Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Умер композитор Йохан Йоханнссон


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Умер композитор Йохан Йоханнссон
2018-02-11 14:16 Максим Марков

9-го февраля 2018-го года умер отличный композитор Йоханн Йоханнссон.

В последние годы Йоханнссон дважды выдвигался на премию «Оскар» - за музыку к фильмам «Вселенная Стивена Хокинга» (которая также принесла ему «Золотой глобус») и «Убийца». Сотрудничая с Дени Вильнёвым, он также написал музыку к лентам «Пленницы» и «Прибытие». На 2018-й запланирован выход в прокат последних его картин: «Мэнди», «Мария Магдалина» и «Гонка века».

В 2014-м году Йоханнссон выпустил короткометражный документальный фильм «Конец лета», в котором выступил не только композитор, но и как режиссёр, сценарист, оператор, монтажёр и продюсер.

Ему было 48 лет.



Бумажные комиксы. «Астерикс-гладиатор» Рене Госинни и Альбера Удерзо
2018-02-13 10:46
Автор: Максим Марков

Настоящие шутки не имеют срока давности - и нестареющие приключения неугомонных галлов это со всей очевидностью доказывают. Комиксы про Астерикса и Обеликса - классика французского юмора.


В истории, озаглавленной "Астерикс-гладиатор", великие герои Рене Госинни и Альбера Удерзо отправляются из своей деревушки выручать из беды барда Консерваторикса: пусть "певец он плохой, зато товарищ хороший".

"Римляне схватили Консерваторикса? Зачем им такая обуза?.. Идея на редкость странная". - "Странная или нет, но мы этого так не оставим! Римляне нанесли нам оскорбление, и они за него ответят!"

Дело в том, что префект Галлии надумал преподнести Цезарю оригинальный ценный подарок - в виде "одного из здешних неукротимых галлов". Не вняв предупреждению центуриона Гракха об имеющемся у этих галлов существенном недостатке ("Они неукротимы!"), Калигула Теньнаплетений увёз в Рим - "как простой сувенир", "будто пошлую фигурку из ракушек" - пойманного Консерваторикса, вовсе не переживая насчёт тех ответных мер, что обязательно вскоре последуют.

Отправившись вслед за ними, Астерикс с Обеликсом узнают, что их соотечественника на ближайших гладиаторских играх намерены скормить львам, - и разрабатывают хитрый план по его вызволению из темницы: "План такой: крушим всё подряд, пока не отыщем Консерваторикса. Забираем барда - и сразу назад!"


Как и первые книги, "Астерикс-гладиатор" совсем невелик в объёме, зато каждая страница - это подлинное удовольствие, изысканное пиршество юмора, выраженное как в великолепно отточенных рисунках, так и в безукоризненно отшлифованных (и метко переведённых!) репликах.

Смешны уже сами ситуации, в которые неизменно попадают персонажи книги. Вот солдаты ловят барда, заткнув уши петрушкой; гладиаторы вместо ожесточённых тренировок играют в шарады, чехарду и в "да-нет-чёрное-белое"; римлянин же ругает египтянина, нарисовавшего на стене свои иероглифы: "Э-э! А если я на ваших пирамидах захочу расписаться?!!"

"Материально ответственный" тюремщик переживает за сломанные прутья железной решётки ("Вы мне весь инвентарь перепортите!"), а перед цирковым представлением на арену выбегают три танцующих "кувшина" с рекламным слоганом "Чтобы рассеять заботы античные, пейте вы вина аутентичные" (так хоть расходы на песок покрываются).

"Что ж... Если народ будет доволен, я осыплю тебя сестерциями. Если народ доволен не будет, отдам тебя львам!"


Обеликс то и дело затевает с лучшим другом пари, соревнуясь, например, в количестве собранных во время драки шлемов отлупленных легионеров. В галльском ресторане им предлагают: "Прилягте пока к тому столику", - и они, действительно, не присаживаются, а именно что ложатся в ожидании обслуживания (чем не мечта любого сибарита?).

И понятно, что привыкшему к кабанам Обеликсу не может понравиться тот дорогущий паштет, что предлагает ему наставник гладиаторов Гай Гнусий: "Тут и соловьиные язычки с севера Галлии, и яйца осетра из далёких варварских стран, и дёсны монгольского таракана..." (сам же Гнусий просит позднее принести ему "варенье из колбасных обрезков").

Ну а сам разыскиваемый бард надрывается в это время в коллизейских застенках, пытая надзирателей исполнением таких своих хитов, как "Не думай о менгирах свысока..." и "Мы были оба! Я у дольмена! А я в лесу искала вас...".

"И помните, римляне, единственное, чего нам следует опасаться, так это галлы!"


Но самое, пожалуй, остроумное в этой истории - финикийская галера, остановленная героями "старинным галльским жестом": сжатым кулаком с выставленным в сторону большим пальцем ("Жест в ходу до сих пор, однако для кораблей он используется не так часто"). Хозяин судна объясняет путникам, что на вёслах у него сидят вовсе не рабы, а ... "партнёры": "Я составил договор о сотрудничестве, а они не очень внимательно прочли, прежде чем подписать... Теперь я генеральный директор".

Когда же на галеру нападают пираты, между членами «административного совета» затевается спор о предусмотренных пунктах и предлагаемых поправках: "Позвольте-позвольте, любезнейший генеральный директор! По условиям договора мы должны грести! Ни о каких боях там не ни единого слова!.." {...} - "Само собой, в рамках дискуссии по условиям договора мы могли бы собрать генеральную ассамблею, но..."

Пираты между тем уже идут на абордаж - не ведая, разумеется, что на борту находятся никого не боящиеся галлы... Пристав же позднее к берегу, "генеральный директор" галеры начинает торговлю, отдавая команду: "Поднять флаг!" - а на флаге написано: "Скидки".


Вердикт очевиден: "Астерикс-гладиатор" - та немеркнущая классика, соприкоснуться с которой необыкновенно приятно. Весело будет и взрослым, и детям.

Первая публикация – 27 ноября 2017 года

Про Митю Соловьёва
2018-02-13 12:25
Автор: Максим Марков

Когда об этом стало известно, отчётливо чувствовалась некоторая растерянность журналистов: как писать о Дмитрии Соловьёве? «Известный актёр»? «Сценарист»?.. Пробовали и то, и это, хотя все всё же добавляли главное: сын. И именно третье, конечно, тут важнее всего: Митя Соловьёв был сыном Сергея Александровича Соловьёва - всё прочее было производным от этого.


И прославился по-настоящему - и в историю войдёт в первую очередь - юный Митя Соловьёв исключительно благодаря папе - который поставил его детский рисунок на плакат своей культовой "Ассы" (впрочем, там было несколько вариантов плаката), но главное - на обложку ещё даже более легендарной пластинки с песнями из фильма. В своё время её видели все киноманы - да и сейчас этот альбом по праву считается одним из лучших саундтреков в отечественной истории. Дизайнер - вот как назвали бы сейчас Митю, и этим направлением он действительно занимался под руководством отца, отвечая, насколько я знаю, за техническую сторону всех полиграфических дел его студии.

Митя был непростым сыном; как известно - Соловьёв-отец сам пишет об этом в своих мемуарах, - он родился ровно тогда, когда тридцатилетний режиссёр увлёкся на съёмках "Ста дней после детства" исполнительницей главной роли Таней Друбич. Новая любовь отвлекла от старой (мама Мити, Марианна Кушнерова, играла у Соловьёва в "Станционном смотрителе"), что наверняка сказалось и на мальчике. Впрочем, про детство не берусь утверждать; я был знаком с ними тогда, когда отец, складывалось такое впечатление, не отпускал от себя сына буквально ни на шаг, словно бы опасаясь, что тот убежит - и уже не вернётся. Держа его при себе, Соловьёв-старший давал ему то одно дело, то другое - так и обеспечив сыну то, что в миру называется карьерой.


Про "Дом под звёздным небом" ничего не скажу, а вот с "Нежным возрастом" ситуация именно такая, как всегда и рассказывал режиссёр: они застряли на даче, говорили о том о сём - и Митя между делом поведал о судьбе всего своего класса. А Соловьёв, чуткий к такого рода историям, перенёс всё это в художественную форму. Потом он постоянно уверял всех, что Митя - такой же сценарист, как и он, но это было лишь понятное желание отца дать сыну лишнюю строку в фильмографии. Митя тут был лишь рассказчиком (хотя и это немало!), скажем так, автором сюжета; я сомневаюсь, что он сидел за ноутбуком. Но история эта, безусловно, его - пусть он и не был дальнобойщиком, и не ездил (насколько я знаю) в Чечню. Это история его поколения - раздавленного, сломленного, убитого. Даже за то, что он дал отцу такой материал - уже спасибо.

Сейчас "Нежный возраст" как-то не в чести: его не крутят то и дело по ТВ, не вспоминают, как "Брата". Подозреваю, что за семнадцать лет со дня премьеры (а она случилась, если память не изменяет, ровно в эти дни 2001-го года; в декабре 2000-го ленту пару раз показали для профессиональных кругов) выросло много людей, которые о существовании фильма даже не подозревают. И причина "замалчивания" хорошо понятна: картина очень честно рассказывает о том, как разваливалась наша страна в конце 80-х, что творилось здесь в 90-е, как свои убивали своих на войне. Это максимально непатриотичное кино - если судить с позиции сегодняшних официальных лиц. Но если рассматривать патриотизм как умение говорить о себе пусть больную, стыдную, но правду - ещё поискать настолько же честных перед своей Отчизной картин.

Подозреваю, что Мите просто некуда было деваться, когда отец сказал ему играть главную роль. Актёрских амбиций, как мне показалось, у него особых не было - но здесь ему и играть-то вроде как ничего не пришлось: он играл как бы себя. Это, безусловно, тоже надо суметь - и он это сделал. Судить здраво, его актёрское исполнение - так себе, очень зажато и даже неестественно. Но в контексте фильма - а я тогда посмотрел его за один год несколько раз - это казалось даже правильным, словно иначе и нельзя было себя вести в творящемся вокруг безумии.


Помогло, конечно же, то, как юно Митя выглядел в свои годы. На момент премьеры ему было уже 26 - а в фильме он играет начинающего пионера. При этом в жизни он уже тогда хотел казаться старшим - и когда его спрашивали о возрасте, всегда отвечал, что ему уже тридцать. И потом он, естественно, вырос - и даже необычайно растолстел (я даже не узнал его, когда в последний раз видел); но в кино он навсегда останется тем щупленьким мальчиком - что нарисовал однажды рисунок про "Ассу", что сыграл пионера, пытающегося узнать значение слова "элизиум".

Понятно, что было за Митей и многое другое; он был не самым простым человеком. Отец впряг его как в работу на своей студии, так и в работу над своим фестивалем "Дух огня" - и Митя для многих был тем самым лицом, что принимает самые непопулярные решения. Был. Всегда так непривычно писать это слово.

Начну с того, с чего начал: он был сыном замечательного режиссёра. И как сын сумел помочь отцу в осуществлении некоторых проектов. Не став, быть может, самостоятельной звездой (но не все дети и должны становиться таковыми), но заслужив наше уважение и нашу память хотя бы вот этим. Не став лицом поколения, он рассказал о нём так, как мало кто смог; спасибо.



Бумажные комиксы. «Зелёная Стрела» Джеффа Лемира и Андреа Соррентино: «Машина смерти»
2018-03-01 13:10
Автор: Максим Марков

"Зелёная Стрела" Джеффа Лемира и Андреа Соррентино - красивый и насыщенный событиями графический роман о герое, который всегда попадает в яблочко и не даёт Америке упасть с края обрыва.


Может показаться, что Зелёная Стрела по-прежнему не самый известный супергерой только у нас, но в предисловии к настоящему изданию знаменитый Марк Миллар отмечает, что и в его родной Шотландии до недавнего времени дела обстояли точно также. Всё изменили, по его словам, недавно запущенный популярный телесериал и вот эти комиксы Джеффа Лемира и Андреа Соррентино, собранные сейчас под одной обложкой издания делюкс: "Зелёная Стрела. Книга 1. Машина смерти".

"Лемир с Соррентино великолепно сработались. У них получился потрясающий тандем, и комикс, который вы держите в руках, такое удовольствие, что некоторые выпуски я даже КУПИЛ НА СВОИ ДЕНЬГИ. {...} И сейчас я немного завидую вам. Ведь вы вот-вот прочтёте великолепную историю, благодаря которой обычный супергерой Олли Квин стал суперзвездой. {...} Это прекрасный комикс. Наслаждайтесь!"


У Оливера Квина серьёзные проблемы: враги захватили одну его компанию и взорвали другую, повесили на него убийство и вынудили бежать из родного Сиэтла в безжизненную пустыню Аризоны. Понятно, что он настроен во всём разобраться - только вот паутина, которой окутано прошлое его семьи, оказывается настолько запутанной, что ведёт супергероя от одного соперника к другому. Напряжённость сменяющихся схваток не даёт ему не то что отдохнуть, но элементарно восстановить силы - но даже на последнем издыхании Зелёная Стрела рвётся в бой, будучи уверенным, что хуже ему уже никто не сделает.

"Определённо, кто-то сводит со мной личные счёты. {...} Ясно только одно: кем бы он ни был, он на шаг впереди меня... Мне очень не нравится быть жертвой... Пожалуй, самое время начать охоту".


Антагонисты собранных здесь выпусков - выбравший тёмную сторону лучник Комодо ("Я - твоя смерть, мальчишка"), граф Вертиго из Влатавы, "крошечной страны в горах Восточной Европы", сила которого создаёт "спиральное безумие" - "закручивающиеся и перекручивающиеся" электромагнитные волны, и бывший соратник Оливера Диггл, разобравшийся со всеми криминальными авторитетами города, но только для того, чтобы установить здесь свои собственные законы ("С этого момента я решаю, чему быть в городе, а чему нет. Так что либо он следует новым правилам, либо, боюсь, ему здесь больше не будет места"). А ещё - Человек-Мотылёк, но он уже из событий Нулевого года, времён масштабного отключения электричества в Готэме.

"Я... Я найду того, кто это сделал. Того, кто убил всех этих людей. И, чёрт подери, всажу ему стрелу прямо промеж глаз!"

Друзья героя - компьютерные гении Файфф и Наоми ("Я ошибался на твой счёт, чувак. Всегда считал тебя избалованным засранцем, которому нечем заняться" - "Ну да... Так и было задумано"), загадочный Колдун, отправляющий его искать трёх привидевшихся драконов, и Шадо, профессиональная убийца, некогда ставшая любовницей его отца, а сейчас посвящающая Квина в тайну древней Зелёной стрелы - уже не прозвища, а легендарного могущественного артефакта, способного "даровать человеку истинное просветление и даже бессмертие".

"У тебя большой потенциал, но, если ты заупрямишься и останешься здесь, Комодо прикончит тебя прежде, чем ты сможешь его развить. {...} Куда важнее, чтобы ты узнал, кто ты. Точнее, кем ты должен стать. {...} Ты сейчас будто ребёнок, блуждающий в тёмном лесу".


Ошибкой будет думать, что Зелёная Стрела - это всего лишь новомодная разновидность Робин Гуда. Мало того, что он не ставит своей целью борьбу с богатыми и защиту бедных, так ещё и технологии шагнули далеко вперёд, вследствие чего его колчан со стрелами - нечто большее, чем было у народного английского героя. Тут тебе и усмиряющая стрела, и взрывающаяся, и светошумовая, и дымовая, и маршрутная, стрела с сетью из титанового микроволокна, стрела-кошка, стрела-глушилка... Это уже не просто в яблочко со ста шагов попасть; когда на кону - судьба города, страны и целого мира, необходимо быть подкованным во всех отношениях.

Ведь как можно оставаться в стороне, когда слышишь такие возмутительные речи?..

"Уже тогда, будучи ребёнком, я понимал, что Америке пришёл конец. Она рушилась под собственным весом. Я уехал при первой же возможности. И издалека наблюдал, как её гниющее тело сжирает коррупция. Вы все так боитесь нападения извне, но вы сами уже погубили себя. Америка сейчас стоит на краю обрыва... Её нужно лишь чуть-чуть подтолкнуть".


"Машина смерти" канадца Лемира, итальянца Соррентино и колориста из Бразилии Марсело Майоло богата как на интересные сюжетные повороты, так и на превосходные изобразительные решения. Это многоплановая и весьма многообещающая история мести - заставляющая ждать продолжения.

"Возможно, падение на самое дно поможет Зелёной Стреле найти новый путь... Правильный путь".

Первая публикация – 14 сентября 2017 года

Андрея Звягинцева всё-таки уговорили снять сериал
2018-03-01 18:41 Максим Марков

Вот только недавно о своём желании создать телесериал объявил Михаэль Ханеке, как аналогичная новость пришла и от главного российского Автора сегодняшнего дня.

Разговоры о пришествии Звягинцева на ТВ шли уже давно, но всемирно известный мастер всякий раз отказывался, заранее протестуя против заведённых на съёмках сериалов условиях работы (среди которых, например, обязательная выработка определённого количества минут в день). Но вот нашлись люди, готовые не диктовать свои требования, а, напротив, уступать всем пожеланиям режиссёра: они работают в «Paramount Television».

Крупная голливудская студия согласилась даже на то, чтобы сериал был снят на русском языке и в Москве - не говоря уже о том, что Звягинцев будет иметь полную творческую свободу. При этом вполне вероятно, что сам создатель «Левиафана» поставит только пилот (быть может, двухсерийный). За сценарий отвечает постоянный соавтор Звягинцева Олег Негин, исполнительным продюсером проекта выступит Александр Роднянский.

По жанру безымянный пока десятисерийный сериал будет психологическим триллером, а рассказанная в нём история своеобразным образом продолжит одну из линий одного из предыдущих фильмов режиссёра. Быть может, это будет рассказ о сыне или внуке Елены? Или мы вновь встретимся со столичной героиней Елены Лядовой? Или речь пойдёт об одной из семей «Нелюбви»?.. Пока что об этом можно только гадать.

Напомним, что в самом начале своего творческого пути Андрей Звягинцев принимал участие в создании сериала «Чёрная комната»; мог ли кто тогда, в далёком 2000-м году, предполагать, какая судьба ждёт этого режиссёра?..



Очень странные дела. Как создавался «Темный город» (ч. 3)
2018-03-02 01:32
Автор: Voyager

Третья часть рассказа о создании фильма Алекса Пройаса, на днях отметившего свой 20-летний юбилей.


«Темный город» и «Матрица»


Любой разговор о «Темном городе» рано или поздно затрагивает «Матрицу». Эти фильмы вышли с разницей всего в год, они затрагивают схожие темы, имеют схожие сюжеты и целый ряд визуально схожих эпизодов. В общем, сходств так много, что у многих появляются закономерные подозрения по поводу всех этих совпадений. Но насколько они справедливы?

phpBB [video]

После ознакомления с первым сценарием «Темного города», а также продюсерской перепиской по поводу ранних набросков «Матрицы» я бы сказал, что с сюжетной точки зрения обе картины появились независимо друг от друга. Идея «Матрицы» родилась на свет под вдохновением от аниме и фильмов про восточные единоборства, а ее главным героем должен был стать подросток, сражающийся против зловещей системы и героически спасающий мир. «Темный город» же был вдохновлен нуаром и историями различных ментальных заболеваний. Изначально картины играли по разные стороны одного поля.

В последующем и та и другая история были существенно переработаны и стали куда сильнее походить друг на друга. Но мне кажется, это скорее свидетельство того, как давление студийной системы может повлиять на авторское видение. Оба проекта относились к категории тех, где продюсеры не до конца понимали идею фильма. Неудивительно, что они приложили все силы, чтобы максимально причесать кино, упростить и приблизить ко вкусам массовой аудитории. Именно отсюда, как мне кажется, и проистекает большая часть сюжетных сходств.

Что же касается визуальное составляющей, то тут все несколько сложнее. Дело в том, что после завершения съемок «Темного города» многие его декорации (например, лестница и крыши зданий) были проданы съемочной группе «Матрицы». Так что когда при просмотре фильма Вачовски вы начинаете испытывается легкое чувство дежа вю, понимая что где-то уже видели похожую сцену в похожих декорациях, это вовсе не сбой программы.

К слову, съемки «Матрицы» начались в Сиднее в марте 1998 года. В теории, Вачовски могли успеть увидеть «Темный город» в кинотеатре или даже посмотреть какие-то производственные материалы еще до этого. Сами они утверждают, что не смотрели фильм Пройаса до выхода «Матрицы». Но если честно, я бы не удивился, если бы в этом вопросе бывшие братья/будущие сестры несколько лукавили. На мой взгляд, достаточно разумно ознакомиться с фильмом, снятым в тех же декорациях, что достались тебе и вдобавок имеющим схожий сюжет. Хотя бы для того, чтобы наглядно оценить возможности их использования и то, как работают или не работают те или иные элементы.

Так что в теории Вачовски могли почерпнуть какие-то визуальные находки из «Темного города». Но даже если и так, на самом деле это не играет большой роли. В интернете можно найти множество покадровых разборов, показывающих, что и откуда брали Вачовски — от «Призрака в доспехах» до боевиков Джона Ву. Так что в этом плане «Темный город» определенно не уникален. Если Вачовски и воровали, то немного перефразируя одного известного режиссера, они воровали у всех, а не только у Алекса Пройаса.


Воспоминания о «Темном городе»



Итак, «Темный город» собрал весь «букет» неудач, казалось бы, гарантировавший ему полное забвение: провал в прокате, смешанную критику и последующий мегапопулярный блокбастер, использовавший многие из его фишек, только в намного более зрелищном варианте. Тем не менее, «Темный город» сумел выжить и со временем обрести культовый статус.


Как ни странно, картине очень помог в этом кинокритик Роджер Эберт. Помнится, в какой-то из своих статей я утверждал, что верю в то, что рано или поздно найду хоть одну знаковую фантастику, к которой он оставил хороший отзыв. «Темный город» и есть искомый фильм. Эберт очень его полюбил, включил в десятку лучших картин 1998 года и затем использовал все возможности, для его продвижения. Он даже записал аудиокомментарий для DVD-издания, и снялся в документалке, посвященной затрагиваемым «Темным городом» темам.

Большую роль в возрождении картины сыграли и видеоносители. Именно благодаря ним «Темный город» сумел найти свою аудиторию. Конечно, было бы большим преувеличением сказать, что у него появилась огромная фанбаза — но все же он обзавелся достаточным количеством преданных поклонников, поддерживающих интерес к фильму. Благодаря ним, к десятилетнему юбилею «Темного города» Алекс Пройас сумел выпустить режиссерскую версию. Она на 11 минут длиннее театральной и не имеет вступительного закадрового голоса. Если вы не видели фильм, но хотите с ним ознакомиться, рекомендую смотреть именно ее.

Примерно в тоже время Пройас несколько раз осторожно намекал в различных интервью на то, что у него есть определенные идеи для сиквела. Например, он бы хотел показать пункт назначения темного города. Кроме того, его интересовала тема того, как богоподобные способности сказались бы на Джоне Мердоке (спойлер — по мнению Пройаса, не очень хорошо). Так что, если бы сиквел состоялся, то Руфус Сьюэлл по всей видимости выступил бы в нем в куда более привычном для себя амплуа злодея.

Но дальше разговоров дело не пошло. После вышедшего в 2009 году «Знамения», Пройас должен был экранизировать «Потерянный рай» — эпичную поэму Джона Мильтона про сотворение всего сущего, падение Люцифера (его бы сыграл Брэдли Купер) и изгнание человека из Рая. Будь фильм успешен, и кто знает, возможно, мы бы действительно увидели «Темный город 2».

Пройас потратил на «Потерянный рай» несколько лет своей жизни. Но всего за несколько месяцев до начала съемок, студия Legendary вначале заморозила, а потом и полностью отменила фильм по бюджетным соображениям. Эта неудача очень сильно подкосила Пройаса. На протяжении нескольких лет он ничего не снимал, а затем подписался на «Богов Египта», что стало огромной ошибкой. Фильм с треском провалился в прокате, был полностью разгромлен критиками и по итогу его не пнул только ленивый. После «Богов», Пройас практически не появляется на кинорадарах . Я не удивлюсь, если этим фильмом он окончательно похоронил свою карьеру.

Конечно, очень жаль, что все так сложилось — мне кажется, что Пройас мог бы добиться куда большего. Возможно, в нужный момент ему просто немного не хватило удачи. Но что касается «Темного города», то я не думаю, что это кино, которому был жизненно необходим сиквел. Рассказанная Пройасом история вполне самодостаточна, а открытая концовка оставляет большой простор для фантазий по поводу дальнейших событий и тут каждый волен выбирать то, что ему по душе. Да, фильм вроде как заканчивается хэппи-эндом. Но, в самом деле — как обычный человек сможет справиться с обязанностями Бога? Вполне возможно, что Пройас превратил бы сиквел в историю того самого потерянного рая. Но этого мы уже не узнаем.

Впрочем, нельзя категорично утверждать, что мы больше никогда не услышим о «Темном городе». Учитывая тенденции последних лет, я вовсе не удивлюсь, если однажды прочитаю о намерении сделать ребут этого фильма. В этом плане Голливуд куда эффективнее любых незнакомцев. Фабрика Грез перерабатывала и не такие картины.

В избранное