Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бумажные комиксы. <<Зелёный Фонарь>> Джеффа Джонса: <<Тайное происхождение>>


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Бумажные комиксы. «Зелёный Фонарь» Джеффа Джонса: «Тайное происхождение»
2018-02-05 17:31
Автор: Максим Марков

Зелёный Фонарь - кажется, последний из крупных героев "Вселенной DC", про которого "Азбука-Аттикус" ещё не выпускала сольных комиксов (хотя нет, есть ещё Киборг, но он вроде бы не такой популярный, как прочие). Теперь это упущение исправлено: на русском языке вышел графический роман Джеффа Джонса и художника Ивана Рейса "Зелёный Фонарь. Тайное происхождение", заново перезапускающий историю Хэла Джордана.

"Люди уверены, что я родился бесстрашным. Но это не так. Они думают, что кольцо делает меня всесильным. Но и в этом они ошибаются".


"Самое страшное, что только можно себе представить", произошло прямо на глазах у юного Хэла: его отец, лётчик-испытатель, погиб при крушении самолёта. Но трагедия не заставила мальчика отказаться от мечты: стать таким же, как папа, пойти в авиацию. В день 18-летия он записался в ВВС США - и с тех пор заработал репутацию не столько самого лучшего, сколько самого отчаянного пилота: слишком рискового, необыкновенно затратного, очень опасного и совсем безбашенного.

Выжимая из тестируемых им машин максимум возможного, Джордан не раз их терял - самоуверенно полагая, что тем самым, конечно, помогает инженерам и предотвращает более крупные катастрофы, которые могли бы случиться с недоработанными самолётами в будущем. Но подобный взгляд на вещи разделяли не все ("Последний раз ВВС теряли столько самолётов в неделю лишь во время Вьетнамской войны"), а потому военная карьера Хэла Джордана определённо не задалась.

И вот тут его находит зелёное кольцо - как наиболее достойного кандидата на вакантное место Зелёного Фонаря космосектора 2814.


"Служить - почётная обязанность. Она возложена на тебя кольцом. Кольцо управляется силой воли. Оно мощнее всего во вселенной. Во вселенной, где корпус Зелёных Фонарей сдерживает зло, повинуясь приказам Стражей. Кольцо сделает явью твои мысли и желания. {...} Ты был избран по одной причине. Среди многих других. Именно ты способен преодолеть великий страх".

Управлять кольцом герой учится на планете Оа, родной для Стражей вселенной, "бессмертных хранителей и защитников мироздания"; здесь расположена Центральная база корпуса Зелёных Фонарей. Главные правила сводятся к следующему:
- "Кольцо способно стать чем угодно, стоит только пожелать. Просто создайте в уме картинку. И воплотите её в жизнь своей волей";
- "В Корпусе не задают вопросов, а исполняют долг. {...} Служить и защищать свои сектора и всё живое, что в них есть";
- "Ты будешь бессилен против всего жёлтого".

"Наш долг как Зелёных Фонарей - не только пресекать любые инопланетные преступления в своём секторе. Вселенную охватывает хаос. Наш долг - превращать хаос в порядок... Порядок - вот что первостепенно".


К Земле Зелёные Фонари относятся без особого пиетета, видя её как «отсталую» и «убогую планету, разделённую политическими границами и раздираемую внутренними войнами», планету, которая, «к счастью», предоставлена самой себе. Но предшественник Джордана - разбившийся в калифорнийской пустыне Абин Сур – верил в пророчество, гласившее, что именно здесь начнётся "самая тёмная ночь", "родится чернота", противоположная "эмоциональному спектру": "Пустота, которая однажды поглотит весь свет и всю жизнь".

В послании к лучшему своему ученику - к Синестро, величайшему Зелёному Фонарю из когда-либо существовавших, - Абин Сур едва ли не молит: "Не дай им выпустить тьму на волю. Она уничтожит всю вселенную". Так что Джордан сразу попадает в центр великих событий.

"Я узнал давно и тщательно скрываемую тайну. Чтобы осознать важность моей миссии, надо понять всю глубину величайшей трагедии, случившейся во вселенной. Чудовищного и немыслимого преступления, которое ныне считается вымыслом..."


"Тайное происхождение" Джеффа Джонса обладает всеми достоинствами и недостатками запускающей новый цикл книги. Разумеется, все фанаты комиксов более-менее знают, кто такой Зелёный Фонарь и в чём состоят его сверхспособности (тут подспорьем и фильм с Райаном Рейнольдсом, и членство супергероя в Лиге Справедливости). Но рано или поздно во "Вселенную DC" приходят и новые читатели, которые начинают знакомиться с этим миром с чистого листа. Для них в XXI веке и произвели перезапуск всех основных историй - в том числе и этой.

"В Метрополисе недавно появился Супермен. Может, и у Кост-Сити будет свой защитник?" - вопрошают по радио, давая нам понять, что мы стоим не в конце, не в середине, а прямо у истоков событий: всё самое интересное только-только начинается. Таковы правила любого знакомства, ты либо принимаешь их - либо читаешь что-то другое.

"Если хочешь что-нибудь сказать, Джордан, просто скажи: «Я тебя не подведу»". - "Я тебя не подведу". - "Это всё, что я хотел услышать".

Первая публикация – 31 октября 2017 года

Бумажные комиксы. «Бэтмен» Грега Гурвица: «Как-то в полночь, в час угрюмый...»
2018-02-07 08:32
Автор: Максим Марков

Хэллоуинский сингл из готэмского цикла погружает Пингвина, Шляпника и Пугало в самые безумные их кошмары. И это комикс, который мог бы сочинить Эдгар По: страх и мистика.

"...Что касается страха: я пытаюсь нащупать ту точку, в которой субъект гарантированно сломается..."


Для своего комикса из цикла "Бэтмен. Тёмный рыцарь" Грег Гурвиц не зря взял в качестве названия половину начальной строки самого известного стихотворения Эдгара По "Ворон": "Как-то в полночь, в час угрюмый...".

Эдгар По воспринимается сегодняшними читателями в первую очередь как основоположник детективного жанра, писатель-мистик, автор классических литературных "ужастиков". Готэм со всеми своими психами, маньяками да супергероем-сыщиком - это, безусловно, его город.

Живи По в наше время, он - нет никаких сомнений - сочинял бы графические романы, и был бы в этом деле очень успешен.


"И давайте договоримся... Эту ночь мы больше не вспоминаем".

Однажды в хэллоуинскую ночь Пингвин, Безумный Шляпник и Пугало оказываются в пустующем здании Аркхема - ещё не лечебницы, но уже и не исправительного учреждения для несовершеннолетних. Каждый пришёл сюда, думая, что идёт обсудить некое "заманчивое деловое предложение", но поняв, что полученное ими приглашение - обман, преступная троица склоняется к выводу, что это всё не иначе как проделки Бэтмена, надумавшего "взять нас тёпленькими". "Главное - не паниковать", - решают они, но как долго сумеют продержаться те, кто сам привык нагонять на других страха?..

"У нас преимущество". - "Твоя правда. Нас трое, а он один". - "Главное, действовать сообща... И сохранять спокойствие..."


"Как-то в полночь, в час угрюмый..." - это атмосферная "страшилка", считывать которую можно одновременно разными способами. Здесь и "у страха глаза велики", и вырывающееся наружу потаённое ожидание неминуемой кары за содеянные преступления, и побег от кошмаров, преследующих с детства и оказавших своё пагубное влияние на формирование злодейских личин. В отличие от многих других, гораздо более прямолинейных историй "DC", эта - история-загадка, полная метафор, аллюзий и мрачных секретов.

Тем весомее тут роль художника Симона Кудрански. Либретто Гурвица нельзя назвать многословным: поначалу персонажи ещё хорохорятся, подбадривая себя в непривычной ситуации, но потом реплики отходят на второй план, уступая первый иллюстрациям - выразительно-пугающим, тёмным, как и души попавших в западню безумцев-бандитов.

"Он нас таким образом запугивает". - "...И мы это знаем..." - "...И всё равно боимся".


Эта работа заслуживает того, чтобы её разглядывали, чтобы к ней возвращались. Такими рассказы про Бэтмена и его зловещее окружение бывают далеко не всегда. Это действительно частичка Готэма, словно бы описанная Эдгаром По.

Первая публикация – 3 ноября 2017 года

Еще нескольких концептов несостоявшегося «Чужого 5»
2018-02-07 21:17
Автор: Voyager

5 февраля легендарному Г. Р. Гигеру могло бы исполниться 78 лет. В честь этого события художник Карлос Хуанте выложил в instagram несколько концептов для фильма, «который так и не был снят от слова вообще». С учетом этого, а также мелькающей на некоторых из картинок подписи Red Harvest можно практически со 100% уверенностью говорить о том, что это концепты неснятого «Чужого 5» Нила Бломкампа. К слову, Хуанте уже удалил их, но как говорится, интернет все помнит.











От «Частицы Бога» до «Парадокса Кловерфилда»
2018-02-08 10:56
Автор: Voyager

Несколько дней назад Netflix удивил даже самых прожженных киноманов, неожиданно опубликовав первый трейлер картины «Парадокс Кловерфилда», а затем устроив ее релиз в тот же самый день. Многие действительно ждали этого фильма — и восприняли первые негативные рецензии критиков в стиле «они совсем зажрались». Я же не питал особых иллюзий по поводу сабжа и потому не сильно удивился подобным отзывам. И вот почему.


Все началось со сценария God Particle, который я некогда прочитал. Он был написан Ореном Узилом в районе 2010 года. Действие скрипта разворачивалось в будущем на борту американской космической станции, экипаж которой готовился провести эксперимент с включением мощного коллайдера. В числе действующих лиц у нас имелось несколько военных, крайне религиозный ученый, классический раздолбай-инженер, и главная героиня по имени Хэмилтон, про которую было очень трудно сказать что-то определенное. Дело в том, что сценарии Узила не объяснялось ни какая у нее должность, ни чем, собственно говоря, она занималась на станции. Лишь в одной из сцен упоминалось, что у нее когда-то погибла семья.

В это же самое время на Земле шла Третья мировая война между США и Евросоюзом. К сожалению, сценарий опять же не объяснял никаких причин столь странного конфликта.

Небольшое отступление, необходимое для лучшего понимания уровня логичности и правдоподобности космоса в этой работе. На исследовательской космической станции имелся бассейн, по ее корридорам бегала собака, а Земля была хорошо видна из иллюминатора, но при этом радиосигнал до нее шел один месяц.


Итак, астронавты запускали коллайдер после чего Земля с Луной в буквальном смысле исчезали, не оставив ни следа. Через два месяца после этого события Хэмилтон приходила к мысли, что ее дальнейшее существование в компании шести постоянно спорящих друг с другом мужиков не имеет дальнейшего смысла и заходила в шлюз, чтобы покончить с собой. Но в этот самый момент к станции внезапно подлетал европейский шатлл с четырьмя выжившими. Они просили у американцев взять их на борт. После долгих споров, экипаж давал добро на стыковку, исходя из того, что причины для войны исчезли вместе с Землей.


Экипажи устраивали что-то вроде праздничного ужина. Вскоре один из американцев умирал, откушав приправленное цианидом блюдо. Казалось бы, виновники очевидны. Но далеко не все астронавты считали, что это дело рук бывших врагов. Затем погибал еще один американец, при том, что европейцы все время были заперты в помещении под круглосуточным видеонаблюдением. В итоге герои обвиняли в убийствах одного из своих и закрывали его, выпуская европейцев на волю.

Лишь когда погибал еще один американец, до остальных доходило, что на борту шаттла находились еще люди. Просто никому даже в голову не пришло проверить корабль потенциальных врагов и они поверили им на слово. Как говорится, сказочные долб... астронавты.

Также следовала еще пара быстрых сюжетных откровений. Во-первых, выяснялось, что коллайдер это на самом деле прикрытие для разработки бомбы, которая может решить исход войны. Во-вторых, Земля конечно же не погибла. На самом деле станция переместилась на полгода в будущее, и наша планета оказалась закрыта Солнцем. Просто за два месяца никто из героев ни разу не удосужился посмотреть в иллюминатор и проверить, где находятся остальные планеты Солнечной системы. Надо полагать, в школе имени «Прометея и Завета» этому просто не учили. Откуда европейцы узнали, что американцы уверовали в гибель Земли, сценарий, понятно дело, тоже не объяснял. Возможно, они просто хакнули базу данных выпускников школы «Прометея» и оценили уровень умственного развития героев.

После этого детектив резко превращался в далеко не самый изобретательный экшн. После серии догонялок и перестрелок, один из американцев жертвовал собой, чтобы уничтожить коллайдер, дабы бомба не досталась врагам. Несмотря на то, что его прошивали парой автоматных очередей, герой, как принято говорить "из последних сил", уничтожал установку. Далее следовала наиболее впечатляющая сцена скрипта, в которой пробитый насквозь пулями американец дрейфовал в открытом космосе (?!?!) и вел задушевный разговор с европейцем, которого тоже выбросило в вакуум.

Главная же героиня и религиозный ученый пытались угнать шатлл. Внезапно выяснялось, что ни один из них не умеет им управлять (в самом деле, кому может пригодиться такой навык?). К счастью, они брали в плен пилота, который соглашался доставить их домой. На этом сценарий наконец-то завершался.

Понимаю, что мое описание достаточно скомканное, но надеюсь из него все же понятно, какого уровня была работа. К слову, я достаточно хорошо отношусь к творчеству Узила. Я читал несколько его скриптов, которые мне действительно понравилась. Но God Particle это конечно что-то с чем-то. Невероятно дурацкий твист, на котором держался весь сюжет, герои-идиоты, отсутствие внятных попыток хоть как-то раскрыть мир в котором происходило действие, мотивы сторон…

Ну, и конечно же, жанровая чехарда. God Particle начинался, как кино про апокалипсис, затем превращался в детектив про поиски убийцы, потом стремительно мутировал в боевичек категории B, ну а под самый конец сбрасывал все маски и становился тем, чем вероятно и задумывался — черной комедией. Нет, конечно же, бывают случаи, когда подобное жанровое попурри может зайти. Но для этого необходимо, что работали все остальные компоненты сценария, чего мягко говоря, нельзя было сказать про God Particle.

Дальше было вот что. Сценарием заинтересовался Дж. Дж. Абрамс и проект был запущен в производство под крылом студии Paramount. Изначально предполагалось, что фильм даст начало линейке низкобюджетных фантастических лент стоимостью 5 – 10 миллионов долларов.

В процессе пре-продакшна скрипт несколько раз переделывали, пока от него не осталась лишь общая идея с космической станцией, экспериментом, исчезновением Земли, а также фамилии героев. Но, хоть сценарий и получил новую начинку, это не сильно изменило его суть. Ключевые недостатки работы, вроде отсутствие нормальных персонажей, нагромождения жанров и нелепые сюжетные ходы прошли через все переписывания.

Мне кажется, что значительную роль в подобном исходе сыграл твисте с «исчезновением» Земли. Он был хорош с маркетинговой точки зрения (для трейлеров, интригующих синопсисов и т.д.), и потому его оставили несмотря на сюжетную нелепость. Но одного его было недостаточно. Твист создавал завязку, но в дальйшем сюжету требовался еще какой-то фактор угрозы для героев. В ранней версии была непонятная и ничем не объясненная война. В итоговой — внезапные и необъясненный энергетический кризис, который приводил к тому, что Россия решала напасть на Германию ради топливных ресурсов (WTF?).

Но мало того, что сюжетная конструкция была возведена на столь гнилом фундаменте — студия еще и усугубила это. Было принято решение привязать фильм к «Кловерфилду» («Монстро»), чтобы срубить легких денег на известном бренде. Причем, это сделали прямо в середине съемок. Даже интересно, как чувствовал себя Узил, когда продюсеры сообщили ему новость и потребовали по быстрому написать новые сцены, что хоть как-то связать никак не связанные фильмы.

Так в картине появились абсолютно ненужные эпизоды на Земле, выступление по телевизору в котором говорят про монстров и демонов, совершенно немотивированные WTF-моменты и, конечно же, глупая финальная сцена. Ну а чтобы окончательно закрепить метаморфозу, God Particle переименовали в «Парадокс Кловерфилда».

Результат подобной авантюры оказался достаточно закономерным. Тест-просмотры закончились очень плохо, наспех прилепленные сцены абсолютно не сработали. При этом, из-за всех пересъемок на кино умудрились потратить порядка 50 миллионов. Почуяв запах неминуемого провала, в Paramount решили сбагрить кино Netflix. Сделка оказалась выгодной для обеих сторон. Paramount не пришлось тратиться на маркетинг и организацию проката для заведомо провального фильма. Netflix же отбил стоимость покупки за счет хайпа, вызванного известным названием и столь неожиданным релизом.

И, не исключено, что в Paramount снова повторят этот финансовый трюк с четвертым фильмом, в заголовке которого имеется слово «Кловерфилд». Я уже как-то делал его обзор. Та работа тоже изначально создавалась как независимая история, а затем ее решили привязать к кловерверсу.

Что же касается «Парадокса Клоферфилда», то, как мне кажется, его лоскутность и несвязность должны быть очевидны даже слепым. Возможно, кто-то наивно думает, что все это часть какого-то тщательного продуманного плана и в будущих фильмах все объяснят, дадут какое-то вменяемое обоснование увиденному и закроют все сюжетные дыры. Увы, но я бы на это не рассчитывал. Не было никакого замысла. Был просто глупый сценарий, который затем наспех привязали к «Клоферфилду», еще больше усугубив ситуацию. В результате вышло без каких-либо скидок плохое кино.

Конечно, самые упорные фанаты наверно будут строить какие-то теории, пытаясь связать все воедино и придумывать объяснения, но реальность куда проще. Просто у нас есть студия, которая вместо съемок нормального сиквела решила заработать легких денег, объединяя никак не связанные фильмы. «Клоферфилд, 10» был хорош потому, что был хорош его ранний сценарий. «Парадокс» пример того, что получается, когда начальный сценарий плох.

Но должен сказать, что с финансовой точки зрения это конечно выдающийся ход, особенно с учетом текущего положения дел у Paramount. 2017-й стал одним из худших годов в истории студии. Дошло даже разговоров о маячащем на горизонте банкротстве. Так что на месте продюсеров я бы начал лепить слово «Кловерфилд» в заголовки всего, что только возможно. Благо, что в «Парадоксе» было озвучено просто гениальное объяснение, по которому к кловерверсу теперь можно приписать практически все, что угодно.

В доме завелся полтергейст? Это все из-за разрыва пространства-времени вызванного космическим экспериментом. На Землю прилетели десептиконы, Генри Кавилл отрастил усы, а Звездный флот снова гоняется за Ханом? Вы угадали, виноват Клоферфилд. Так что как знать, возможно нас еще ждет «Миссия Кловерфилд», «Трансформеры: последний Кловерфилд», «Паранормальное явление: измерение Кловерфилда» и «Стартрек: в поисках утраченного Клоферфилда». Ну а что такого? Деньги то, как говорится, не пахнут.

Бумажные комиксы. «Харли Квинн» Пола Дини
2018-02-10 00:03
Автор: Максим Марков

За последний год российские читатели уже имели возможность узнать несколько версий превращения талантливого доктора Квинзель в сумасбродную бандитку Харли Квинн: с ней запущена отличная сольная серия, она - полноправный член "Отряда самоубийц", ей посвящена классическая уже "Безумная любовь".

Но, как водится, большинство комиксов получают свой официальный перевод на русский язык с понятным опозданием, отчего многолетняя последовательность их выхода оказывается нарушена - и нам приходится "нагонять" то, что всем прочим миром давным-давно уже прочитано и осмысленно.

Что ж, лучше поздно, чем никогда - и вот до нас, наконец, дошла написанная в 1999-м году Полом Дини 48-страничная повесть, которая - как любезно подсказывают примечания - стала "первым (на самом деле нулевым) номером сольной серии, посвящённой приключениям Харли, и именно в этом выпуске было рассказано, как героиня обрела свой канонический образ и суперсилы".


Описанные здесь события происходят вскоре после того, как Готэм едва ли не полностью был разрушен мощным землетрясением. Трагедия освободила из одиночной камеры аркхемской темницы бывшую сотрудницу, которая несколькими месяцами ранее помогла сбежать из лечебницы своему возлюбленному - опасному преступнику Джокеру. Несмотря на то, что "мой сладкий" так и не вызволил свою спасительницу из заключения, Харли Квинн полна решимости примкнуть к его "маленькой цирковой труппе", забыв о плохом и думая только о хорошем: "Я та самая девушка, которая вновь возведёт тебя на пьедестал!"

Обустроив "любовное гнездышко" в "Тоннеле любви" в заброшенном парке аттракционов, Харли наслаждается обществом зелёноволосого друга ("Тогда я узнала Джокера таким, каким не знал его никто. Задумчивым романтиком..."), не подозревая, что на самом деле сводит того с ума "даже больше, чем этот мыш".

Джокер не задумываясь готов бросить ненужную ему девушку в опасный момент ("Неужели мы пустим коту под хвост всё, к чему так тщательно готовились, и ввяжемся в драку с Бэтменом из-за какой-то мелкой, тупой..."), а после "волшебной ночи" - подробностей которой одурманенная Харли, впрочем, не помнит - и вовсе отправляет её на тот свет на ракете (интересно, смотрел ли автор этого сюжета "Солярис" Тарковского, где есть точно такая же сцена?..).


"Видишь ли, с того дня, как ты вторглась в мою жизнь, прошло несколько недель. И я чувствую, что со мной что-то происходит. Я будто вспомнил, что это значит - быть с кем-то вместе, отвечать заботой на заботу. {...} Эти чувства беспокоят меня, сбивают с толку. И что ещё хуже - отвлекают от осуществления моего плана в Готэме. А я не могу отвлекаться, потому что уже почти всё готово! Хлюп! Наши с тобой деньки навсегда останутся в моём сердце, но как ни печально, пришло время расстаться".

Такова предыстория этих высоких отношений, которую Харли Квинн рассказывает Ядовитому Плющу, вызволившей её из-под обломков рухнувшей ракеты. Придя к осознанию того, что "я типичная дура, полюбившая самого гнусного типа на свете", теперь отчаянная клоунесса готова свести "счёты с Джокером, Бэтменом и всеми остальными, кто стоит костью поперёк моего горла!".

"Я любила тебя, но тебе было плевать! Всё, что ты смог мне дать, - это боль, унижение и насмешки!"


Как и все прочие сольные истории про Харли Квинн, повесть придумавшего её Пола Дини отличает циничный юмор, сочетающий "романтические" шутки с остротами на грани фола, и, конечно, классно нарисованная главная героиня.

Пингвин здесь цитирует Шекспира (Полония из "Гамлета"), Джокер убивает подручного во время самим же навязанной беседы по душам, Ядовитый Плющ своим чудодейственным напитком повышает тонус новой знакомой, а Харли замечает у Бэтмена "явные проблемы в интимной сфере", дружески предлагая ему "сеанс терапии, когда покончим со всем этим".

"Умеешь ты найти подход к мужикам", - говорит она самой себе чуть позднее, и история её чистой любви и столь же светлой ненависти превращается под пером автора в полный лиризма рассказ о ищущей себя женщине, просто-напросто мечтающей о большой любви и нескончаемом личном счастье. Её легко понять и простить, потому что таких, как она, много не только в Готэме, но даже у нас; чтоб их увидеть, надо только внимательнее приглядеться.

Первая публикация – 16 октября 2017 года

Ограбление в ураган (The Hurricane Heist)
2018-02-27 12:42

На побережье Америки стремительно надвигается ураган. Тем временем банда воров планирует идеальное ограбление: украсть 600 миллионов долларов из казначейства США, воспользовавшись стихийным бедствием как прикрытием. Но когда разбушевавшийся ураган усиливается до смертельно опасной Категории 5, тщательно продуманный план ограбления века трещит по швам...


Дублированный трейлер



Незнакомцы: Жестокие игры (The Strangers: Prey at Night)
2018-02-27 12:42

Путешествуя, семья останавливается в совершенно пустом кемпинге. Под покровом ночи на пороге трейлера появляются трое в масках. Незваные гости намерены выяснить, насколько сильно каждый из членов семьи хочет жить...


Дублированный трейлер



Очень странные дела. Как создавался «Темный город» (ч. 1)
2018-02-27 17:47
Автор: Voyager

За годы существования кинематографа был снят целый ряд фильмов, так или иначе затрагивающих тему искусственно созданной реальности и исследовавших все ее возможные аспекты — от мистических до экзистенциональных. Но среди множества картин подобной тематики есть одна, которую я всегда выделял особо. Это «Темный город».

Конечно, творение Алекса Пройаса никогда не было, и вряд ли будет пользоваться такой же народной любовью, как, допустим, «Матрица», «Шоу Трумана», «Вспомнить все» или то же «Начало». Но в моем личном топе картин этого жанра именно «Темный город» стоит на первом месте. Он очень нравится мне своей атмосферой, стилем и концепцией; это кино, которое я люблю пересматривать под настроение. Сегодня «Темный город» празднует свой 20-й день рождения. И по этому поводу я решил рассказать историю его создания.


Рождение «Темного города»



Идея, приведшая к созданию «Темного города», возникла в голове у режиссера Алекса Пройаса еще во времена учебы в киношколе. Он хотел снять своеобразный оммаж нуар-лентам 1940-х – 1950-х гг., скрестив его со стилистикой произведений Кафки и сериала «Внешние пределы». Пройас задумал историю об одержимом фактами детективе. Во время расследования очередного дела он находил в нем множество не имеющих никакого логического объяснения деталей и начинал сходить с ума.


Алекс Пройас


В процессе обдумывания сюжета, Пройас постепенно решил сместить акцент с сыщика на разыскиваемого им человека. Большим подспорьем для него стала книга «Воспоминания невропатологического больного». Ее написал страдавший параноидной шизофренией немецкий судья Даниэль Пауль Шребер. Пройас даже назвал в его честь одного из персонажей своей истории.


Даниэль Пауль Шребер



Другим источником вдохновения стал актер Ричард О`Брайен, запомнившийся Пройасу по фильму «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Пройас решил наделить колоритной внешностью О`Брайена таинственных существ (незнакомцев), тайно контролировавших город, в котором разворачивались действие.


Осенью 1992 года Пройас завершил работу над первой версией сценария «Темного города». Рассказать про него не так то и просто. При схожей фабуле и некоторых именах, скрипт очень сильно отличался от итогового фильма. Дело в том, что в работе Пройаса имелась целая куча очень и очень странных, а скорее даже абсурдных вещей без какой-либо попытки хоть как-то их объяснить.

Один из концепт-артов, легших в основу визуального стиля фильма


Всего один малюсенький пример. Если вы смотрели фильм, то наверно помните, что вскоре после пробуждения главный герой случайно разбил аквариум с золотой рыбкой. Затем он подобрал ее и опустил в ванну с водой. Это достаточно важная деталь, первая странность, которая позволила детективу усомниться в том, что человек, которого он ищет — убийца. В сценарии же герой подбирал рыбку, после чего клал ее в карман и до самого конца сценария носил ее с собой. Рыба каким-то совершенно необъяснимым образом все это время оставалась жива.


Но, я все же постараюсь выделить основные моменты этой ранней версии. Итак, ее действие начиналось в момент пробуждения главного героя (изначально его звали Джон Уайт). Он потерял память, понятия не имеет, где находится, а еще рядом с ним в номере лежит мертвая девушка. Вскоре за Уайтом начинают охоту инспектор полиции Бамстед и незнакомцы (тут они именовались загадочными людьми).

В этом раннем сценарии незнакомцы описывались примерно так, как и в итоговом фильме, за одним исключением — они также носили темные очки. Сохрани Пройас эту деталь и, думаю, это значительно бы увеличило лагерь тех, кто подозревает, что родственники Вачовски, скажем так, позаимствовали пару визуальных деталей из «Темного города».



Чудом выбравшись из отеля, Уайт заходил в китайскую закусочную. Там он засыпал, видел кошмар с незнакомцами, а после пробуждения встречал некоего Фредерика — человека (?) с телом ребенка и непропорционально большой головой, работавшего на таинственного доктора Шребера. Вскоре незнакомцы убивали Фредерика. Уайт же снова убегал и прятался в церкви, украшенной статуями насекомых. Незнакомцы следовали за ним, после чего происходила еще одна экшн-сцена.


Снова скрывшись, Уайт направлялся в клинику доктора Шребера. Тот обманом пытался усыпить Уайта. В этот момент появлялся инспектор Бамстед, и арестовывал героя по подозрению в убийствах. В тюрьме Уайт снова засыпал, ему опять снился кошмар, после которого он неожиданно просыпался в метро. Ничего не понимающего героя подцепляла японская проститутка и приводила в свою квартиру. После секса, Уайту снова снился кошмар, в котором город менялся и все здания начинали летать.

После пробуждения героя, в квартиру заявлялась женщина, утверждающая, что она его жена. Пока супруги (?) разговаривали, следовала сцена, в которой нам показывали, как проститутка заходила в потайную комнату, доставала из коробки червеобразное существо и, простите за подробности, совокуплялась с ним.

Тем временем, не найдя общий язык с Уайтом, его жена впадала в истерику и уходила в другую комнату, после чего, опять же простите за подробности, проститутка начинала ее ублажать. Затем в квартире пропадала гравитация, и начинали происходить всякие странные вещи (ну, помимо трех сцен разнообразных совокуплений за 9 страниц). Уайт набирал ванну, погружался в воду и видел перед собой незнакомца с занесенным ножом. Затем все прекращалось, незнакомец исчезал и Уайт уходил из квартиры. Когда в следующей сцене туда заявлялась полиция, выяснялось, что т.н. жена и проститутка убиты.

Но если вы думаете, что это самое странное, что было в скрипте, то ошибаетесь. Чтобы найти Уайта, незнакомцы строили механического робота-марионетку размером с ребенка с клешнями-ножницами и вставляли в него живой мозг. Чудо на колесиках начинало ездить по городу и убивать всех, кого встречало на своем пути. При этом, его «речь» состояла из сплошного потока отборных ругательств.

Уайт же навещал своего дядю Карла. Когда герой засыпал, ему снился очередной кошмар. После пробуждения, появлялся робот-марионетка, убивавший дядю. Думаю, вы уже обратили внимание, что в раннем сценарии было подозрительно большое количество сцен, в которых после кошмара протагониста кто-то из персонажей скоропостижно отправлялся на тот свет.

Через некоторое время Уайт и Бамстед объединяли свои силы, чтобы понять, что же происходит в городе. После целой череды странных сцен (в числе которой и автопогоня с участием робота-марионетки), Уайт неожиданно открывал в себе дар телекинеза. Бамстед же отправлялся в больницу проведать больную мать и натыкался в ее палате на толпу незнакомцев. Инспектор каким-то чудом уничтожал их всех. Но затем его сталкивал с крыши начальник, который все это время был двойным агентом. Что же касается Шребера, то незнакомцы ловили его и надевали механический костюм, который живьем сдирал с доктора кожу.

Тем временем Уайт пытался выбраться из города и отыскать путь к океану, но вместо него находил лишь стену с рисунком пляжа. В этот момент появлялась незнакомцы. Далее следовала наверно самая странная сцена скрипта. Незнакомы реанимировали трупы всех людей, чьи смерти приписывали Уайту, после чего устраивали публичный суд. Ожившие мертвецы (в том числе и части расчлененных детей) по очереди с трибуны обвиняли героя в своей гибели.

Уайт горячо отрицал их слова, а затем пускал в ход телекинез. Следовала схватка, в ходе которой город начинал разрушаться. Уайту не хватало сил. Он начинал проигрывать, после чего следовала резкая смена кадра. Мы видели Уайта привязанного к столу в окружении толпы незнакомцев. Они смеялись, а затем снимали свои человеческие лица (они представляли собой маски) и доставали из головы управляющих их телами отвратительных насекомых. Уайт начинал истошно кричать, затем следовало затемнение.

Одна из раскадровок финала сценария



В следующей сцене мы видели Уайта в номере отеля, расположенного на берегу океана, освещенного ярким Солнцем. Герой доставал из кармана все еще живую рыбку из вступительной сцены, давил ее ботинком, и отправлялся на пляж. Вскоре Уайт знакомился с девушкой, в первый раз за всю историю улыбался, а затем начинал ее душить.


Что ж, вот таким был первый сценарий «Темного города». Я бы охарактеризовал его как кучу клевых идей, смешанных в какую-то непонятную кашу. В своей работе Пройас собрал множество различных элементов, многие из которых были весьма хороши. Проблема в том, что в ней напрочь отсутствовал какой-то четкий сюжетный стержень. Сценарий не объяснял ровным счетом ничего из происходящего — ни кто такие незнакомцы, ни чего они хотели, ни сути происходящего с героем и его снов, ни мотивации Шребера, ни места действия — ничего.

Стилистически первый сценарий также заметно отличался от привычного «Темного города» — в нем присутствовали эротические сцены, было много крови, и, как ни странно, больше экшна. Вообще меня сложилось подозрение, что Пройас попытался скрестить в своей ранней работе творчество двух Дэвидов — Кроненберга и Линча.

Еще одной заметной проблемой этой версии являлся главный герой. Если не считать финальной сцены, его образ никак вообще не развивался. Фактически, весь сценарий Уайт пребывал в состоянии эдакого чистого листа и ни одно его экранное действие не давало понять, что же он за человек и каков его характер.

Сложив воедино все впечатления, я пришел к неожиданному для себя выводу о том, что ранний «Темный город» был скорее не фантастикой, антиутопией или хоррором, а скорее историей одного безумия, в конце которой сошедший с ума герой начинал по-настоящему убивать людей. По крайней все, что содержалось в тексте, прямо наводило на эту мысль. И будь он экранизирован, думаю что многие наверно бы тоже восприняли кино как эдакое погружение в глубины воспаленного разума, попытку понять, где чистой воды галлюцинации, а где все же проскочил проблеск реальности.

Были бы у такой версии свои почитатели? Скорее всего, да. Но вряд ли бы их было слишком много, и я точно не оказался бы в их числе. Так что я очень и очень рад, что впоследствии Пройас все же привлек других авторов. Безусловно, в его работе было множество весьма интересных находок. Но их требовалось выделить и убрать все, что не было нужно.

Ограбление в ураган (The Hurricane Heist)
2018-02-28 03:00

На побережье Америки стремительно надвигается ураган. Тем временем банда воров планирует идеальное ограбление: украсть 600 миллионов долларов из казначейства США, воспользовавшись стихийным бедствием как прикрытием. Но когда разбушевавшийся ураган усиливается до смертельно опасной Категории 5, тщательно продуманный план ограбления века трещит по швам...



Операция «Шаровая молния» (Entebbe)
2018-02-28 03:00

Основано на реальных событиях. Захватывающий триллер о самой рискованной операции по освобождении заложников за всю историю борьбы с терроризмом. В 1976 году самолет, следовавший из Тель-Авива в Париж, был захвачен террористами и совершил вынужденную посадку в аэропорту Энтеббе в Уганде с целью обмена заложников на осужденных преступников. Дипломатического решения вопроса за 7 дней найти не удалось. Тогда был разработан весьма изобретательный и крайне смелый план спасения…



В избранное