Пару лет назад я рассказывал про ранние сценарии грядущей киноадаптации романа Стивена Кинга «Оно». Те скрипты были написаны Дэйвом Кайганичем где-то ориентировочно в 2010 году. Они мне не особо понравились. Тому имелось несколько причин. Наиболее очевидная из них заключась в том, что на тот момент студия планировала выпустить один фильм, и Кайганич соответственно попытался уложить весьма увесистый роман в стандартный двухчасовой хронометраж.
Получилось не особо: ради этого пришлось выкинуть массу материала и некоторых важных персонажей, в результате чего сюжет стал напоминать какое-то ассорти из кучи абы как склеенных в единое целое книжных обрезков. Плюс, мне не особо понравились некоторые изменения, которым подверглись герои.
В 2012 на борт экранизации взошел Кэри Фукунага. На тот момент его имя мало что говорило большинству киноманов. Все изменилось в 2014 году, когда на экраны вышел первый сезон «Настоящего детектива», все эпизоды которого снял Фукунага. Казалось бы, это должно было поспособствовать проекту, но в итоге вышло все ровно наоборот. Уже через год Фукунага оставил «Оно». Режиссер объяснил это тем, что студия хотела получить обычный ужастик, в котором не должно было быть никакого действительно чувствительного материала, способного вызвать беспокойство у зрителей. Он же хотел снять нечто большее: нетипичный хоррор с настоящими живыми героями, а не персонажами-клише и стандартным набором БУ-моментов.
После ухода Фукунаги его место занял некий Андрес Мускетти. Когда я писал предыдущий обзор, судьба проекта была весьма туманна. Но с тех пор все сильно изменилось. Фильм уже отсняли, и в сети даже появилось несколько фотографий новой версии Пеннивайза. Так что самое время сказать про сценарий « Оно» времен Фукунаги, написанный им в соавторстве с Чейзом Палмером.
Та версия, что я прочитал, датирована 18 марта 2014 года. Как известно из ряда интервью, Фукунага планировал уйти от книжкой структуры и разбить все действие на два фильма. События первого разворачивалась во времена, когда герои были детьми. Второго — спустя 30 лет, когда постаревшие персонажи возвращались в Дерри. И, собственно говоря, сценарий подтверждает это. Его действие практически целиком разворачивалось в 1988 году, что позволило бы перенести вторую часть в наши дни.
Честно говоря, я не был уверен в том, что подобная разбивка на две части сможет сработать. Но почитав сценарий должен сказать, что такой подход пожалуй имеет право на жизнь. Уйдя от структуры с длинными флэшбеками в пользу линейного повествования (оно прерывается лишь двумя небольшими воспоминаниями о пожаре в ночном клубе и бойне в баре для лесорубов), Фукунага сумел скомпоновать материал в традиционный киноформат. В таком подходе, кстати, имелся и элемент перестраховки: если бы первая часть провалилась, и сиквела не последовало, она могла бы рассматриваться как более-менее самодостаточная история.
Пересказывать сценарий Фукунаги я не вижу смысла. Сюжетная основа соответствует первоисточнику — Дерри, клуб неудачников, древнее зло принявшее облик клоуна... Думаю, что большинство так или иначе в курсе всего этого. Конечно же, по многим сценам имеются заметные отличия, но ничего такого, что заметно резало глаз, я не заметил.
А вот заглавному персонажу стоит уделить пару строк. У Фукунаги Пеннивайз описывается следующим образом:
«Не Бозо, не Рональд МакДональд, а нечто из старого мира, причудливое, напоминающее акробата 19 века. Лысый, гибкий, напоминающий ребенка». Плюс, у него очень длинные руки, что добавляет ему визуального сходства с пауком, а руки напоминают клешни.
К этому нужно добавить, что в скрипте Пеннивайз подается достаточно дозировано. В большей части хоррор-моментов Пеннивайз подобно кукловоду пребывает где-то на заднем плане, на краю кадра. Размытая фигура за спиной, секундное видение в стробоскопической вспышке, пассажир на сиденье машины, проезжающей рядом с героями… На мой взгляд, это лучше, чем прямая подача в лоб. В плане построения и подготовки сцен работа Фукунаги конечно заметно выигрывает у предыдущих версий.
Но у медали, как известно, две стороны. Разбив «Оно» на две части, Фукунага решил ряд проблем, но в то же время добавил минимум одну новую. И детская и взрослая части заканчиваются битвой героев с Оно. А это значит, что он не мог выкладывать все карты на стол — ведь если дать в первой части слишком много Пеннивайза, какие козыри у него бы остались для сиквела? Так что несмотря на все рассказы в интервью о том, что в его работе Оно нечто большее, чем просто злой клоун, не могу сказать чтобы он как-то сильно раскрывался или представал с невиданной ранее стороны. Надо полагать, на этом бы сконцентрировалось продолжение.
Ну а если говорить в целом, то я бы оценил его сценарий как достаточно добротную адаптацию. Но если вспомнить слова Фукунаги про его стремление сделать нетипичный хоррор, то откровенно говоря, ничего экстраординарного в его работе я не заметил. Как и самых провокационных моментов книги, вроде группового секса после первой битвы. А что касается всего остального: выстраивания атмосферы, знакомства с персонажами, попытками оживить их, как следует представить Оно и т.д. — все это вообще-то должно быть стандартом для жанра, а не нетипичностью. Хотя если рассматривать все с точки зрения современного студийного конвейера то да, похоже что мы имеем ситуацию, когда соблюдение нормы стала чем-то исключительным, о чем можно с гордостью рассказывать в интервью. Но это уже не вина Фукунаги.
Пока что рано говорить о том, что из наработок Фукунаги попадет в фильм. По крайней мере, он пока что числится в сценаристах проекта, и судя по новостям, студия оставила в силе его план разбить экранизацию на детскую и взрослую часть. Что в итоге выйдет из всей этой эпопеи мы должны узнать где-то в сентябре этого года.
Комикс официально признан самым популярным киножанром 2016-го года. На волне всевозрастающего увлечения графическими романами увеличится и число графических рассказов.
Синглы – обычная практика в странах, где комиксы давно уже признаны как нечто само собой разумеющееся. По сути, это то, с чего всё когда-то и начиналось – отдельные короткие истории про того или иного героя, одна серия, «вырванная» из бесконечного сериала.
В России, где рынок комиксов всё ещё можно считать развивающимся, а споры о признании жанра даже и не думают утихать, выпуск тонких брошюр до сих пор кажется рискованным делом. Во всяком случае, если говорить о работах не молодых авторов (для которых сингл – как короткометражка в кино), а о неких признанных брендах уровня, например, Бэтмена. Ведь «толстые» издания с объёмными примечаниями и дополнительными материалами постепенно приучали широкого читателя к тому, что графические романы могут быть интересны и взрослому человеку, тогда как книжка в 24 страницы словно бы отбрасывает эти представления назад, возвращая комикс исключительно в молодёжную, подростковую среду.
Тем не менее, издательство «Азбука-Аттикус», несколько лет назад принявшееся переводить на русский язык лучшие сочинения «DC Comics», в 2017-м году готово выпустить на книжный рынок дюжину синглов из классической серии «Бэтмен. Detective Comics». Правда, это будут не текущие истории, а маленькие шедевры разных лет, которые позволят фанатам получше узнать мир одного из самых популярных героев нашего времени. Выходить подобные жемчужины будут раз в месяц, своим объёмом они не превысят шестидесяти страниц. Начало циклу уже положено «Убойной прогулкой» Пола Дини.
Понятно, почему выбор пал именно на неё: это рождественская история. Только вот Рождество в Готэме – не самый весёлый праздник, так что учтите: Санта-Клаус здесь появится только в качестве очередной потенциальной жертвы в который раз развеселившегося Джокера. Безжалостному злодею удалось подсадить к себе в машину пусть не самого Бэтмена, но его помощника Робина – и пусть Джокер поначалу говорит о перемирии и обещает пленника отпустить, понятно ведь, что ничем хорошим эта встреча не кончится.
«Здесь какой-то подвох. Иначе быть не может», - прекрасно осознаёт Робин, помня, что «главное – оставаться в сознании» и мысленно обещая заклятому врагу, беспечно сбивающему зазевавшихся пешеходов: «Я тебе все кости переломаю. Все до одной».
Чтения – минут на десять, но тут многого никто и не обещал. Картинки и «монтаж» вполне традиционные, но сама история банальной не кажется – не всякий ведь раз победу над соперником можно одержать при помощи цитаты из братьев Маркс и нарочно развязанного спора относительно их творчества: «Просто великолепно! Я впечатлён. Прям бальзам на душу. Оказывается, нынешняя молодёжь, какой бы тупой ни была, знает классику».
О творчестве ветерана Иствуда сейчас как-то не с руки говорить что-то дурное. Он живее всех живых и талантливей большинства тех, кто в полтора-два-три раза моложе, чем он. В столь же почтенном возрасте снимать даже просто хорошо, без чувства пресыщения, вряд ли кто-то сможет. И ничуть не удивительным будет факт того, что сам процесс создания продлевает жизнь этому заслуженному мастеру, которому на девятом десятке ничего не стоит выпустить кассового чемпиона или разродиться очередным режиссерским просветлением. С последним проблем нет начиная с конца восьмидесятых – с той поры каждую декаду, а то и не единожды, от него обязательно откалывается очередной кристаллик гениальности, в знак благодарности зрителю за любовь и внимание к его картинам. А уж извлекать из напраслины и обыкновенности самый настоящий нерв он способен и на голом профессионализме, тяге к созиданию или присутствии в кадре выдающегося актера.
Сказать, что от Тома Хэнкса зависело все в «Чуде на Гудзоне», значит не сказать ничего. Случай, о котором стоило бы снять кино, продолжившийся невероятно заурядным бюрократическим экзерсисом, остро нуждался в такой личности, как Иствуд, за кадром и Хэнкс – в объективе камеры. По счастью, нас избавили от пустой траты времени и сил, и у штурвала оказались именно те люди, на которых мы могли бы положиться. Параллелей с реально приключившейся историей тут никак не избежать, пусть мы рискуем лишь сотней минут нашего досуга, а не жизнями в принципе, но горечь разочарования от работы маститого тандема имела бы место быть и от малейшего подозрения на фальшь. В разыгранном как по нотам измождении во взгляде главного персонажа угадывается подлинное переживание за собственное будущее и тоскливая неопределенность в каждом из уже прожитых дней. У тебя нет ни того, ни другого, а есть только «сейчас» и чуть больше, чем двести восемь секунд, что бы вспомнить что-то хорошее о ком-то, кто дорог. После таких испытаний ощущение выдоха накрывает волной головокружительного прихода – чистый наркотик искусства от живых классиков, в полной мере познавших, что есть ответственность за результат. Показывая на экране то самое «без права на ошибку», они влились в своих героев, явив удивительное в тот момент, когда все представлялось сущей рутиной. Без таких людей это, да и любое другое, кино казалось бы нам унылым декларированием заученной на зубок прозы. Не это ли зовется преданностью труду и делу? Когда как не в данный момент доказывать, что ты прав в каждом своем движении? И кому как не им знать, где холодный математический расчет вливается в поток вдохновения и природной одаренности? Искусная, словно под метроном разыгранная повесть о человеческом факторе, берет за душу всякий раз, как создатели прибегают к демонстрации оного, выдавливая из суждения о фильме назойливую сюжетную предсказуемость – держать кулаки за справедливость явно интересней банального деланья кислой мины при выуживании огрехов. Схематизм постановки запросто сминается под давлением умения титульных персоналий уделять внимание зрителю – это, пожалуй, лучшее на сей момент проявление скромности, которой так не достает нынешним эгоцентричным киноделам.
Изображение. От такой резкости могут устать глаза – картинка (размерность 2.35:1 и битрейт в районе 30 мб/с) трехмерна в каждой из сцен и демонстрирует предельно качественную передачу деталей. Ни одна мелочь не проскочит мимо вашего взора, а уж стоит на экране показать моменты непосредственного инцидента с приводнением, то дыхание перехватывает от морозной свежести и чистоты воздуха в небе над мегаполисом. Общие планы Нью-Йорка просто на загляденье и те небольшие «лесенки» на зданиях, кажутся не свидетельством неумелой работы ответственных за выпуск, а прямым намеком на необходимость апгрейда техники. Самолет же действительно парит в пространстве над рекой Гудзон, а реактивные струи двигателей вот-вот «выскочат» из телевизора. Цвета под стать – гамма в тон самому фильму и не претендует на что-то большее, чем достоверность авторского замысла, и в рамках этих задумок выглядит на пять с плюсом. Точность повествования местами почти документальная, такая же и палитра, сдержанная и не отвлекающая, зато всегда радующая полутонами. Вторит ей и идеально выставленный уровень контраста, который лишь местами скрывает что-то лишнее (сцена поездки в ночном такси все-таки темновата). Как ни пытайся ты искать изъянов, их тут нет. Любые «но» слишком незначительны, что бы принимать их во внимание – цифра великолепна, никаких аппаратных артефактов, все каменно стабильно и монолитно.
Звук. Уже вступительные титры начинают шатать акустику во все стороны – Atmos не прощает! Фильм открывается сном главного героя, где его борт терпит крушение прямо в деловом центре города. Все то, чего ждешь от подобных сцен, обязательно сбудется. Гибкий и быстрый саунд несколько уступает в напоре передовым экшенам, но, как и в случае с изображением, представляет события в максимально комфортном, точном и объемном варианте. Эпизодов с самолетом в картине несколько и озвучка ни разу не подводит, местами просто завораживая. Когда стая птиц «атакует» авиалайнер, будь аудиотракт классом повыше, уверен, создалась бы полная иллюзия, что она врезается в твое окно. Это тестовый материал за исключением маленькой мелочи в виде грубоватости некоторых эффектов (и это при битрейте достигающем 8 мб/с в TrueHD варианте!), что касается, в основном, двух моментов со взрывом самолета (начальная сцена и где-то 15-20 минута, где Салли снова окунается в этот возможный кошмар, глядя на город из окна отеля). Стоит упомянуть и про бас – во многих фильмах сабвуфер красного словца ради выдает больше чем необходимо. «Чудо на Гудзоне» хоть и дает ему карт-бланш, но тот не спешит «отгружать», предпочитая вторить остальным колонкам. Даже когда взлетает самолет и двигатели чуть ли не «дышат» в зрителя, он работает ровно и сбалансированно, без лишней экспрессии, в унисон идеальным средним и верхам. Работа с пространством без нареканий не только в «громких» моментах, но и в простой обстановке. Взять шум ночного города – сказка какая-то! Окружение бесподобное: люди и автотранспорт дискретны и великолепно эшелонированы и смешаны с музыкой, которая словно сама по себе и ничего не забивает. Кабинетная обстановка проработана не хуже - ощущается именно то помещение, в котором находятся действующие лица. К обработке речи не придраться. Это все про оригинальный трек (сабики на русском прикрепили). Что же может предложить наша озвучка в DD 5.1? Многое. Все та же открывающая катастрофа во многом дублирует «старшего» с поправкой на формат. Менее раскованно, часть эффектов локализуется не на том месте (например, звук летящего самолета под потолком смещен к фронту), слегка прибитый дубляж. Ничего фатального – слушать одно удовольствие.
Дополнения. Раздел точно копирует американский исходник, за исключением трейлеров от WB, которые запускаются перед загрузкой меню на заокеанском диске – у нас такого нет – которое статично, в духе тех же WB. В бонусах три ролика. Первый, «Moment by moment »(«Шаг за шагом»), за 16 минут проведет нас через те самые три с половиной минуты. Это рассказ от первого лица трех участников тех событий спустя несколько лет, записанный специально для кинокартины: оба пилота и авиадиспетчер, которые максимально детально проговорят и прокомментируют для нас интересующихся каждое свое действие в этой ситуации. Не только факты, но и эмоциональная подноготная, не останется без внимания. Получилось весьма драматично, под музыку и вперемешку с кадрами из фильма, но без попадания лиц актеров, что положительно сказалось на атмосфере действия. Вторая фичуретка – это 20 минут о самом Салли, включая интервью его самого, жены, Джеффа (его друга и второго пилота того рейса, которого играл Экхарт), одной из дочерей. Немного воспоминаний о своей летной карьере, ее вдохновляющем начале, первом самолете, службе в ВВС. За это время (4 года) в авиакатастрофах погибло около дюжины его коллег и друзей, как он сам сказал. Статистика ужасающая. Мотивировал он и свое желание уйти из армейской авиации в гражданскую (ему не интересно натирать до блеска туфли и шлем, ему хотелось неба). С будущей женой он познакомился на работе, а их первое свидание она отменила из-за завала на ней, впоследствии они удочерили двух девочек. Без внимания не осталось и то, чем обернулась его жизнь после случая с приводнением – всеобщее внимание, письма со всего мира. Сейчас он воспринимает это как данность, а в первые два дня потерял 6 килограмм веса и был сильно изможден такой нервотрепкой. Рассказ, на это раз, вышел больше мелодраматичный, в отличие от предыдущего. Очень нравится то, как он говорит о себе сам. Что-то иное и не услышишь на камеру, но к этому дядьке сразу располагаешься. Пафос тут идет от диктора, который в духе Дона Лафонтейна или Хэла Дугласа вставляет свои эпичные интермедии под музыку.
На закуску двадцать минут съемочного процесса и интервью с его участниками. Продюсеры откроют секрет того, кому принадлежала идея, что нужно об этом снять кино – это Харрисон Форд, тоже пилот и не только «Сокола Тысячелетия», который лично встречался с Салленбергером. Иствуд тоже отличился, заявив, что он идеальный кандидат в режиссеры, ибо сам был участником подобного случая (в качестве пассажира), когда служил в армии. Большую часть хронометража отвели под создателей: Хэнкс, Иствуд, Экхарт, Анна Ганн, Тодд Комарники (сценарист), Фрэнк Маршалл (продюсер). Говорят по делу и интересно – лучше поведать о персонаже, чем хвалить друг друга, хотя куда без этого, и о каких-нибудь забавных случаях на площадке и деталях процесса. Оттуда же кадров хватает, но то съемки непосредственно в студии на натуре и с моделью самолета. Грязного Гарри в работе много, он аскетичен и строг, ценит свое время и коллег, всегда знает, что ему нужно (с его-то опытом) от актеров. Хэнкс, любитель пошутить, Экхарт любитель посмеяться над этим. Не утверждаю, что данный ролик исчерпывающий, но, как и предыдущие два, его интересно смотреть. В принципе, бонусный раздел очень живой и подвижный, настоящие люди в кадре и за кадром говорят от души и без фанатизма. Все для людей, включая русские субтитры.
Резюме. Я не большой фанат Иствуда и не падаю ниц, едва заслышав его фамилию, но объективность должна брать свое – это настоящая легенда воплоти, сила и величие Голливуда. Свой последний великий фильм он снял больше двадцати лет назад, и в тот раз было соло за центральной актрисой. Дважды в одну реку не удалось войти, но «Sully» совсем не плох и даже очень хорош при всей своей простоте и правильности, поскольку есть Хэнкс, с героем которого по-человечески солидарен, и которому сочувствуешь. Диск идеален. Бонусы хороши. Чего еще желать?
Группа исследователей с международного космического корабля обнаруживает жизнь на Марсе. Они еще не подозревают, какие события повлечет за собой их открытие.
Глория теряет работу в Нью-Йорке, расстается с бойфрендом и в расстроенных чувствах возвращается в родной город. Там она обнаруживает, что каким-то непостижимым образом связана с гигантским чудовищем, всплывшим неподалеку от Сеула и уверенно превращающим корейскую столицу в руины.