На этот раз Ральф и Ванилопа фон Кекс выйдут за пределы зала игровых автоматов и отправятся покорять бескрайние просторы интернета, который может и не выдержать сокрушительного обаяния громилы.
Основано на реальных событиях. Захватывающий триллер о самой рискованной операции по освобождении заложников за всю историю борьбы с терроризмом. В 1976 году самолет, следовавший из Тель-Авива в Париж, был захвачен террористами и совершил вынужденную посадку в аэропорту Энтеббе в Уганде с целью обмена заложников на осужденных преступников. Дипломатического решения вопроса за 7 дней найти не удалось. Тогда был разработан весьма изобретательный и крайне смелый план спасения…
История проекта Егерь продолжается. Райли, Мако, Ньют, Готтлиб и, возможно, даже Ганнибал Чау вернутся, чтобы вновь вступить в неравный бой с чудовищами из глубин океана.
Вторая часть рассказа о создании фильма Алекса Пройаса, на днях отметившего свой 20-летний юбилей.
Настройка сценария
1993-й стал для Пройаса годом больших надежд и еще больших потрясений. Он приступил к своему первому голливудскому фильму — экранизации комикса «Ворон». Съемки сопровождались целым рядом проблем, а всего за несколько дней до их завершения грянула настоящая трагедия: исполнитель главной роли Брэндон Ли погиб из-за допущенной съемочной группой халатности.
После этого судьба фильма длительное время находилась в подвешенном состоянии. Финансировавшая съемки студия Paramount вышла из проекта, испугавшись репутационных издержек. К счастью, в Miramax согласились выделить деньги на досъемки. В итоге, картина вышла в прокат в мае 1994 года. «Ворон» был благосклонно встречен зрителями и критиками, а его сборы были достаточными, чтобы отбить бюджет. Картина доказала профпригодность Пройса, дав ему возможность приступить к новому проекту. Им стал «Темный город».
В том же месяце Пройас завершил работу над второй версией сценария. Она представляла собой что-то среднее между начальным скриптом и итоговым фильмом. С одной стороны, Пройас избавился от самых странных элементов истории, вроде сцены суда и робота-марионетки. С другой, в нем еще не было некоторых основных фишек фильма, вроде сцен «настройки» — когда весь город засыпал и незнакомцы методично его перестраивали. Также эта версия страдала от отсутствия ярко выраженного антагониста среди одинаково выглядящих злодеев, на котором можно было бы сделать акцент.
Вот еще несколько отличий версии 1994 года, на которых я бы хотел заострить внимание.
*Фамилия главного героя была изменена с Уайт на Уокер.
*В сценарии присутствовало несколько персонажей, которые не попали в фильм, вроде помощницы инспектора Бамстеда.
*Судьба доктора Шребера оставалась неясной. В этом сценарии на него также надевали сдирающий кожу костюм, но нам так и не показывали, что в итоге с ним стало.
*Что касается Бамстеда, то во время схватки с незнакомцами он получал ножевое ранение, после чего приходил истекать кровью в палату, где лежала его умирающая мать. Затем инспектора, как и в ранней версии сценария, добивал начальник.
*Финал был переделан на более оптимистичный. Последняя сцена скрипта уже напоминала концовку фильма.
С этим сценарием Пройас начал искать студию, которая бы согласилась профинансировать фильм. Как ни странно, первоначально заинтересованность проявили в Disney. Но вскоре там отказались от идеи, сочтя материал слишком странным и совершенно некоммерческим.
Затем Пройас обратился в 20 Century Fox. Там прочитали сценарий, но тоже не пришли в восторг. Денежные мешки откровенно не понимали, в чем же заключается суть истории. И если честно, после прочтения ранних версий сценария я отчасти могу понять их замешательство.
В итоге, Пройас пришел к выводу, что сценарий все еще нуждается доработке. И тогда он обратился к Лему Доббсу. Подозреваю, что не последнюю очередь в этом сыграло то, что именно Доббс был автором сценария фильма Стивена Содерберга «Кафка».
Выбор оказался удачным. Доббс и Пройас неплохо сработались — Доббс не стеснялся открыто говорить режиссеру, какие элементы истории, на его взгляд работают, а какие лучше выкинуть от греха подальше. Кроме того, он умел очень четко и понятно формулировать суть идей. Так что вскоре Пройас начал брать Доббса на встречи с продюсерами, чтобы он объяснял им, о чем будет фильм.
Параллельно, режиссер пытался заинтересовать проектом какую-то большую звезду, что должно было помочь профинансировать кино. Известно, что некоторое время сценарий находился у Тома Круза, но тот так и не удостоил его своим вниманием. Кое-кто из продюсеров подумывал над тем, чтобы предложить главную роль Джонни Деппу. Но в итоге Пройас передумал, решив, что будет лучше отдать главную роль какому-то малоизвестному актеру, который бы убедительно смотрелся в образе случайного человека из толпы.
После некоторых раздумий, в 20 Century Fox тоже отказались финансировать картину. К счастью, к тому моменту у Пройаса уже был запасной вариант. В New Line Cinema согласились взять фильм под свое крыло. У этого выбора были свои плюсы и минусы. В New Line давали режиссерам большую, чем в большинстве других голливудских студий, творческую свободу и не слишком вмешивались в производственный процесс.
В то же время, в New Line не могли предоставить большого бюджета. Поэтому, чтобы уложиться в отпущенные средства и показать все, что ему хотелось, Пройасу пришлось тщательно продумывать визуальную составляющую картины. Режиссер обратился к художнику-постановщику Патрику Татопулосу (они уже работали на съемках «Ворона»), чтобы тот разработал концепт-арты для фильма. Создание раскадровок сценария было поручено Питеру Паунду.
Также у проекта появился еще один сценарист — мало кому тогда известный Дэвид Гойер, в то время занимавшийся сиквелом «Ворона». Пройас попросил его подправить черновик «Темного города». К маю 1996 года Гойер завершил работу над сценарием. И, в общем-то, на бумаге это был уже тот самый «Темный город», который мы в итоге увидели. Теперь дело оставалось за малым — снять само кино.
Возведение «Темного города»
Съемки фильма начались летом 1996 года в Австралии. Они проходили в закрытом студийном павильоне рядом с Сиднеем. По словам актеров, это отчасти помогало им вживаться в образы своих персонажей. Когда после многочасовых съемок кто-то открывал дверь и в помещение проникал солнечный свет и запах океана, они чувствовали себя точно так же, как главный герой в финале картины.
Роль протагониста (после всех переписываний сценария его фамилия изменилась на Мердок) досталась Руфусу Сьюэллу. Поскольку он в основном известен широкой публике по ролям всяких аристократических мерзавцев, на мой взгляд, выбор оказался весьма удачным. При просмотре фильма Сьюэлл действительно воспринимается как случайный человек из толпы с легкой толикой настороженности по поводу того, является ли он хорошим парнем и не перейдет ли в конце на сторону сил тьмы.
Инспектора Бамстеда сыграл Уильям Херт, доктора Шребера — Кифер Сазерленд. Разумеется, в фильме снялся и Ричард О`Брайен. Ему досталась роль незнакомца по имени мистер Хэнд, получающего воспоминания Мердока и начинающего воспринимать охоту за ним через призму вновь появившихся эмоций. Эмму Мердок, чье экранное время существенно увеличилось по сравнению с ранними версиями сценария, сыграла Дженнифер Коннелли.
К слову, «Темный город» стал первой частью своеобразной трилогии фильмов, в финале которых Коннелли стоит спиной к зрителю на пирсе.
Всего на картину было выделено 27 миллионов долларов. По меркам 1996 года сумма являлась не такой уж и большой. Так что создатели выкручивались как могли, используя максимально недорогие техники съемок. Например, натягивали ткань поверх металлического каркаса для имитации поверхностей. Или снимали разные сцены в одном и том же помещении, каждый раз гримируя его под новую локацию. В этом им очень помогала стилистика картины. Дизайнеры специально использовали сборную солянку элементов декора из разных эпох, чтобы создать у зрителя ощущение фальшивости окружения, в котором живут герои.
Также на съемках очень активно применялись миниатюры, к компьютерной графике прибегали лишь когда без нее никак нельзя было обойтись. Конечно, кое-что все же приходилось строить целиком. Например, амфитеатр незнакомцев с раскрывающейся человеческой головой, внутри которой были спрятаны часы. Что интересно, для съемок крупных планов сцен имплантации воспоминаний была создана увеличенная декорация шприца с выдвигающейся иглой длиной в один метр. Это было сделано для того, чтобы усилить ощущение дискомфорта у зрителей.
Как это часто бывает с такими сложными проектами, создатели не уложились в намеченные сроки. Примерно через два месяца после начала съемок, студия приказала приостановить их и потребовала весь отснятый материал. Тут то и пригодилась хитрость Пройаса, намеренно отложившего под самый конец создание ключевых сцен. Хоть студийные чиновники и были бы рады поскорее завершить съемочный процесс, чтобы не тратить лишние деньги, но без этих эпизодов фильм никак нельзя было смонтировать. Поэтому им все же пришлось выделить средства на досъемки.
Но это было лишь началом проблем. Тест-просмотры картины прошли не очень хорошо. В итоге в New Line не придумали ничего лучше, кроме как попросить Пройаса добавить вступительный закадровый текст Кифера Сазерленда, который бы доступно объяснял зрителю, что сейчас они увидят фильм о пришельцах, которые построили в космосе некий город и экспериментируют с его обитателями. Позже Алекс Пройас очень жалел о том, что поддался давлению студию и согласился на это изменение, убившее все интригу ленты.
Другой проблемой стало то, что студия откровенно не знала, как же продвигать фильм. Рекламная компания была организована из рук вон плохо, фильм позиционировался как чистый воды хоррор. Вдобавок ко всему было принято решение сдвинуть дату премьеры. Изначально, «Темный город» должен был выйти на экраны в конце 1997 года, но затем в New Line испугались конкуренции с «Титаником» и решили сдвинуть релиз на февраль 1998 года, пребывая в уверенности, что к тому моменту все уже позабудут о детище Джеймса Кэмерона.
Еще одна забавная история приключилась с ассоциацией MPAA, выдающей рейтинги фильмам, идущим в американском прокате. Пройас полагал, что кино получит рейтинг PG-13 или, чем черт не шутит, даже PG. Однако в MPAA присвоили «Темному городу» R. На закономерный вопрос режиссера о том, чем мотивировано такое решение (в предоставленной им версии не было ни мата, ни обнаженки, а количество крови было сведено к минимуму), оценщики дали потрясающий ответ, что кино попросту показалось им слишком странным. Поняв, что он не добьется пересмотра вердикта, Пройас решил добавить в кино немного крови и обнаженки.
«Темный город» вышел в прокате 27 февраля 1998 года и благополучно провалился. Маркетологи New Line абсолютно не справились со своей задачей — публика попросту не заметила фильм Пройаса. Зрители предпочли пойти на «Титаник».
Значительная масса критиков тоже не осталась в восторге. Некоторые ругали фильм за слишком запутанный сценарий. Другие наоборот, за то, что сюжет прост как две копейки. Но больше всего претензий возникла по поводу атмосферы фильма и его стилистики. Мрачный, параноидальный, отталкивающий, пугающий, необычный — эти слова употреблялись во многих рецензиях посвященных фильму. Причем зачастую не в качестве комплиментов, а наоборот, как весьма серьезные недостатки картины.