера, Нури Бильге Джейлана, в том числе и тот, прошлогодний шедевр «Однажды в Анатолии».

В обязательной для любого фестиваля программе короткометражек обращает на себя внимание имена молодых режиссеров, пробующих свои силы в малом формате: например, Дмитрий Дюжев! Снял фильм «БратИя»… Судя по названию, одинаково легко представить как то, что Дмитрий Дюжев пошел по следам своих выступлений в «Бригаде», так и, наоборот, продолжил тему монашеского служения в «Острове». Еще один актер, сериальный Артём Семакин, представит свой маленький фильм в этой программе. И –другие незвестные режиссеры с известными фамилиями: Мария Агранович, Антон Бильжо, Иван Шахназаров. Подросли детки.

А смотреть многочисленные конкурсные и внеконкурсные фильмы фестиваля жители и гости города будут в открытом кинотеатре на берегу Волги. В Плёсе. И кто скажет, что это хуже, чем Сочи? Фестиваль продлится 3 дня.

Вместе с этим смотреть: Предсказуемый Канн-2012
Вместо этого смотреть: Туринская лошадь | A Torinói ló, Меланхолия | Melancholia
В этот день в 2010 году: Цвет сакуры | Kirschblüten - Hanami
В этот день в 2009 году: Папе снова 17 | 17 Again
В этот день в 2008 году: Канн 2007. Европа






Любовь живет три года | L'amour dure trois ans
2012-05-30 11:13

Любовь живет три года | L'amour dure trois ans Забавно, что в фильме, который по своей книге о себе самом сам писатель теперь и снял, играет его такой не очень-то и симпатичный актер. Ну, то есть смотреть на него – его зовут Гаспар Пруст и мы пока совсем его не знаем – эти два часа экранного времени без перерыва не так-то уж и интересно. Такими себя видят французы? Или таким себя видит изысканный эстет и сноб Фредерик Бегбедер - французский прозаик, публицист, литературный критик и редактор.

Помимо известного всем по одноименному фильму романа «99 франков», Бегбедер написал еще десяток, основал литературную премию, вознесшую до небес Уэльбека, был закоперщиком французских антиглобалистов, снялся в порнографическом фильме, а также – и еще в десятке фильмов менее радикального содержания. Так что в кино он не новичок. И вообще – не новичок.

Вполне себе супер-современный продвинутый чел, успевающий везде и везде незаменимый, определяющий жизнь своего поколения как внутри страны, так и вне ее. Крут, крут Бегбедер, реально. А вот его экранный прототип – не крут.



Он маменькин сынок. Как ни странно, и эта черта его жизни автобиографична – сам Бегбедер вошел в литературную тусовку тоже с подачи родителей - такой же, как в фильме, успешной мамы - дамской романистки. Но если в жизни это обстоятельство первоначального родительского взноса в копилку его успеха и взлета скорее противоречит всему образу и жизненному пути очень даже блестящего Бегбедера,

Фредерик Бегбедер

то в фильме, наоборот, становится таким успокаивающим ответом на вопрос – как же он, этот тюха, пробился в люди? Чем же он, этот мямля, завоевал литературный олимп?

Зато причин успеха у женщин факт его генетической принадлежности к миру французской литературы не объясняет. Маленький, тщедушный, щуплый, с огромный носом, но зато без подбородка – он становится карикатурой на реального Бегбедера. И если сам автор, наверное, прикалывался и кокетничал, приглашая на роль самого себя – писателя и режиссера - столь уступающего по мужским достоинствам актера, то зритель-то тут при чем?

Как сказал Фрейд, он много чего сказал, и много чего сказал спорного, ну тут старик постарался и выразил в двух словах девиз, который должны повесить на стенку все кастинговые агентства: «Анатомия – это судьба». Ну, в смысле маленький рост, хилость, или, наоборот, статность и густые волосы – определяют, во многом, судьбу человека. (Экранную - уж во всяком случае!) Ага. Даже Фрейдом быть не надо, чтобы это понимать.

Так вот, Бегбедер – это судьба.

Фредерик Бегбедер

А актер Гаспар Пруст, не смотря на свою, приятную литературному уху Бегбедера, самую литературную фамилию – это другая судьба. Его метания выглядят смешными, как и было задумано? Ну, да. Но зато его романтические успехи, да и профессиональные – в высшей степени сомнительны. То есть – не убеждают.

За актером не видишь человека, с которым все это происходит, а видишь актера, которому автор предписал вот так себя вести, и актрис, которым тот же автор предписал делать вид, что они в этого неинтересного заморыша могли влюбиться. И вся история страданий неюного уже, даже разведенного, успешного писателя от несчастной любви к непонятно, чем его так поразившей, девушке – тоже выглядит совершенно не интересной. И даже не понятно, отчего у нее такой успех, у книги.

В фильме - начинающий писатель написал книгу, и она стала бестселлером, и он стал персоной года, и это во многом повлияло на его отношения с его любимой девушкой. Книга так и называется, как фильм: "Любовь живет три года". А что в ней такого, в книге-то?

Когда поглядишь на фото Бегбедера и немного узнаешь о нем – становится понятно. Это он интересен, Бегбедер. Это в сочетании с ним – брутальным брадоусом красавцем, настоящим французским мачо, история страданий, выяснений отношений, бурных разрывов и сентиментальных воссоединений – обретает интерес, потому что – парадоксально: такой самец – и способен на такие страсти? Ах, как это романтично!

А этот женоподобный низкорослый слабак, каким преподносит нам свое альтерэго в собственном фильме автор, ну да, является замечательным пособием – то ли по излишней скромности и склонности к преуменьшению достоинств, то ли, скорее – изобретательной самоиронии Бегбедера, но фильм он заваливает.

Любовь живет три года | L'amour dure trois ans; Пруст

Фильм надо смотреть, представляя в главной роли Бегбедера. Еще интереснее – смотреть фильм, зная, каков на самом деле Бегбедер, с которым случилось все, что случилось с героем фильма, и сравнивать реального Бегбедера с этим вот. Ну да, французы, которые не могут не знать реального Бегбедера, как вот мы не можем не знать Ваню Урганта, они все, наверное, так и делают – эта, имеющаяся у каждого из них в распоряжении, информация о Бегбедере, перемешивается с непосредственным восприятием фильма – и получается совсем другой эффект, чем у нас.

А вообще-то, конечно, фильм милый. (Ну вот, это на меня тоже начали действовать флюиды реального мужчины-Бегбедера…) Он милый, как милы все французские романтические фильмы – тем, насколько они французские, и не похожи ни на американские, ни на наши. Вот – «Нежность | La délicatesse» недавняя… И вот эти милые фильмы с милым Кадом Мерадом… Так вот, даже в отсутствие таких безусловных звезд, французское кино о французской жизни все равно сохраняет неповторимое французское очарование.

Любовь живет три года | L'amour dure trois ans; Луиз Бургуан

То есть в фильме больше от Франции, чем от такого, казалось бы, пряного, сочного и едкого автора, каким является Фредерик Бегбедер.

Любовь живет три года | L'amour dure trois ans: Франция - 2011

Моя оценка - 3 - Ничего особенного


Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Нежность | La délicatesse, Мои звезды прекрасны | Mes stars et moi
Вместо этого смотреть: Амели l Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain, Деликатесы | Delicatessen
В этот день в 2007 году: С глаз - долой, из чарта - вон! | Music and Lyrics



Люди в черном 3 | Men in Black III
2012-05-31 10:15

Люди в черном 3 | Men in Black III Даже не верится, что третья серия может быть так хороша! С первой сравнивать трудно, поскольку там нам открылась впервые вся стройность и красота идеи земной службы контроля за инопланетянами, тайно живущими среди нас. Конечно, с силой этого открытия трудно спорить.

Но: зато вторую – и последующие – серии мы ждем во всеоружие скепсиса, мол, понятно все, будут стричь бабло, пока есть еще порох в пороховницах, а никакого нового пороха выдумывать и не будут – зачем, когда люди и так придут, и так заплатят? И побороть этот скепсис – нужно оружие новой невиданной силы.

Но Барри Зонненфельд – режиссер, на которого можно положиться. Не подводит. Не подвёл и на этот раз. Сама идея переместиться в 60-е очень греет душу. И дает простор для новых шуток и визуальных игр с хорошо узнаваемой ретро-эпохой. Переместиться именно в лето 1969-го и увязать свою историю с реальным лунным стартом – прекрасный пример того, как может самая безумная фантазия подпитываться из такой же безумно фантастической реальности.




Что касается шуток – фильм настолько густо ими усеян, что они уже не выглядят хорошо исполненными вставными номерами, а – вот у нас такая ткань смешная. Веселенький ситчик. Тут и перевод, конечно, не подкачал. Но и история этого путешествия во времени – интересная и не высосана из пальца; новый межпланетный злодей – Борис-животное…

Хорошее такое запоминающееся имя: Борис-животное… А какой из него замечательный Ангел Ада получился! Наверное, у кого-то из создателей фильма был такой знакомый байкер, вполне инопланетного вида, его немного усовершенствовали – и вот тебе, пожалуйста – готовый персонаж!

Люди в черном 3 | Men in Black III; Джеймен Клемент

То же можно сказать и про милягу-Гриффина, чудака, предсказывающего различные вероятности развития событий: он тоже как будто взят из жизни и чуть-чуть утрирован.

Эмма Томпсон очень уместна и неожиданно хороша в роли нового главы агентства, она как будто помолодела – еще в наше время – лет на 20 по сравнению с собой обычной. Самой рискованной затеей было омоложение одного из двух главных героев: ну да, Томми Ли Джонса нам показали, но основную часть фильма мы видим Кея в молодости, и, стало быть, в исполнении совсем другого актера.

Но Джошу Бролину удается так быстро завоевать доверие зрителя, что – да, это он, Кей, молодой, и предварительно накопленная досада от подмены растворяется без следа вообще не заметишь, как. И в сценарии так много места уделено взаимному общению агентов и характерным особенностям Кея, что увидеть Кея молодым становится дополнительным бонусом, а не огорчением, как ожидалось.

Люди в черном 3 | Men in Black III; Смит, Бролин

Что же касается Уилла Смита – время, прошедшее с выхода на экраны первых «Людей в черном» как будто не коснулось его. То есть если смотреть кадры встык, то можно заметить, что там Смит был совсем уж непростительно молод, а здесь, типа, просто хорошо выглядит. Но для своих лет – а парню, на минуточку, 44 года – тоже непростительно хорошо.

Люди в черном 3 | Men in Black III; Смит

Придумка, что прыжок во времени должен быть реальным визуальным прыжком – тоже гениальная, такая же, как и все в фильме: вроде бы, все очень просто, и именно так, как должно быть, а как же иначе? А ведь раньше этого не было… Не перестает радовать «забыватель с огоньком»: работает безотказно – как внутри фильма, чтобы стереть ненужные воспоминания у профанов, которые стали свидетелями всяких инопланетных событий, так и снаружи – каждое использование его вызывает у зрителя дополнительный всплеск положительных эмоций. Почему-то…

А уж финал – опять же, настолько же однозначно-прямолинейный, о том, как в реальном 1969м встречались взрослый агент Кей и маленький ещё будущий агент Джей, настолько и пронзительно-трогательный и бронебойно пробивающий зрителя на самые сентиментальные сантименты – это настоящий высокий класс. Не упускать ни одной возможности и палить из всех стволов: вот что такое настоящее большое голливудское кино.

Люди в черном 3 | Men in Black III; Смит, Джонс

«Люди в черном 3» - фильм, о котором все мы мечтали в детстве. Да что там – в детстве! Всегда. Потому что он это счастливое детство, детское состояние, восприятие и радость – воспроизводит. И сам являясь тоже своеобразной машиной времени. Ура!

Люди в черном 3 | Men in Black III: США - 2012

Моя оценка - 5 - Здорово
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Люди в черном, Ковбои против пришельцев | Cowboys & Aliens, Восстание планеты обезьян |Rise of the Planet of the Apes
Вместо этого смотреть: Трансформеры: Месть падших | Transformers: Revenge of the Fallen
В этот день в 2011 году: Храбрые перцем | Your Highness
В этот день в 2007 году: Канн 2007. Америка





киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное