«Мы знакомы?» – спрашивает Бэтмен после разборки с оглушёнными негодяями. «Кажется, нет. Я бы наверняка запомнил», – отвечает тип с зелёной стрижкой, выдающий себя за похищенного бандюганами «несчастного циркового клоуна» и выпархивающий, беззаботно улыбаясь, в выбитую дверь. «Не так уж ты умён, раз позволил ускользнуть Джокеру», – ехидничает один из гангстеров. «…Джокеру?» – удивлённо переспрашивает облажавшийся борец с преступностью.
Что надо сразу понимать, чтобы уже на первых подступах отнестись к данному комиксу соответствующе: это не оригинальный рассказ, а очередная перепевка старых песен о главном – жанр, весьма любимый “DC” (да и не только ими, наверное) просто потому, что годы идут, читателей прибавляется и они (что самое важное!) молодеют, а прелести былых сказаний никто, разумеется, не отменит.
Что делать с историей, которая уже была рассказана, только очень-очень давно? Самый очевидный вариант – переиздать, причём хорошо бы в наилучшем качестве. Вариант №2 – пересказать её заново.
Будь тут речь о классической литературе, о рассказе, условно говоря, Скотта Фицджеральда (цитата из «Великого Гэтсби» которого, кстати, вынесена тут в качестве эпиграфа), все б тут же воскликнули: «Что за бред?!» Но в мире комиксов подобное принимается более благосклонно. И Бэтмен, и все сопутствующие ему персонажи регулярно принимают новое крещение – по мере сил пытаясь отвечать на вызовы нового времени. Нечто подобное представляют из себя и данные «Образы».
Поэтому вчитайтесь в титры на первой странице: «На основе сюжета Билла Фингера и Боба Кейна»! И для верности сразу перейдите к примечаниям в самом конце, где белым по чёрному сказано, что перед нами – «аллюзия на одну из историй комикса «Бэтмен» #1, опубликованного в марте 1940 года». Именно там Бэтмен впервые столкнулся с Джокером, именно тогда стартовала, скажем так, творческая биография самого отъявленного негодяя рисованных вселенных.
Но сравнивать, как было тогда и как стало сейчас, в год 80-летнего юбилея Джокера, предоставим историкам жанра – тем более что в оригинале «Образы» вышли много ранее, в далёком 1993 году, в рамках серии «Тёмный Рыцарь. Легенды», появившейся на волне нового интереса к Готэму, связанного с экранизациями Тима Бёртона. Так что уже и эти сорок страниц, созданные Деннисом О`Нилом и художником Бретом Блэвинсом, давно стали частью Истории…
Шантаж, какого мир ещё не видывал. Крупный куш. Большой барыш. Баснословные бабки. Я привлёк ваше внимание?
«Узрите будущее преступности», – предлагает своим гостям и потенциальным бизнес-партнёрам Джокер, обещая вмиг «сделать нас всех богачами». И хотя схема стара как мир, в ней есть особенное новшество, всё меняющий ингредиент – яд, от которого не спрятаться даже в банковском хранилище в окружении спецназа («Уверяю вас, мистер Партридж в такой же безопасности, как и облигации», – ага, как бы не так).
У этого так называемого Джокера нет ни малейшего шанса подобраться к Хэйту… По крайней мере, сегодня вечером.
Можно принять самые жёсткие меры предосторожности – запечатать и двери, и окна, и вентиляционные трубы, разобрать всю мебель по частям, а пол проверить металлоискателями («Личность каждого гостя была подтверждена по крайней мере двумя организаторами ужина. В зале находятся двадцать полицейских. Еда была приготовлена поварами полицейского отделения»), но всё равно не уберечь намеченную жертву от гибели…
В Готэме и правда всё будет теперь по-другому…
– Джокер был у меня в руках… А я дал ему ускользнуть. Кого же ещё мне винить?
– Его. Джокера. Ведь это он убийца!
Бэтмену предстоит ещё многое понять – и в очередной раз продемонстрировать не только силу и отвагу, но и чудеса перевоплощения. Однако когда дело дойдёт до закономерного финала, он вновь оплошает – и опять сморозит вселенскую глупость:
– В любом случае мы можем найти утешение хотя бы в одном.
– И в чём же?
– Никогда снова нам не придётся беспокоиться насчёт Джокера.
Токийский гуль не мог, конечно же, умереть. Не мог умереть как идея. Как вечны вампиры (сама суть их, позволяющая бесконечные реинкарнации), так обречён на бессмертие и гуль (само существо его). И возобновляя свой цикл, Суи Исида заодно (и словно бы мимоходом) показывает, что гули в его мире – так же понятие не сиюминутное: государственный «Институт противодействия гулям», предшествующий ККГ, был сформирован аж в 1890 году, а вообще истреблением гулей самурайские кланы занимались «испокон веков».
С таким наследием, разумеется, непросто – и не стоит! – расставаться.
– «Ар»… «И»?.. Как это читается?
– «Ре»?
– А не «ри»?
Фрагмент разворота манги Суи Исиды «Токийский гуль: re 1. Книги 1–2»
…Для следователя по делам гулей первоочередная задача – выжить! Пускай вам отрубят руки-ноги, вы обязаны спастись! Пока вы живы, у вас всегда будет второй шанс. А смерть – это конец. Конец всему.
В центре новой истории – команда так называемых куинксов: совсем молодых – девятнадцатилетних – ребят, согласившихся принять на себя силу заклятых врагов всего рода людского и хирургическим путём преображённых в нечто среднее между гулем и человеком. Итак, давайте познакомимся.
Пареньки – довольно стандартная пара противоположностей: Куки Уриэ, выдающийся студент Академии, амбициозный и преимущественно молчаливый командир (до некоторых пор) этой команды – и Гинси Сирадзу, который, по авторскому определению, «всё так же несёт ношу» (к тому же ему не повезло родиться 8-го марта).
Куда любопытнее девушки. Вернее… Как бы это сказать… Вместе с Тоору Муцуки (амбидекстр, постоянно с повязкой на правом глазу, к тому же не выносит вида крови) «Токийский гуль» заглядывает на не очень одобряемую у нас тему: многие персонажи манги даже не подозревают, что Тоору на самом деле – представительница женского пола. «Не знаю почему, но с самого детства я ненавидела быть девочкой. И отныне я хочу жить как мужчина» – таково было её условие при переходе в новую жизнь. И для некоторых её двойственность может оказаться сродни постоянному вранью, для других же станет символом борьбы за гендерную идентичность (и я ещё умолчу о сцене в ночном клубе, куда все герои отправляются, переодевшись в девичьи наряды).
Что же касается Сайко Ёнэбаяси, то она всё время… спит! Исида стал настолько крут, что весь первый танкобон (то есть половину вот этого, сдвоенного русскоязычного тома) даже не выпускает её, вечную засоню и ленивицу, из комнаты!.. О ней говорят, её ругают – но читатель долгое время не видит её вовсе! Красивый ход, что ни говори!
Но как-то так выходит, что в большей степени наше внимание приковано всё-таки не к ним, а к их столь же молодому (всего на три года старше) наставнику Хайсэ Сасаки. Уже на первых страницах высшую рекомендацию ему даёт хорошо известная нам Акира Мадо. Прямая начальница Сасаки напоминает о его боевых заслугах (а у него и Белое крыло – «награда, которую дают следователям за ликвидацию гуля особого уровня угрозы», и Золотой османтус, которым отмечают тех, кто ликвидировал сотню гулей за год), говорит о перспективах («Я и сама возлагаю на тебя большие надежды, ведь ты лучший боец команды Мадо») и даёт указание на ближайшее будущее («Так что засучи рукава, следователь первого ранга Сасаки»).
Чуть позже она же весьма прямолинейно выскажется о его главной слабости: всё дело в том, что Хайсэ придерживается одного подпункта регламентируемых «Контрмер против гулей», который запрещает «применять насилие сверх необходимого». Другие уже не стесняются в резких выражениях («…Пока вы, следователь Сасаки, будете так строго придерживаться 13-го пункта, гули никогда из этого мира не исчезнут»; «Этот подпункт не запрещает убивать гулей. Он лишь призывает причинять им боль по минимуму. Другими словами, от следователей требуется убивать гулей быстро»), но Акира подойдёт к вопросу при помощи своего фирменного хука. «Не жалей гулей, – скажет она, едва не вырубив собеседника внезапным ударом в живот. – Твоя доброта тебя погубит, понял?»
Стань сильнее, Хайсэ. Стань сильнее и начни убивать гулей. Потому что меньше всего теряет тот, кто обладает наибольшей силой.
(И если не хочешь, чтобы у тебя что-то отняли, стань тем, кто отнимает… Так уж устроен этот мир…)
А ещё мы понимаем, что тут есть какая-то тайна… Тайна прошлого, которого Хайсэ и боится, и, быть может, отчаянно хочет вернуть…
Фрагмент одной из обложек манги Суи Исиды «Токийский гуль: re 1. Книги 1–2»
Несмотря на то, что «весь проект куинксов до сих пор на экспериментальной стадии», задачи перед молодёжью поставлены самые что ни на есть боевые. Да и им самим не сидится на месте: хочется драться, хочется показать себя, хочется одобрения и славы (тем более что пока что «компашку, возглавляемую дочкой Мадо», почитают за «настоящий позор ККГ»). Короче, всё как и бывает в такие годы. Только с привкусом смерти.
Один тренер по боксу говорил, что страх… Он словно огонь. Если ты умеешь обращаться с огнём, то можно согреться, приготовить еду, разогнать тьму. Но если ты потеряешь над ним контроль, он может обжечь тебя или даже убить. Страх – это и твой враг, и твой друг. {…} Сила Хайсэ и сила куинксов – всё равно что жаркое пламя. Главное помни: гулям тоже свойственен страх. А в бою всегда побеждает тот, кто сумел приручить свои слабости.
И в первом томе возрождённой токийской саги переплетаются сразу несколько дел:
– поиски гуля Торсо, который оставляет от жертвы лишь голову да конечности, а туловище забирает с собой;
– поиски гуля Ороти, про которого известно, что охотится он только на сородичей, но неизвестно ничего более;
– слежка за гулем, которого из-за крайне специфических вкусов называют Щелкунчиком («Хобби этого гуля – раздавливать тестикулы, а потом высасывать их или что-то вроде»).
И как раз Щелкунчик выводит куинксов на по-настоящему большую операцию. Есть подозрение, что она торгует людьми, а «людей у неё заказывает печально известный гуль по прозвищу Большая мадам». Намереваясь «выйти на рыбку покрупнее», герои собираются проникнуть на аукцион, где «гули соревнуются между собой, кто больше заплатит за похищенного человека» (и активно торгуются даже за попавшего в их сети популярного актёра из сериала: «Уверена, многих из вас его талантливейшая игра проняла до слёз!»)…
…Человеческая голова имеет для гулей очень важное значение. Когда мы знаем, как выглядит человек, которого мы едим, это усиливает наслаждение от пищи. Глядя в лицо добычи, мы вкушаем другие части её тела… Или, наоборот, начинаем как раз с головы. У всех свои предпочтения. Голова для нас – это украшение стола, в буквальном смысле. Как роза в вазе, придающая изыск вашим скучным людским трапезам.
Пусть новых знакомых здесь больше, чем старых, но появляются на этих страницах и уроженец России Донато Порпора по прозвищу Священник, гуль SS-уровня, очень опасный; и представленная в ранобэ Хоритиэ, фотограф-фрилансер, которая в обмен на информацию по Торсо просит у следователей «что-нибудь из личных вещей Хайсэ Сасаки»; и младший следователь особого ранга Дзюдзо Судзуя, для которого в карманах Сасаки всегда припрятаны сладости… То и дело говорят и про «Древо Аогири», ствол которого «становится всё толще, его ветви разрастаются и разрастаются… Теперь даже простые горожане знают о масштабе угрозы, исходящей со стороны аогирийцев».
А ещё…
Впрочем, уважим чувства верующих в то, что ненароком просочившийся спойлер может испортить всё впечатление от произведения искусства. Не будем даже намекать. Надежда ведь умирает последней…
Хайсэ… Что ты думаешь по поводу своих утерянных воспоминаний? {…} Похоже, тебя раздирают противоречивые чувства, да? С одной стороны, ты не хочешь, чтобы память к тебе возвращалась, а с другой, сомневаешься: можно ли оставлять происходящее с тобой без внимания?..
Шпионская киновселенная, созданная Мэттью Воном, будет продолжать расширяться — у постановщика планы на еще на семь картин, не считая многосерийные проекты.
А сериал, как известно, будет посвящен деятельности американских коллег из организации Statesman. Вернутся ли к своим ролям Ченнинг Татум, Джефф Бриджес и Хэлли Берри, пока неизвестно.
Оказывается, южноафриканский постановщик во время карантина не сидел без дела и тихо снимал в Канаде фильм ужасов. Разумеется, соблюдая меры безопасности по защите от COVID-19.
Фильм снимался Бломкампом по собственному сценарию. Детали сюжета не раскрываются — известно только, что действие будет связано со сверхъестественными событиями.
Для режиссера это будет первый полнометражный проект после «Робота по имени Чаппи», вышедшего в 2015 году.
Его следующим проектом должен стать фантастический триллер «Инферно» с Тэйлором Китчем в главной роли.