Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Предсказуемый Канн-2012



Предсказуемый Канн-2012
2012-05-28 13:07

Предсказуемый Канн-2012 На Каннском фестивале редко выигрывают темные лошадки, новички и загадочные прочие «инкогнито». Система сложилась давно, и режиссер, впервые представивший картину в основной конкурс главного на планете кинофестиваля, наверняка прежде засветился в одном из не основных.

Канн превратился в школу для своих, которая пестует своих, дает им внятные ориентиры, как учитель дает задание школьнику по предложенному им же учебнику, а потом – вызывает к доске, проверяет усвоенное и ставит отметки. Среди школьных отличников порой встречаются выдающиеся умы, но большей частью искусство быть отличником – это способность правильно понимать учителя и дисциплинированно выполнять все, что учитель скажет.

Вступать с учителями в дискуссию, оспаривать их требования, методику преподавания, содержание программы и т.п. – себе дороже, и блестящие знания не помогут тебе получить золотую медаль. С тех пор, как Канн перестал быть лабораторией и стал школой, попытки сказать свое слово мягко пресекаются. Чаще всего – в зародыше: в Канн приглашаются те, кто говорит на языке Канн.

Исключения? Есть: Ларс фон Триер, он присяжный каннский скандалист и идет своим путем, но открыли его Канны и гордятся выпускником, поэтому ему многое дозволено. На нынешнем конкурсе его не было. А еще – Михаэль Ханеке.


Он – один из основателей современного тренда, один из учителей. Поэтому он – не эпигон, выполняющий кем-то придуманные эстетические нормы и каноны, он сам их и придумывал. То есть – создавал, осмыслял, разрабатывал и продолжает это делать. Поэтому его фильмы и выглядят, при буквальном внешнем следовании каннским правилам, настолько самобытными и сильными. «Белая лента | Das weisse Band - Eine deutsche Kindergeschichte» была его вершиной. Нынешняя, вторая по счету Золотая Пальмовая Ветвь фильма «Любовь» - скорее, за вклад.

Остальные награды - "школьникам". Приз за режиссуру достался мексиканцу Карлосу Рейгадасу, за фильм «После мрака свет» - медленное и печальное кино без внятного сюжета о том, что переезд из города в деревню не решает всех проблем и там есть свои. Рейгадас – каннский ученик и отличник, выпускником и золотым медалистом стал вот только что, а поступил еще десять лет назад, в 2002 году:

Карлос Рейгадас

тогда его первый же фильм (в жизни) – «Япония» - был отобран на конкурс дебютов и получил «Золотую камеру». Следующие два участвовали в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, из них «Безмолвный свет» 2007 года получил приз жюри – почетный, но не такой престижный и однозначный, как нынешний приз за режиссуру.

После мрака свет| Post Tenebras Lux; реж. К. Рейгадас

Интересно: нынешние каннские победители пришли в кино поздно, а прежде занимались совсем другими делами. Сергей Лозница, (приз ФИПРЕССИ за «В тумане»; тоже Каннский ученик, и дебютный его полнометражный игровой фильм "Счастье мое" участвовал в основном конкурсе Канн в позапрошлом году), был математиком. Кристиан Мунжиу, (актрисы его фильма «За холмами» получили сразу два приза за лучшие женские роли, а сам он – приз за сценарий) до кино был журналистом. А вот Карлос Рейгадас был дипломатом. А потом под влиянием Тарковского переродился – и стал кинорежиссером.




Это неслучайное обстоятельство (трое из каннских победителей имеют некинематографическое прошлое) является свидетельством сразу нескольких тенденций. Ну, например, демократичности нынешнего времени, когда в профессию можно придти уже зрелым, сложившимся человеком, и достичь в ней большего, чем те, кто начал ей заниматься еще зеленым и неоперившимся, не знающим жизни юнцом.

С другой стороны – эти парни, можно сказать, очень четко отследили «волну» - и пришли вместе с ней, поймали ее: когда Канн стал насаждать и пропагандировать «тарковщину». В этом нет никакой конъюнктуры. Или она есть? Просто есть разлитое в воздухе ощущение, что так – надо. До сих пор большинство студентов режиссерского факультета ВГИКа пишут в анкете, в графе «любимый режиссер» - имя Тарковского.

А потом начинают снимать «под Тарковского». Потому, что он действительно любимый, или потому, что так надо для того, чтобы засветиться в Канне? Плох тот солдат, кто не мечтает пройтись по красной дорожке!

Конечно, для нас отрадным является тот факт, что режиссер, породивший такую мощную традицию, это наш, родной и любимый Андрей Арсеньевич Тарковский. Но даже с этой стороны, гордости за державу, если взглянуть: кто должен радоваться? Зритель? Ну уж нет! Студенты, снимающие фильм «под Тарковского», не являясь Тарковскими по духовному складу, жизненному опыту, культурному багажу – они воспроизводят только внешние каноны стиля мастера. Которые у самого мастера были неразрывно связаны с внутренним содержанием.

Только с этой - внешней - точки зрения можно автора социал-дарвинистской «Елены», Андрея Звягинцева, записывать в «последователи» и «продолжатели дела» Тарковского. Содержанием послания которого были и остаются любовь, жалость и боль – за людей, за несовершенство их природы, ведущее к страданиям, и за их способность к высоким помыслам и поступкам, вопреки этим несовершенствам. Внешняя сдержанность Тарковского компенсирует высоту пафоса.

У нынешних же «учеников» и «последователей» нет ни высоты, ни пафоса. Сплошная евро-прохладность наблюдателей за злом. Михаэль Ханеке, с высоты своих лет и своей «кафедры» в школе современного кинопроцесса, выступает как будто наблюдателем за наблюдателем, он как будто отстраненно наблюдает за своим беспристрастием к тому, о чем рассказывает. В данном случае, за беспристрастием фильма "Любовь" – о беспощадности старости.

В его «прохладности», в отличие от прохладности учеников, присутствует мужество: ведь старость и близость ее безжалостного влияния – это то, что вплотную подступило к нему самому. Поэтому трогательный, но беспощадный рассказ о пожилой чете очень подпитывается знанием зрителя о личности автора.

Михаэль Ханеке, Жан-Луи Трентиньян, Эмманюэль Рива

И в этом сочетании экранного и заэкранного рождается то воздействие фильма на зрителя – и, в частности, на жюри, которое воплотилось в Золотую Пальмовую Ветвь.

Остальные каннские призы – те самые пресловутые хорошие оценки за хорошо выполненные домашние задания. Про «лучшего режиссера» Рейгадаса уже сказано. Лучший сценарий и две лучшие женские роли – «За холмами» Кристиана Мунжиу – поощрение хорошего ученика, получившего в 2007м Золотую Пальмовую Ветвь за «4 месяца, 3 недели и 2 дня», чтобы не отбивался от стада.

Кристиан Мунжиу

На этот раз в его медленной, монохромной и жесткой драме – конфликт между монастырским и светским мирами, причем в монастырской жизни проницательный читатель легко расшифрует наезд на все то же тоталитарное общество, с которым Мунжиу так яростно расправлялся в своей каннской истории криминального аборта. Здесь, в «За холмами», метафорой бесчеловечного давления тоталитарного общества на свободные и вольные проявления свободного человека является враждебное отношение монахов к чистой любовной страсти вновь пришедшей монашенки к другой обитательнице монастыря.

За холмами | Dupa dealuri; реж. К. Мунжиу; Космина Стратан, Кристина Флутур

Прямо охота на ведьм средневековая, а еще что-то там говорят о вере и любви! – вот такой высокий обличительный пафос современного пост-тарковского европейского кино.

Еще один обличитель – датчанин Томас Винтерберг. Тоже каннский выпускник, 1998 года, когда его фильм «Торжество» получил Золотую Пальмовую Ветвь. (Одновременно Винтерберг еще и «выпускник» датской «Догмы», будучи практически соратником Ларса фон Триера. Однако со средне-каннским трендом у него больше общего, чем со яростным и, подчас, невыразимо прекрасным кино своего бывшего сподвижника).

Ларс фон Триер и Томас Винтерберг

Теперь приз за лучшую мужскую роль получил актер фильма Винтерберга «Охота» - Мадс Миккельсен. Он сыграл 40-летнего воспитателя детского садика, которого одна из его воспитанниц несправедливо обвиняет в сексуальных домогательствах. Ну да, вот как-то так понимают проблематику современной жизни лидеры европейского арт-хауса. Ч-черт!

Мадс Миккельсен и Томас Винтерберг

"Язык", "кинопоэтика", "метафоры" и "архетипы", "все дело в нюансах" – эти высоколобые кино-чинуши как будто забыли о том, что кино – это визуальное искусство, а не подшитое прокурором дело. И даже не газетная статья. Что кино должно состоять из образов, обращающихся к глубоким пластам психики, а не из клишированных штампов повседневности.

Которые, конечно, тоже можно трактовать, как образы: так в одном из недавних телешоу автор сценария «Елены» расладывал по полочкам свой «образный» ряд: ну, типа, герой фильма Владимир – это метафора власть имущих, стареющих, теряющих власть из-за своих сластолюбивых привычек. Поэтому он и гибнет от виагры, вы заметили! – радостно хвалился сценарист. Но, ребята, это фельетон в журнале «Крокодил», а не искусство. Только в «Крокодиле» было еще и смешно.

Ну, и Большой приз жюри – вручили земляку председателя жюри Нанни Моретти, итальянцу Маттео Гарроне за фильм «Реальность» - история человека, соскочившего с ума от желания участвовать в теле-шоу.

Маттео Гарроне

Помимо всего прочего, фильм «Реальность» (обратите внимание на название!) интересен тем, что в реальности исполнитель его главной роли сидит в тюрьме за многочисленные убийства, будучи профессиональным киллером гаморры.

Реальность | Reality; реж. Маттео Гарроне; Аньело Арена, Анжелика Боргезе

Вот это – реальность. Киллер гаморры снимается в кино и получает призы на Каннском фестивале. Вот это – кино!

Для нашего проката уже закуплены:
«Любовь» Михаэля Ханеке – с 25 октября
«Охота» Томаса Винтерберга – с 15 ноября

«В тумане» Сергея Лозницы и «После мрака свет» Карлоса Рейгадаса будут показаны на фестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало», который пройдет в Ивановской области с 29 мая по 3 июня, (с центральной площадкой в городе Плёс).

А мы, рядовые зрители, будем с нетерпением ждать закупки и проката других фильмов конкурсной программы:
«Королевство полной луны» Уэса Андерсона, можно ждать уже 21 июня;

Королевство Полной Луны | Moonrise Kingdom; реж. Уэс Андерсон; Брюс Уиллис, Билл Мюррей, Фрэнсис МакДорманд

«Мад» Джефа Николса;
«Космополис» Дэвида Кроненберга, уже 19 июля;
«Божественные моторы» Леоса Каракса, можно ждать 18 октября.

P.S. А Канн знай себе кует будущих чемпионов: вон, на конкурсе дебютных короткометражек победила наша выпускница ВГИКа, (режиссерская мастерская Алексея Учителя), Таисия Игуменцева - с фильмом "Дорога на...". Помимо денежного приза, (15 000 евро), награда предоставляет возможность включения первого же ее полнометражного фильма в программу любого следующего Каннского фестиваля. Так что наше представительство в каннской школе растет!

Вместе с этим смотреть: Каннский фестиваль - 2012: выставка достижений или кино-лаборатория?
Вместо этого смотреть: Канн 2011 Итоги; Оскар-2012: Хорошо забытое старое; Ника: победа Одной Бабы над Еленой
В этот день в 2011 году: Еще один год | Another Year
В этот день в 2010 году: Неудачники | Micmacs à tire-larigot
В этот день в 2009 году: Ночь в музее 2 | Night at the Museum: Battle of the Smithsonian
В этот день в 2007 году: В ожидании чуда



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное