|
Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу ![]() Берлинале-67. Душа, надежда и немного вассаби 2017-02-18 16:31 Автор: Александр Голубчиков Стремление не пропустить ничего интересного на Берлинале оставляют совсем немного времени для написания отчетов. За прошедшие дни уже просмотрено 47 фильмов – осталось еще около десятка. Сегодня вручают награды, но кино не заканчивается после закрытия фестиваля, поэтому это второй, но не последний отчет. Телом и душой / Testről és lélekről (Конкурс), реж. Илдико Эньеди, Венгрия «Служебный роман» с настроением «Полетов во сне и наяву» и «Интимных мест» - это ассоциативное, хотя и очень условное определение того, что происходит в этой картине, которая покорила зрителей и критиков и задала позитивный настрой для дальнейшего фестивального смотра. Поначалу возникает ощущение, что режиссер пересмотрел фильмов Бакура Бакурадзе - по заснеженному лесу бегают друг за другом олени, на скотобойне разделывают коров, а немного аутичная героиня поразительно напоминает персонажа сериала «Мост». Но как только становится ясно, что олени не просто олени, а у авторов вдруг просыпается чувство юмора, внимание зрителя авторам уже становится невозможно растерять. Ужин / The Dinner (Конкурс), реж. Орен Моверман, США Третью экранизацию романа Германа Коха должна была ставить Кейт Бланшетт но кто-то не срослось. Картину можно отнести к категории «Отцы и дети», коих в рамках фестивальных программ фестиваля оказалось немало (только из просмотренных это «Как наши родители», «Лучше всяких слов», «Акушерка», «Белые ночи» и «Барраж»). Два брата со своими женами встречаются за ужином, поводом к которому стало некое видео, на котором запечатлены их дети. Совершено страшное преступление, отпрыскам грозит наказание, но родителям нужно решить, прежде всего для себя, что важнее – наказать детей, сдав их в полицию, или, как обычно, спустить все на тормозах, чтобы не испортить им жизнь (хотя еще вопрос, какое из решений испортит жизнь отпрыскам в большей степени). Нравоучительная новелла о поколении миллениалов и том, как они были воспитаны родителями, в прочтении американского режиссера наполняется лишними аллюзиями на самое кровопролитное сражение Гражданской войны в США при Геттисберге, когда обе стороны потеряли по 23 тысячи человек (из которых восемь тысяч были убиты). Двухчасовая разговорная драма, в которой герои очень долго совершают сделку с собственной совестью. Фильм бы ничего не потерял если бы был на полчаса короче – обсуждаемая проблема от этого менее острой бы не стала, а зритель бы не выходил с сеанса морально измочаленный. Заложники / Hostages (программа «Panorama Special»), реж. Резо Гигинеишвили, Грузия, Россия, Польша Мощная и очень зрелая режиссерская работа Резо Гигинеишвили, после которой ему, кажется, непросто будет вернуться в легкий жанр ромкомов. Идею картины он вынашивал восемь лет. В 1983 году несколько молодых людей из вполне обеспеченных грузинских семей решили захватить самолет, летевший из Батуми в Тбилиси, и улететь в Турцию, а оттуда и на Запад, который был в то время запретен, а оттого слишком желанным. Воспитанным в советском обществе, где все решалось за них, рафинированным советским детям казалось, что достаточно достать оружие и пригрозить им команде самолета, и все будет на мази. Воздух свободы манил, они не знали, что будут делать с этой свободой, как поступят, если получится пересечь границу – никакого плана. Главное – перестать быть заложниками системы, в которой жила их страна. С максимальной деликатностью, Резо и его команда рассказала о захвате, причинах, побудивших героев, и суде над ними, ведь родственники так и не узнали, где были похоронены их сыновья после приведения в исполнение высшей меры наказания. Нельзя сказать, что фильм идеален. Ювелирная работа художников по воссозданию атмосферы 80-х натыкается на необжитость декораций, режиссер, создавая образ врага, сознательно демонизирует советский строй и КГБ. Но работа композитора Гии Канчели, чья музыка лишний раз не играет на эмоциях, и актерские работы Тинатин Далакишвили, которую Резо открыл в фильме «Любовь с акцентом», и дебютанта Иракли Квирикадзе заслуживают всяких похвал. «Берлинале» открывает фильму широкую дорогу, которая вполне может завершиться на церемонии вручения премии «Оскар». Свобода дьявола / La libertad del diablo (программа Berlinale Special), режиссер Эверальдо Гонзалес, Мексика Документальная лента продолжает тему, начатую в фильме «Земля картелей» о жертвах карательных отрядов наркомафии в Мексике. Но Гонзалес, в отличие от предшественников, пытается поведать не только о жертвах и молодых убийцах, но и о полицейских, которые участвовали в охоте на дьявола. Кто из них больший зверь и верно ли утверждение Ницше про бездну, которая вглядывается в того, что в нее смотрит. Чао Чао / Ciao Ciao (Panorama) режиссер Сонг Чуан, Китай В китайскую провинцию из райцентра приезжает девушка Чао Чао. Она не вылезает из мобильного телефона, стремится вернуться в Кантон (Гуанчжлоу). Но в родном городке ее подстерегают два искушения – хороший парень-парикмахер, у которого не очень много денег, но собственный, хотя и маленький, бизнес в Кантоне, и раздолбай, хулиган, игрок и пьяница, проматывающий отцовские деньги, заработанные нелегальной продажей алкоголя. Хорошая девочка, как водится, выбирает плохого парня и, вроде, неплохо живет, но как только у ее жениха начинаются проблемы с деньгами, начинает думать о побеге в большой город. Банальная, в целом, история, растянутая на два часа. Белые ночи / Helle Nächte, (Конкурс), реж. Томас Арслан, Германия-Норвегия Этот фильм вполне мог бы идти и три часа, и четыре, а лишенный диалогов (благо они ничего не добавляют фильму) мог бы вполне стать заставкой для видеоэкранов в министерстве туризма Норвегии – это очень красивая страна и лучше рекламы, чем бесконечные проезды по ее дорогам, и придумать сложно. А фильм… беспомощная попытка рассказать историю отца и сына, которые никогда не видели друг друга, но после смерти деда, решают отправиться в места, откуда он был родом и за это время найти общий язык. Сделать это довольно сложно – сын считает, что «Властелин колец» - очень скучная книга, а для отца нет лучше фильмов, чем боевики начала 80-х, на которых он вырос. Кажется, между поколениями пропасть, сыну отец кажется странным, он готов сбежать, но бежать некуда – вокруг горы, туман и никого, кто мог бы тебя найти, если сядет батарея на телефоне. Обратная сторона надежды / Toivon tuolla puolen (Конкурс), реж. Аки Каурисмяки, Финляндия-Германия Набор анекдотических ситуаций под легкую музыку – Каурисмяки сделал то кино, которое от него ждали и режиссер не разочаровал. Это хорошее инди про двух беженцев – один прибывает в Финляндию на барде с углем, сбежав из страны, где идет война. Другой бежит от быта – уходит от жены, с которой прожил много лет и решает поменять род своей деятельности – открыть ресторан на месте бара, в котором было три сотрудника, месяцами не получавших зарплату, а потому работавших спустя рукава. В «Обратной стороне» есть все, за что любят работы режиссера. Это череда анекдотов, рассказанных под хорошую музыку с узнаваемыми характерами. Любые потери и лишения оставляют надежду на будущее. Главное при этом помнить, что правильная порция вассаби отбивает вкус соли даже у селедки. Хотя, японцы могут с этим утверждением и не согласиться. Круг / Colo (Конкурс), режиссер Тереза Виллаверде, Португалия Пока все предрекали победу Аки Куарисмяки, отборщики программы Берлинале подготовили сюрприз в виде тягучего, невыносимо депрессивного португальского «Круга», у которого есть все шансы на Золотого медведя. Откуда такая уверенность? Это история семьи, которая живет в состоянии перманентного кризиса. Отец семейства выколачивает гроши из знакомых, кому когда-либо давал в долг, мать теряет работу, дочь-школьница пока не может самостоятельно зарабатывать – она еще пытается вести образ жизни, обычный для подростка, но в очень экономном режиме, и заботится о единственном существе, которое способна содержать – щегле, который живет в клетке в ее комнате. За неуплату в квартире отключили электричество – телефоны приходится заряжать у соседей и жить при свете керосиновой лампы. Но никто ничего не предпринимает, чтобы исправить ситуацию! Вместо того, чтобы решать проблему, отец семейства уходит в себя, начинает бродяжничать и пропадает несколько дней из дома. Чтобы сэкономить, вещи решают сдать на хранение – это дешевле, чем продать и потом купить новые, а дочь решают отправить в пригород к бабушке, которая внучку не видела с младых ногтей. И в этот прекрасный момент в семье поселяется подруга дочери с суицидальными наклонностями и вместо того, чтобы решать проблемы семьи, отец семейства решает помочь ей – уговаривает не бросаться с крыши и отправляет вместо дочери в деревню к теще. Тем временем, несмотря на всю заботу, щегол умирает. Чем не сегодняшняя Европа, у которой так много своих проблем, но чем решать их, большая европейская семья бросается принимать беженцев из Сирии, в то время, как новое поколение, оставленное без внимания, готовится заживо себя похоронить, не видя перспектив? Похоже, что этот политический подтекст, который всплывает в картине во время одной из немногих эмоциональных сцен, и будет считан жюри. К тому же, птичку жалко. Хотя, говорят, что Поль Верховен закемарил на этой картине, может что-то важное и проглядел. Бойс / Beuys (Конкурс), реж. Андрес Виель, Германия Биография одного из главных теоретиков постмодернизма, несомненно, заслуживает изучения – тяжелое ранение, спасение от смерти турками в Крыму, скандальные инсталляции и хеппенинги, которые породили то, что называется «современным искусством», когда непонятно, что перед тобой – грязный унитаз или произведение искусство, в который художник вложил много скрытых смыслов, но не смыл. Создатели документального фильма о художнике попытались разобраться в том, что побуждает художника к творчеству и как случилось, что Вторая мировая война спровоцировала появление Пикассо, Уорхола и Бойса. Но стоило ли это исследование внимания публики Берлинале – большой вопрос. Феличите / Félicité, (конкурс), Алаин Гомис, Франция-Синегал-Бельгия-Германия-Ливан Сильная и независимая Феличите поет в баре и неплохо зарабатывает, по крайней мере, хватает и на жизнь, и на холодильник, и чтобы давать в долг соседям. Но когда ее сын попадает в автомобильную аварию, оказывается, что на его лечение денег недостаточно, и Феличите приходится обойти и всех, кто у нее когда-либо просил денег, и даже ломиться в дома зажиточных горожан с настойчивой просьбой дать ей денег на лечение единственного сына, которому должны отнять поврежденную ногу. Но счастье, как известно, это когда у тебя все дома и есть мужчина, который способен починить холодильник. Остальное можно пережить. Полевая мышь / Wilde Maus (Конкурс), реж. Йозеф Хадер, Австрия-Германия Музыкального критика Георга, проработавшего четверть века в газете, увольняют. По мнению главного редактора, его читатели все давно уже слегли в могилу и никто не читает его квалифицированных обзоров, а сокращение бюджетов на издание требует жертв. В то же время его жена Джоанна, которая сильно моложе Георга, но уже не так молода, мечтает завести детей. Георг встречает старого школьного знакомого, с которым решает восстановить парковый аттракцион типа «американские горки» (в оригинале он называется «Wild mouse», что и дало название картине), но не бросает попыток отомстить тому, кто оставил его без работы. Режиссерский дебют актера музыкального театра Йозефа Хайдера, который не только написал и поставил, но и сыграл главную роль в этой комедии – острое злободневное высказывание о кризисе среднего возраста. Когда жизнь доводит до того, что хочется напиться и замерзнуть в снегу, но обязательно найдутся люди, которые вынудят тебя встать с колен и бежать дальше. «Ip Man 3» (реж. Уилсон Ип, 2015 г.) [BD, USA, Zone Free, 2016 г.] 2017-02-18 22:21 Автор: акробат После выхода первых двух фильмов это было не так заметно, но с релизом третьей части «Ип Мана» очевидно, что на уровне принятия решений создатели серии собаку съели. Оригинал хорош куда ни посмотри. Сиквел хоть и вошел в ту же реку, но с другого берега. Следующую же часть особенной сделали именно решения, осмысленные и просчитанные одновременно с уверенностью в том, что зритель имеет дело с новоиспеченным культурным и культовым явлением. Фактор популярности давал съемочной группе определенный карт-бланш на смелые новшества, благодаря чему «богатеет» не столько конкретная картина, сколько весь сериал в целом. Итог – своеобразный уникум, который силен именно своей дозированной эклектикой, к финалу развернувшей на сто восемьдесят градусов сущность трилогии как летописи вин-чун, персонифицировав боевое искусство, нисколько не приуменьшив его место в сердце нации. ![]() Пришедший на смену эксцентричному и самодовольному привету из славных семидесятых, антагонист Майка Тайсона – это один из тех креативных апострофов, мудро расставленных играющими со зрителем авторами, проверяя его на готовность смотреть кино с закрытыми глазами, фигурально, конечно же. Искомое нео, возвышающее и выделяющее произведение среди остальных, превращает его, в каком-то смысле, в самую натуральную боевую фантазию похлеще, чем «Крадущийся тигр…» или «Герой». В условиях тяги ко всему необычному, тотальной потребности стирать границы, такой кастинговый шаг выглядит на сто процентов выигрышным с позиции вау-эффекта и внимания к детищу Уилсона Ипа (не путать с киноакадемиками!). Фактор маркетинга со счетов сбрасывать не стоит, ибо предвкушение того, что силу вин-чун из спортивного интереса, отбросив все личное, испытывает живая легенда бокса, уже мотивирует на просмотр – постер к «Ип Ману 3» превращается в полноценную афишу. В своих завершающих аккордах этот подход достигает апогея, с блеском обыгрывая связь бойцовских амбиций с соревновательным азартом. Где-то между строк этих рукопашных перипетий затаился и посыл, оправдывающий существование ленты для тех, кто не приемлет описанное выше. С того момента «Ип Ман 3» становится трогательной кунг-фу-мелодрамой, озвучившей, пожалуй, самое главное из того, что оставалось за кадром оба предыдущих раза - собственное счастье истинно только тогда, когда ты видишь его в глазах любимых тобою людей, позволив им быть теми, кто они есть. В этом состоит главная жертва, на которую способен человек, во всем ее положительном пафосе, и источник спокойствия даже в той ситуации, когда поправить, кажется, ничего нельзя. ![]() Не смотря на витающие слухи о четвертой главе, ваш покорный слуга впервые с трудом находит силы для веры в дальнейшую жизнь проекта, впитавшего в себя многое из того, что восхищало в жанре долгие годы с тех пор, как на глаза попались его первые представители. Приятное ощущение от законченности «Ип Мана» в целом вполне компенсирует легкое разочарование от упущенного триквелом потенциала – дуэльные файты великолепны, а вот драки с «ботами» фееричностью не отличаются. Впрочем, на это акцент не делался изначально. Большое кино со свойственной мастерам восточных единоборств простой без видимых усилий заполучило место среди любимых образчиков. Не хочется быть в этом одиноким. ![]() Изображение. Не смотря на очень редкие, но заметные цифровые артефакты, картинку не грех назвать идеальной. Определенно, у этого фильма самый приятный трансфер, по сравнению с собратьями. По резкости издание второй части от Cine-Asia превосходит третью, но в наследство тому достались и едва заметные жучки. Релиз от Well Go USA – золотая середина в этом плане – обрабатывает детали с предельной аккуратностью и точностью. В сцене финального поединка Ип Мана глаза то и дело отвлекаются на интерьер, особенно на старательно выложенную мелкую мозаику на полу – блестящее чудо какое-то. Любой другой эпизод смотрится не менее аналогово. Цветовое решение сохранилось от первого сиквела, но оно менее «кричащее», что придает не только лоск, но и чувство внутреннего спокойствия. «Раскрас» более мягкий, но столь же контрастный, рискну предположить, что и более натуральный. Исключение - снова бой в конце – желтый там предельно сочный и пережатый, что никак не отражается на остальных цветах и говорит о прекрасном балансе. Отличительная черта колористики и глубокий черный, не скупящийся на оттенки. Ночные сцены выглядят здорово и дают рассмотреть все вокруг. Огрехи в переносе фильма на носитель так же в наличии, но их кот наплакал. Там, где камера статична, фон монохромный и присутствует полумрак или большая площадь тени, я минимум в двух моментах заметил грубые переходы градаций, словно полоски, но никак не плавное перетекание одной в другую. Это должно свидетельствовать о недостаточном битрейте, но по факту он более чем солиден для современного топ-видео. Подобная странность оказалась единственной несуразицей для такой красоты с ее безукоризненной передачей движения и очаровательной палитрой, чего не сказать об издании «Ип Мана 2» от той же конторки, которое, судя, по ревью из-за границы, вышло хуже английского собрата. Что ж, учиться на ошибках никогда не поздно. ![]() Звук. Предпочел я «американца» британскому аналогу только по одной причине - до той поры для меня загадочный логотип DTS:X. Не смотря на неплохой интернациональный набор аудиотреков, нет смысла пренебрегать звуком на кантонском диалекте, только если вы не любите упрощенные субтитры на английском (отключаемые). Звук местами просто фантастический и показывает все, на что способна сегодняшняя звукорежиссура на ниве формирования объема. Снова обращаемся к финальной разборке: сначала с шестами, которые «вжухают» прямо над макушкой, потом ножи с их высокочастотным скрежетанием, потом рукопашка, и все это под драйвовые музыкальные мотивы. Несколько эффектов особенно хороши, как один из замахов с последующим ударом ножом и блоком оного оппонентом. Четко прослеживается траектория из левого фронта прямо вглубь сцены в центр зоны прослушивания. Английский дубляж (более информативный, чем сабики), хоть и мощнее, но такой изысканностью не похвастается. К тому ж, в той же сцене он редко, но теряет эффекты, либо разносит их немного не туда – само собой, берем китайский звук за исходник. В более спокойных эпизодах разгуляться акустике тоже не проблема и там свое берет музыка, как и в предыдущих фильмах, динамичная и объемная, и уличные шумы – обе озвучки великолепны. Есть еще момент, когда после одной из драк Донни запускает бамбуковой палкой в противника, вдогоночку, так та пролетает прямо слева от зрителя прямо за спину. Круто! Английский трек, как я говорил, громче и фрагментами проще, но тоже положителен в эмоциях, хотя голосам не хватает фактуры – они плосковаты, в отличие от оригинальных. Помимо него есть аудиогурманства на французском и испанском (все, кроме китайского, в DTS HD-MA 5.1). Как показало дальнейшее мое знакомство с форматом DTS:X, ему не хватает агрессии, присущей Atmos’у, тогда как с позиционированием у него тоже полный порядок. Тем не менее, резона не слушать третьего «Ип Мана» в таком виде нет никакого – это блестящая работа, сильно усиливающая ощущения от картины, что верно для любой дорожки. ![]() Дополнения. По большому счету, все, что нужно знать про «Ип Мана», мы уже узнали при помощи изданий двух предыдущих фильмов. Поэтому сожалеть о небольшом объеме бонусов к триквелу сильно не приходится. Подход не претерпел изменений и у нас практически идентичный по структуре раздел. Приятно, что даже при отсутствии кнопки «play all», воспроизведение следующего ролика идет автоматически, с какого бы вы ни начали. Крайне полезно, учитывая, что хронометраж мизерный, а самих «видяшек» с десяток. Мы же пойдем по порядку. «Making of» разделен на две фичуретки по три минуты каждая – это промо в духе обозреваемых мною ранее, под музыку и бодренький монтаж. «The story» - это компиляция из интервью актеров и режиссера в сопровождения кадров с площадки. Обычное допремьерное превью для развлекательных передач о кино. «Action» - аналогично, только о принципах постановки боевых сцен и претерпевшей изменения хореографии. Тоже общие фразы, немного Юэнь Ву-пина в деле (сменил на этом поприще толстяка Саммо), и несколько приятных моментов: оператор, подвешенный на тросе с камерой на съемках поединков, пара дублей, где «прилетело» актерам и так далее. ![]() Плашка с интервью содержит короткие ответы на вопросы за кадром, по традиции озвученых в текстовом виде, от Йена, Тайсона и Уилсона Ипа соло и первых двух в паре (пресс-джанкет). Вопросы на этот раз более интересные и неформальные. Донни, не перестаю удивляться его английскому, за 6 минут рассказал достаточно. Он сам уже понимает, что его роль это массовая культура, это популярность и его титульная экранная персоналия. Принятие такого статуса было делом времени, ведь он (персонаж Ип Мана), даже по словам самого Йена, многое изменил в жанре кунг-фу боевика. На хороший вопрос про менторство он ответил без конкретики (вспомнил только родителей), указав, что каждый, у кого он хоть чему-то научился, может считать себя его наставником. Так же уклончиво и скромно ответил и на вопрос о любимом/лучшем фильме с боевыми искусствами и о том, кто бы мог сыграть самого Йена, сними кто-то про него. Подпортил все это ветер в микрофон, забивавший речь интервьюируемого – речь всегда понятна, но раздражает все равно. Хорошо, что Железный Майк был в помещении, иначе его шепелявость было бы не разобрать тех условиях. Ему дали семь с половиной минут, но оно того стоило. Человек прямой и не стесняется что-то выделять. После банальщины в роде представления своего персонажа, он рассказал, как впервые ознакомился с «Ип Маном»: близкий друг порекомендовал посмотреть картину, так как сам тренировался в монастыре Шаолинь и с матерью Донни Йена. О своем «Ип Мане» он рассказал очень охотно – Кас Д’амато, который «украл» Тайсона у улицы, дал ему веру в себя, в успех. Любимое кунг-фу-представление «Triple avenger» (насколько я смог расслышать). Там такие страсти, но концепция офигенна. Три бойца, слепой, безногий и еще кто-то, втроем победили одного злодея в конце. Бегло пытался найти на imdb и в гугле, но безуспешно. Впечатления о пребывании в Китае на фоне этого звучат из его уст не так увлекательно. Совместные ответы на вопросы от двух легенд на пять минут нового привнесут мало: пара слов о татуировке с Мао, пара слов об ожиданиях (Майк сразу ответил, что это развлечение, а Донни изрек пассаж чуть более глубокий) и несколько комплиментов в адрес друг друга. Из предыдущих интервью мне было понятно, что Ип снимает лучше, чем говорит. Ничего удивительно, просто таков творец. Девять минут и словно под копирку, даже когда он говорит о различиях между Донни Йеном и персоной Ип Мана. ![]() «Behind the scenes» - двухминутный клип о съемках боевой сцены между Тайсоном и Йеном – и три ролика к самому фильму довершат секцию дополнительных материалов. Первый тизер очень крут, благодаря своей структуре а-ля мэшап, он пуще иных подогревает интерес . Четыре трейлера к грядущим релизам WGUSA в расчет не берем. Обидно, что для столь интересного проекта, как самостоятельного, так и в контексте трилогии, не смогли состряпать полноценного мувика о съемках, пусть даже это просто взгляд на площадку посредством видеокамеры. Не прочь я послушать и Жанг Жина c Ву-пином, но чем богаты... Гонконгское комбо имеет двухдисковый комплект «Ип Мана 3», второй – бонусный – содержит в аннотации «трейлер», «промо», «интервью», о содержании которых я адекватной информации не нашел. О переводе – неотключаемые субтитры на английском есть там, где говорят на китайском, но к Тайсону я б добавил их тоже. Резюме. Классика жанра в наилучшем виде. Все три картины и их выпуски мною любимы не смотря на то, что промах с изданием первой вполне очевиден – проще не значит лучше, надо было заказывать гонконгское, может даже БУ-шное. Третья часть звучит лучше остальных, а допов для ней очень мало везде (даже Cine-Asia сплоховала и никаких эксклюзивов лишних плюшек не добавила к своему релизу), зато диск мультизонный вопреки обложке. С этой записью в блоге для меня заканчивается маленькая эпопея имени «Ип Мана», не смотря прочие киноинкарнации мастера, включая весьма невзрачное «Рождение легенды» с Саммо Хунгом и Юэнем Бяо, в котором нет ни капли новаторства фильмов с Донни Йеном. Выкладывать их один за другим было бы не так интересно, как и знакомиться с ними в один присест, но ждать по полгода тоже тяжко. Вместе же, это пример великолепного подхода к построению сериала и преломления отдельных обывательских стереотипов о боевиках с кунг-фу. |
В избранное | ||