Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Каннский фестиваль - 2012: выставка достижений или кино-лаборатория?



Каннский фестиваль - 2012: выставка достижений или кино-лаборатория?
2012-05-16 17:35

Сегодня в Канне начинается главный на планете кинофестиваль. Он продлится до 27 мая. "От нас" в конкурсе принимает участие фильм режиссера белорусского происхождения Сергея Лозницы – «В тумане».

Сергей Лозница – не очень-то наш, родился когда-то на бывшей нашей территории, учился в нашем ВГИКе, но режиссером с мировым именем стал уже на их. Территории. Представляет объединенную Европу. То есть – съёмочная группа Лозницы всегда интернациональна, объединяет кинематографистов из Восточной и Западной Европ.

Так было, когда он снимал документальные фильмы. Которые его в мире и прославили. Точнее, не прославили – кто, кроме специалистов, знает его имя? Но – ввели в круг этих специалистов. Сделали участником мирового фестивального движения . Так происходит и сейчас, когда уже второй подряд фильм режиссера отбирается главными киноотборщиками мира для участия в главном мировом кино-чемпионате.










Первый был – «Счастье мое». Такая очередная мрачная страшная сказка про темноту. Про бывшую великую родину. В работе режиссера Сергея Лозницы одно остается неизменным: он снимает необъятные просторы от Москвы до самых до окраин. Разрушенные, обесточенные, люмпенизированные, варваризованные. Провалившиеся в феодализм, в архаику, а то и куда подальше.

На этот раз его фильм, «В тумане», имеет литературную основу – повесть белоруса Василя Быкова о жизни на оккупированной территории в 1942 году. В которой не известно, кого больше надо бояться – культурных оккупантов или оголтелых земляков-партизан. Если сам ты не партизан. А продолжаешь жить и работать на родной земле. При оккупационном режиме.

В тумане, реж. С. Лозница

В фильме, помимо любимых Лозницей непрофессиональных актеров, снялись и известные – Борис Каморзин, Сергей Русскин. Вот таково наше представительство на нынешнем Канне.

А в других фильмах конкурсной программы – что не менее интересно широкому зрителю – снялись, к примеру, Брюс Уиллис и Брэд Питт.

Королевство полной луны | Moonrise Kingdom, реж. У. Андерсон , Брюс Уиллис

Брюс Уиллис сыграл шерифа в фильме «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. (Фильм открытия фестиваля). Из лагеря бойскаутов пропали мальчик и девочка. Их ищут – шериф (Уиллис), семьи пропавших и их вожатые. Фильм снят ярко и иронично, добавляет привлекательности ретро-стиль: дело происходит в середине 60-х. Ну, и, конечно, все они вполне комичны: шериф - Брюс Уиллис, вожатый - Эдвард Нортон, там же и абсолютно седовласый Билл Мюррей подвизается. Смотреть, однозначно!

Королевство полной луны | Moonrise Kingdom, реж. У. Андерсон, Эдвард Нортон

Брэд Питт тоже ведет расследование – в другом конкурсном фильме «Ограбление казино», его снял режиссер Эндрю Доминик из Новой Зеландии, Питт играет киллера, который ведет расследование … ограбления казино. Тут совсем другая стилистика, скупая на эмоции и краски, чем-то напоминающая "наше новое кино". Ну, и лица, опять же - бандюганы, они и в Африке бандюганы. То есть - в Австралии. Хотя к Питту, понятное дело, это не относится - он невыразимо прекрасен и в роли киллера тоже.

Ограбление казино | Killing Them Softly. реж. Э. Доминик; Брэд Питт

Еще одна супер-звезда, более молодого поколения – Роберт Паттинсон – сыграл главную роль в конкурсном фильме «Космополис» - 24 часа из жизни молодого миллиардера, в течении которых эта самая замечательная шоколадная жизнь дала трещину… Миллиардера и играет Паттинсон, а снял его в этой роли режиссер Дэвид Кроненберг.

Космополис | Cosmopolis. реж. Д. Кроненберг; Роберт Паттинсон

Вот Кроненберг молоток, шарашит и шарашит - только летом совсем его новый фильм, "Опасный метод", был участником Венецианского кинофестиваля, не прошло и года - и он уже в Канне! Трейлер фильма выглядит очень привлекательным и навивает воспоминания о "Ванильном небе" - сюрреалистический крах красавчика-удачника... Хочется посмотреть!

А вот – режиссер-суперзвезда: Михаэль Ханеке, выигрывающий Каннский чемпионат не единожды, покажет свой новый фильм «Любовь»: французские звезды первой величины Изабель Юппер и Жан-Луи Трентиньян сыграли пожилых супругов перед лицом старости, болезни и неблагодарной дочери.

Любовь | Amour. Реж. М. Ханеке; Жан-Луи Трентиньян

Это уже третий старт с Изабель Юппер, которая за предыдущую совместную с Ханеке работу - "Пианистку" - удостоилась Премии Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, в 2001 году. А победная "Белая лента" Ханеке, Золотая Пальмовая Ветвь-2009, стала символическим кинофиналом нулевых годов. Правда, там была большая многофигурная композиция, а эта - камерная история на трех персонажей, но этот мастер умеет развернуться и в камере. Хотя драму про болезнь Альцгеймера - не первой выберешь в афише, когда будешь раздумывать, что бы такое посмотреть...

Что еще интересного можно заметить невооруженным глазом в конкурсной каннской афише? Ну, например, присутствие сразу в двух фильмах конкурсной программы Мишеля Пикколи - он сыграл у Алена Рене в фильме "Вы еще ничего не видели" (вот уж правда!:), и в "Божественных моторах" у Леоса Каракса. А ведь Мишель Пикколи - помимо того, что один из выдающихся французских кинозубров - исполнитель главной роли в последнем фильме нынешнего Председателя жюри Каннского конкурса -



он играл Папу в великолепном фильме "У нас есть Папа!" Нанни Моретти. Нанни Моретти представлял "Папу" в прошлом Канне, (с тех пор мы едва успели познакомиться с шедевром, еще месяц назад фильм был в российском прокате), тогда ему ничего не обломилось, зато ровно год спустя Моретти возглавляет жюри. И будет журить целых два фильма с участием своего Папы. Сюжет!

Между тем, и оба эти фильма, в которых снялся Пикколи, интересны не только актерами и режиссерами, но и - что бывает в конкурсной программе Канн не часто - сюжетами: у Рене, в "Вы еще ничего не видели", это будет закулисная драма театра, который, по завещанию только что почившего режиссера, репетирует "Орфея и Эвридику". Интересно!



В конкурсе нынешних Канн много режиссеров-ветеранов, и они снимают ветеранские фильмы о ветеранских проблемах. Проще говоря - о старых людях. (Самым ярким примером такого кино можно назвать "Еще один год" Майка Ли).

Да это здорово, когда у старшего поколения столько сил и энергии, что 70-летние мэтры не сходят со сцены, а продолжают в полный рост впахивать в профессии - и вот могут поведать миру о том, как живут они, старики. Не на вторых-третьих ролях бабушек и дедушек, а в главных ролях - в каковых ролях и выступают в современной жизни и эти режиссеры, (Ален Рене, Михаэль Ханеке, Аббас Кияростами), и их персонажи. Так что, возвращаясь к конкурсному фильму Рене "Вы еще ничего не видели", помимо Мишеля Пикколи в картине принимают участие еще десятка полтора его ровесников. И выглядит все это очень даже интригующе.

А у Каракса в "Божественных моторах", (здесь тоже занят Пикколи), вообще какой-то метафизический сюрреализм с путешествием в переменных телах... или в переменных судьбах? Когда сегодня он - менеджер, завтра - директор цирка, а послезавтра - мелкий воришка... В общем, эти два фильма хочется посмотреть с совершенно детским энтузиазмом.

Божественные моторы  | Holy Motors. Реж. Л. Каракс

Французов традиционно много в конкурсе: как-никак, Канн - их достояние, им и карты в руки. И вообще, они кино придумали. Так что все в порядке, здорово, что им есть, чем похвалиться: помимо "Вы еще ничего не видели" Рене и "Божественных моторов" Каракса, фильм "Ржавчина и кость" представит Жака Одиар, получивший в 2010м Большой Приз Каннского жюри за фильм "Пророк". На этот раз - история любви подпольного боксера и дрессировщицы касаток, которой касатки откусили ноги.

Ржавчина и кость | De rouille et d'os. Реж. Ж. Одиар; Марион Котийяр

А играет ее Марион Котийяр, "с корабля на бал", то есть - наоборот: прошлогодний Каннский фестиваль открылся "Полночью в Париже", где Котийяр играла богемную красавицу. На этот раз - спортсменка-экстремалка, боец и герой. Вот какой широкий диапазон у актрисы! Посмотрим.

А вот еще один актер, совершенно из другой колоды, но - тоже присутствует в этом году сразу в двух каннских конкурсных лентах: Мэтью Макконахи! Голливудский красавец и второразрядный актер - как будто до сих пор Макконахи вполне вписывался в этот стереотип. Однако: два фильма, отобранные каннскими отборщиками - может быть, заставят киноманов пересмотреть свои высоколобые мнения?

"Грязь" Джеффа Николса, где Макконахи играет сбежавшего преступника, который просит о помощи деревенских пацанов. (А партнерша у него - Риз Уизерспун. Тоже неожиданная фигура на этих подмостках). Трейлер фильма заставляет вспомнить о детских историях и фильмах Стивена Кинга. Хотя здесь никто мистической составляющей не обещает.

Грязь | Mud. Реж. Д. Николс; Меттью МакКонахи

В другом фильме - "Газетчик" режиссера Ли Дэниэлса - Макконахи играет репортера, расследующего судебную ошибку.

Газетчик | The Paperboy. Реж. Ли Дэниэлс; Мэттью МакКонахи

Здесь вместе с ним снялась мегазвезда Николь Кидман,
(в Каннах - не новичок, хоть ее с фон Триером и "Догвиллем" и прокатили в 2003м, память осталась - и о фильме, не рядовом и не случайном, и о роли, только утвердившей Кидман

Газетчик | The Paperboy. Реж. Ли Дэниэлс; Николь Кидман

как звезду артхаусного кино), и Джон Кьюсак. (Почему-то ничем себя не проявивший в авторском кино Кьюсак в Каннской афише выглядит гораздо более уместным, чем Макконахи. Может, потому, что он не "голливудский красавчик"?)

Уж если зашла речь о фон Триере, (косвенно, к сожалению, после прошлогодней "Меланхолии" и скандальных заявлений великий мизантроп взял паузу и отмалчивается), то можно упомянуть о его сподвижнике по "Догме": в конкурсе - фильм Томаса Винтерберга "Охота".

Охота | Jagten. Реж. Т. Винтерберг

Винтерберг больше известен, кажется, именно как участник и адепт радикальных нововведений фон Триера, чем как автор фильмов... Даже Золотой Пальмовой Ветвью осененное "Торжество", (в 1998 году), не стало таким именем нарицательным, как, скажем, "Рассекая волны", фильм Ларса фон Триера, получивший Большой Приз Канн двумя годами раньше. Снятый Винтербергом в Голливуде фильм "Все о любви" - умозрительный и метафоричный донельзя, но и то - запомнился больше. Посмотрим на эту "Охоту" - о мужчине, пытающемся после развода вновь отстроить свою жизнь.

А вот - фильмы "выпусников Каннской школы": румын Кристиан Мунжиу, с легкой руки Каннского жюри в 2007 году с фильмом "4 месяца, 3 недели, 2 дня" завершивший формирование "новой румынской волны", на этом фестивале он выступает с фильмом "За холмами" - о драматических событиях в женском монастыре;



иранец Аббас Кияростами, многократный номинант Каннского фестиваля, (победивший в 1997 году со "Вкусом вишни"), (в 2009-м - Жюльет Биннош из его фильма "Копия верна" получила Приз за лучшую женскую роль) - привез фильм "Как влюбленный".

Как влюблённый | Like Someone in Love. Реж. А. Кияростами

Иранский диссидент-изгнанник Кияростами, как всегда, снимает вдали от родины - на этот раз в Японии, с японскими актерами - о любви девушки и старика. Мая и Ноября. 72-х летнему Кияростами как раз к сезону. Под чарующий французский шансон картинка выглядит ностальгически-доверительной.

А вот еще актриса, представляющая в Канне дубль: уже упоминавшаяся в связи с фильмом Ханеке Изабель Юппер. Она сыграла еще в одном фильме - корейском, у режиссера Хона Сан Су, в фильме "В другой стране".

В другой стране | Da-reun na-ra-e-suh. Реж. Хон Сан Су; Изабель Юппер

Корейский фильм на английском языке представляет француженку Юппер в трех лицах. Как это? Надо посмотреть.

А вот - "Реальность", фильм о телешоу «Большой дом», итальянском аналоге «Дома-2». Ждем актуальной жесткой сатиры о нравах современного телевидения – режиссер Маттео Гарроне. Фильм о телевидении, так же, как и фильмы о театре, почему-то предвкушаются необыкновенно... вкусными.

Реальность | Reality. Реж. Маттео Гарроне

Что еще? "На дороге": экранизация культовой книги Джека Керуака о реальном путешествии Керуака со своим другом, (прямо так и встает в памяти "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" - фильм по культовой книге о реальном путешествии, и тоже - с другом, другого легендарного американского неформала - Хантера С. Томпсона), при участии Берроуза и других фигур бит-движения – режиссер Уолтер Саллес.

На дороге | On the Road. Реж. У. Саллес; Кристен Стюарт

Трейлер, однако, заставляет вспомнить другой фильм по Томпсону - "Ромовый дневник": возраст героев и присутствие пишущей машинки свидетельствуют о том, что эта дорога еще очень молодых людей, а не циничных зубров, какими стали герои Томпсона, (и, вероятно, Керуака тоже), к концу 60-х. А здесь, "На дороге" - романтика, 50-е, автомобили и рок-н-ролл.

Помимо культовости первоисточника, фильм интересен актерским составом: Сэм Рэйли, прошлогодняя пальмоносица, (за "Меланхолию"), Кирстен Данст, - и еще одна икона тинейджеров по вампирской саге "Сумерки", Кристен Стюарт. Растут детки! (Впрочем, по одной из расхожих формул, взрослые - это те же дети, только с деньгами. А эти дети, пост-"Сумеречные" Паттинсон и Стюарт, ах - с какими - большими деньгами, уже давно выросли).

В глаза бросается непропорционально большой заокеанский десант в конкурсе Каннского кинофестиваля: только из вышеперечисленных - 6 (шесть!) фильмов. Может быть, это французский гостеприимный ответ на радушие нынешнего Оскара, расщедрившегося чуть ли не всеми призами для французского "Артиста"?

Или отборщики проявили завидную предусмотрительность, включив в конкурс, помимо эстетских и высокохудожественных, еще и картины, которые будет интересно смотреть? Ведь смотреть-то им - все эти фильмы в достаточно сжатые сроки. Нужно как-то чередовать! В общем, каковы бы ни были причины такого обильного голливудского представительства, смысл сливать брэнды, безусловно, есть: если к идейному полету и актерской школе старой Европы, да добавить голливудский профессионализм и индустриализм - может быть, это и будет то самое Новое Болшое Кино, которого все ждут?

Вместе с этим смотреть: Кто получит Оскар 2012?
Вместо этого смотреть: Канн 2011: Итоги



Няньки
2012-05-17 16:00

Няньки «Няньки» - типичная современная российская комедия. Со всеми ее минусами. И плюсами – в виде демонстрации красот и чудес турецкого курорта, на котором все мы уже были – или скоро будем. Так что наивная потребильская радость - уже употребленного или предвкушения его - просчитанно работает на кассу "Нянек".

«Няньки» - настолько добросовестный второсортный продукт, что закрадывается подозрение о существовании какого-то золотого стандарта, эталонного метра, в котором вот это второсортное качество шуток юмора, актерской игры и изобретательности сюжетных интриг прописано четко, с ограничениями по высоте. За превышение - штраф.

И отечественный зритель в эту игру с удовольствием включился: "Карлосон" вон вообще выбился в лидеры проката. А все остальные - "Свидание", "Мой парень - ангел" и проч. - зритель хотя бы смотрит. Вот и "Няньки" входят в пятерку кассовых чемпионов мая.



Высоколобые снобы "нашего нового кино", чье кино этот самый отечественный зритель как раз игнорирует с завидным упорством, морщат носы и жалуются на плохой, неподходящий народ, приговаривая высокомерное "пипл хавает".

Патриотически ориентированные культурологи-государственники, наоборот, готовы и в этом - второсортном - кинопродукте найти надежду на возрождение былого величия отечественного кино: да, плохонькое - зато с русскими лицами. И вполне симпатичными. Дескать, русский народ устал от чернухи и заокеанских агрессивных Трансформеров. Хочется смешного и родного.

Хочется родного? Так вот оно. Лица, шутки. Правда, и отечественный производитель с большим удовольствием нынче работает на зарубежном курорте. Двойная выгода: и на курорте побывали, и поработали. Вроде бы.

Сюжет сей басни таков: железная леди, владелица турфирмы, посылает двух лоботрясов, сотрудников самого неэффективного офиса, на турецкий курорт для заключения очень важного для фирмы контракта. Уже смешно? Должно быть, по задумке авторов, смешно. Но если вы такой непробиваемый зритель, что простыми доходчивыми приемчиками вас не проймешь, то – вот, пожалуйста: в нагрузку к основному заданию эта тур-мадам взваливает на оболтусов … своих детей! В количестве трех.

Няньки; Наумов, Кещян

На малознакомых и заведомо ненадежных, еще почти безусых, потому что очень молодых - няней – трех детей разного пола и возраста: от трех до 11. Сюжет! Что, и теперь еще не смешно? Ну так вот вам, получите: минут через сорок после начала фильма авторы вываливают свой последний козырь: бабушку. То есть вроде бы на помощь, а реально – как еще один предмет неусыпных забот – нашим героям их неутомимая хозяйка присылает с родины свою маму, бабушку детишек.

Няньки; Артемьева

И что бы вы думали? Градус идиотизма ситуации настолько зашкаливает, а ребятки – главные герои – настолько симпатичны, что зритель начинает им сочувствовать. Не то, чтобы они – Николай Наумов и Арарат Кещян – какие-то там великие актеры, они просто нормальные симпатичные парни. Не противные. Поэтому ничего особого им делать в кадре не приходится, играют самих себя – и вот, проникаешься к ним сочувствием.

Няньки; Наумов, Кещян

Они, в общем-то, практически совершенно в том же самом положении оказались, что и их персонажи: вроде бы на курорте, но – работают. Вроде бы в шоколаде, а должны выполнять идиотские распоряжения работодателей… И такая же бессловесность-покорность рабская: восстать и возмутиться против идиотизма их профессиональной деятельности, типа, не тому их на факультете гостиничного хозяйства учили, (вариант – на актерском факультете ВГИКа), не приходит в голову ни действующим лицам, ни исполнителям. Капитализм. Кто платит – тот и заказывает музыку.

Ну, в утешение им – и чтобы нам притупить свое неуместное сочувствие – платят, наверное, хорошо. И там, и там. В результате, однако же, это неуместное сочувствие позволяет фильм досмотреть почти что с удовольствием – и почти что с благодарностью к авторам: смотрите-ка, как у них все здорово закончилось! Наши победили, упрочили свой профессиональный статус и улучшили место жительства, (теперь место их работы – в этом турецком раю!), да еще и девушку. Один из них. Завоевал.

Няньки;  Кещян, Шиловская

Да, кстати говоря, в пылу бизнес-баталий за выгодный контракт утерли нос немецким конкурентам, обойдя их арийский прагматизм, пунктуальность и надежность на кривой козе нашего дружелюбия, находчивости и разносторонней одаренности. Получи, фашист, гранату!

Няньки: Россия - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Тот еще Карлосон!, Свидание
Вместо этого смотреть: Мы купили зоопарк| We Bought a Zoo, Где моя тачка, чувак? l Dude, Where's My Car?
В этот день в 2011 году: Утомленные солнцем 2: Цитадель
В этот день в 2010 году: Кошмар на улице Вязов | A Nightmare on Elm Street
В этот день в 2009 году:Горячие новости
В этот день в 2007 году: Ультиматум Борна | The Bourne Ultimatum



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное