После обзора очередного сценария новой экранизации «Оно», я вдруг осознал, что в последнее время мне действительно как-то не хватало Стивена Кинга, и решил ознакомиться еще с чем-нибудь, что с ним связано. К счастью, на выручку пришел Черный список 2016 года, в котором отыскалось целых две работы про Короля ужасов. Но если логлайн первой свидетельствует о том, что это скорее всего что-то близкое к классической истории «из грязи в князи», то вот вторая под названием Maximum King меня заинтересовала куда больше. Она повествует о единственном на текущий момент режиссерском опыте Кинга — эпопее со съемками фильма «Максимальное ускорение».
Кино это вышло на экраны в 1986 году и не снискало особого успеха. Позже Кинг кратко описал происходившее на съемочной площадке следующими словами: «Проблема этого фильма в том, что на протяжении всех съемок я постоянно пребывал в кокаиновом угаре и вообще не понимал, что творю».
Написавший Maximum King Шей Хаттен явно не раз видел эту цитату, потому что его работа открывается сценой, где Кинг поглощает лошадиную дозу кокаина, после чего разражается двухстраничным крайне бессвязным монологом о своей новой книге.
И можете не сомневаться, подобных сцен употребления писателем различных веществ в скрипте навалом. Причем, как и положено творческому человеку, Кинг не просто пребывает под кайфом, но еще при этом и видит галлюцинации в виде персонажей своих произведений. Это Джек Торренс, который постоянно предлагает своему создателю выпить и мучает его цитатами из фильма «Сияние» (как известно, Кинг картину Кубрика категорически не переваривает); Энн Уилкс, мотивирующая Кинга на литературные свершения, угрожая в противном случае сделать с его ногами что-то нехорошее; и Человек в черном, который в основном отмалчивается, выражая свое одобрение или неодобрение взглядом. По сценарию вся эта троица имеет внешность соответственно Джека Николсона, Кэти Бейтс и Мэттью Макконахи (ну, или по крайней мере, кого-то внешне на них похожего).
Но все же это сценарий не только о страхе и ненависти в штате Мэн, но еще и о съемках фильма. И эта часть очень напоминает Бертоновского «Эда Вуда». Убежденный, что творит шедевр, Кинг утверждает актеров после прослушивания одной реплики, снимает сцены с первого дубля, и не видит ничего плохого в том, чтобы добавить в кино побольше «настоящего ужаса». Например, приказать каскадеру разогнать грузовик быстрее, чем разрешено, или вставить для реализма в радиоуправляемую газонокосилку настоящие лезвия, что понятное дело не закончится ничем хорошим.
Стоит отметить, что автор сценария как мог пытался передать на бумаге общее ощущение этого угара и сюрреалиазма, когда становится непонятно что реально, а что просто кокаиновая фантазия. Для этого использовались разные способы, например, ломание четвертой стены. В сцене, где закинувшийся кислотой Кинг общается с галлюцинацией Джека Торренса, которая вылазит прямо из телевизора, следует вот такой постмоденистский диалог.
ДЖЕК
Зацени! Я вылажу из твоего телека Стив, прямо как та дохлая девка из «Звонка»!
КИНГ
Во имя Господа, что такое «Звонок»?
ДЖЕК
Понятия не имею, его еще не сняли.
Или же посередине казалось бы совершенно обычной сцены, где Кинг провожает в аэропорту приехавшую навестить его на съемках семью, без какого-либо предупреждения выскакивает вот такой эпизод (да, он отформатирован именно подобным образом), суть которого надеюсь понятна и без перевода.
И это далеко не единственная шутка сценария, которая явно рассчитана скорее на читателя, чем на потенциальных зрителей. Некоторые сцены сопровождены полуиздевательскими комментариями в духе «если вы не поняли этой отсылки, значит вы недостаточно клевый». Так что на мой взгляд, что Maximum King относится к той категории сценариев, которые во многом смешнее на бумаге, чем в формате экранизированного фильма.
Но я должен сказать, что несмотря на весь угар и неадекват, в скрипте все же имеется внутренний стержень, благодаря которому действие держится воедино, а не разваливается на кучу сценок из серии «веселые будни наркомана», которые бы надоели уже к 20-й странице. И этот стержень — страх Кинга, который буквально пожирает его изнутри. Писатель употребляет вещества и категорически не хочет завязать не только потому, что любит кайфовать, а скорее из-за того что панически боится, что без них он никогда больше ничего не сможет придумать ничего нового, все потеряет и вернется к тому, с чего начинал — нищем прозябании в трейлере. И именно этот потаенный страх и служит катализатором всех действий, вытворяемых Кингом, и не дает ему остановиться.
В скрипте кстати есть достаточно забавная боевая сцена, где решающий сказать наркотикам нет Кинг устраивает смертельную битву со всеми своими персонажами, начиная от девочки из «Поджигающей взглядом» и заканчивая автомобилем-убийцей Кристиной.
Как бы там ни было, шансы сценария на экранизацию Maximum King конечно достаточно призрачны. Работы про съемки известных фильмов всплывают в Черном списке практически каждый год, но если я ничего не запамятовал, ни одна из них так и не была экранизирована. Тому есть множество причин: авторские права, проблема показа на экране голливудских знаменитостей (многие из которых еще живы), тот фактор, что в подобных сценариях эти самые знаменитости зачастую выставлены в не самом приглядном свете, что грозит потенциальными исками. В теории, это все может быть решено, но на практике пока еще не нашлось желающих рискнуть.
В случае с Maximum King ситуация несколько проще. Фильм никогда не был шедевром, звезд категории А в нем не снималось, цитаты из него на футболках не печатает. Но мне думается, что в любом случае, потребуется минимум согласие самого Кинга. А как он отнесется к подобной, как заботливо написано в заглавии «типа основанной на реальных событиях истории» я лично не имею ни малейшего понятия. В конце концов, несмотря на весь свой черный юмор и постмодернизм, сценарий посвящен весьма болезненному этапу в жизни Кинга. Сложно предугадать его реакцию (это если допустить, что сценарий вообще когда-нибудь доберется до него).
Но если каким-то чудом фильм действительно вдруг начнут снимать, то при должном старании из этого может получиться что-то в духе смеси «Эда Вуда» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Кино конечно не для массовой аудитории, но что-то запоминающееся может выйти. Хотя как я сказал, намного вероятнее, что этот скрипт пополнит большой список аналогичных неэкранизированных работ в котором уже есть истории про съемки «Звездных войн», «Крестного отца» и «Челюстей». Но при желании и здесь можно найти что-то позитивное. По крайней мере, хоть в этом аспекте фильм Кинга действительно сумел добиться признания, о котором некогда мечтал его режиссер.
В данный список включены наиболее значимые кинематографические премии Кореи, Китая и Японии, исключая премии критиков, журналистов и отдельные кинофестивали городов.
Корея.
Большой колокол / Daejongsang Yeonghwajae / Dae Jong Film Awards
Южнокорейская кинематографическая премия, вручаемая за достижения в кино под эгидой правительства Республики Корея. Одна из двух наиболее давних, престижных ежегодных премий корейского кино, аналогичная «Оскару».
Премия была основана Министерством культуры и информации Кореи. Первое награждение состоялось в 1962 году. В 1992 году ежегодная церемония премии приобрела фестивальный характер.
Лазурный дракон / Cheongryong Yeonghwasang / Blue Dragon Awards
Южнокорейская кинематографическая премия, основанная крупнейшим ежедневным изданием страны «Чосон ильбо» / «Корейский ежедневник». Является престижной ежегодной премией корейского кино. Как и «Большой колокол», аналогична «Оскару».
Премия была впервые основана и выдана в 1963 году.
В качестве кандидатов на премию рассматриваются высокохудожественные кинофильмы, показавшие популярность в прокате за прошедший год. Около 40 картин, прошедших предварительный отбор и составивших суммарный шорт-лист по различным номинациям, удостаиваются бесплатного для зрителей показа, после завершения которого в конце ноября или декабре открывается церемония награждения.
Премия, основанная в 1982 году, является наиболее престижной наградой в Гонконге и одной из наиболее уважаемых в Китае и Тайване. Церемония награждения проходит ежегодно, обычно в апреле. Является гонконгским эквивалентом американской награды «Оскар» и британской BAFTA.
Оргкомитет премии, называемый с декабря 1993 года Hong Kong Film Awards Association Ltd. («Ассоциация Гонконгской кинопремии»), управляется советом директоров, состоящим из представителей от тринадцати профессиональных кинематографических сообществ Гонконга. Обсуждение соответствия фильмов требованиям кинопремии и голосование за них проходит ежегодно в период с января по март и является открытым для всех зарегистрированных участников голосования, которые включают местных кинопроизводителей, критиков и отобранную группу судей.
Кинофестиваль и церемония награждения одноимёнными кинопремиями, ежегодно проводимые в столице Китайской Республики Тайбэе (Тайвань). Премия «Golden Horse» основана в 1962 году Информационным центром правительства Тайваня. Одна из престижнейших ежегодных наград Тайваня и одна из четырёх наиболее престижных кинематографических наград китайского региона, наряду с Гонконгской Кинопремией, премиями «Золотой Петух» и «Сто Цветов». Является тайваньским эквивалентом «Оскара» и стал первым из фестивалей, специализирующихся именно на китайском кино.
К конкурсу допускаются фильмы любой страны производства законченные не ранее 1 августа предыдущего года и ранее не участвовавшие в конкурсе в какой бы то ни было форме, а также удовлетворяющие любому из двух основных критериев:
- Фильм должен быть снят в основном (более чем на 50 %) на любых диалектах китайского языка, либо
- Режиссёр и минимум пятеро членов основной команды создания фильма — по одному из разных категорий, определяемых категориями персональных призов (исполнители главных и второплановых мужских или женских ролей, сценарист, оператор, монтажёр и т. д.) — должны быть китайского происхождения.
Национальная премия Китайской Народной Республики за достижения в кинематографе. Кинопремия учреждена в 1981 году (год Петуха) Всекитайской ассоциацией работников литературы и искусства и Китайской киноассоциацией. В отличие от «братской» премии «Сто цветов», награждение которой основывается на народном голосовании, лауреатов данной премии в примерно 20 номинациях определяет жюри в составе наиболее авторитетных деятелей китайского кино — режиссеров, критиков и педагогов.
До 2005 года премия вручалась ежегодно. В настоящее время — только в нечетные годы. Чередуется с премией «Сто цветов», с которой «делит» общий ежегодный всекитайский кинофестиваль.
Народная кинематографическая премия КНР вручается с 1962 года. Победители определяются путём зрительского голосования. Сравнивается по значимости с американской премией «Золотой глобус». Наряду с премией «Золотой петух» (в отличие от неё, присуждаемой коллегией экспертов) считается одной из наиболее престижных кинопремий Китая.
Премия была основана в 1962 году Киноассоциацией Китая по предложению премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая и поддержана наиболее многотиражным в стране по тематике журналом «Популярное кино», голосованием читателей которого и выбирались лауреаты. В настоящее время правила позволяют, помимо напечатанных в издании бюллетеней, голосовать посредством SMS, через интернет или телефонную связь, а также не ограничивают право голоса этим журналом.
За свою историю премия неоднократно меняла свою периодичность. После первых двух награждений в 1962 и 1963 годах премия была упразднена в ходе событий «культурной революции». В 1980 году она была восстановлена и вплоть до 2004 года присуждалась в ежегодном режиме, «породнившись» в 1992 с премией «Золотой петух», после чего обе стали вручать на одном общенациональном кинофестивале. В период 1980—2004 годов премия в категории «Лучший фильм» присуждалась каждый год трём кинокартинам, победившим в голосовании. С 2004 обе премии были переведены на двухгодичный режим, при этом «Петуха» стали вручать по нечётным, а «Цветы» — по чётным годам.
В настоящее времия премия, с незначительными коррективами, вручается по реформированным правилам, введённым в 2006 году с целым рядом изменений, в том числе:
- Было разрешено номинировать на премию фильмы, снятые на Тайване и в Гонконге.
- В связи с переводом премии на двухгодичный режим, разрешёнными к номинации стали фильмы не одного, а двух прошедших лет.
- По сравнению с правилами 1980—2004 годов, изменился статус лидеров голосования — статус «Лучшего фильма» стали присуждать только первому из них, два следующих занимают «Второе место» (runners-up).
Кинопремия, вручаемая за лучшие азиатские картины международного проката. Спонсируется властями Гонконга и создана с целью признания заслуг азиатского кинематографа. Организатор — Общество международного кинофестиваля в Гонконге (Hong Kong International Film Festival Society (HKIFFS).
Первая церемония состоялась 20 марта 2007 года в Гонконге и некоторые СМИ сразу же окрестили премию «азиатским Оскаром». Список номинантов составляет жюри, состоящее из кинопроизводителей, продюсеров, критиков.
Для номинирования необходимо, чтобы фильм был:
- длиннее 60 минут
- в формате 35 мм, 70 мм или в цифровом формате пригодном для демонстрации в кинотеатрах
- произведен в Азии
- иметь субтитры на английском языке
- создан между 1 января и 31 декабря года предшествующего церемонии
- выпущен в прокат хотя бы в одной стране
- представлен на кинофестивале или удостоен национальных наград.
Премия Японской киноакадемии / Nippon Akademī shō / Japan Academy Prize
Высшая кинонаграда Японии, присуждаемая Nippon Academy-Sho Association ежегодно, начиная с 1978 года, за выдающиеся достижения в японском кинематографе.
Ежегодная японская кинопремия, спонсируемая газетой «Майнити симбун».
Существует с 1935 года, однако сначала называлась «Национальная японская кинопремия». С 1947 года премия спонсируется газетой «Майнити симбун», в честь которой и называется по сей день.
Императорская премия / Praemium Imperiale / Emperor Award
Награда деятелям искусства «за их достижения, международное влияние, которое они оказали на своё искусство, духовное обогащение всего мирового сообщества». Учреждена в 1988 году по предложению императора Японии в честь 100-летия Ассоциации искусств Японии и покойного принца Такамацу, который был почётным покровителем ассоциации в течение 58 лет.
Кандидаты на премию выдвигаются экспертами международного класса. Присуждается Японской художественной ассоциацией в пяти категориях: живопись, скульптура, архитектура, музыка, кино/театр. Вручается принцем Хитати, почётным покровителем Ассоциации искусств Японии.
В Берлине стартовал 67-й международный фестиваль – киносмотр, которому приписывают излишнюю политизированность и наибольшую открытость для самых скандальных тем. На деле политики тут совсем немного. Скорее Берлинале выполняет функцию пропаганды производства фильмов в сотрудничестве с Германией, и не более того. Скажете – политика? Нет, просто бизнес.
Открылся фестиваль дебютной режиссерской работой Этьен Комар, продюсера и сценариста таких фильмов, как «Мой король» и «Цена славы». История популярного в годы Второй мировой войны во Франции музыканта цыганского происхождения Джанго Рейнхарда – мастера музыкальных импровизаций, зажигавшего своим даром сердца слушателей. Во Франции у него было все – почет, уважение, деньги. Но отказ приехать в Германию с туром и его попытка побега в Швейцарию, не только сильно усложнила его жизнь, но и спровоцировала гонения на цыган во Франции.
То, что «Джанго» стал фильмом открытия, не удивительно – с одной стороны, это программная для Берлинале тема сопротивления фашизму: в прошлом году об том рассказывал фильм «Одни в Берлине», до этого вне конкурса в основной программе был показан «Взорвать Гитлера». С другой – тема беженцев, которая продолжает волновать Европу и связывает нынешний киносмотр с победителем прошлого года «Море в огне». Не будь в фильме одной из этих составляющих, не бывать ему в программе фестиваля, даже несмотря на былые заслуги автора картины. Это прямолинейная, как шпала, работа, с длинными и, по большей части, вставными музыкальными номерами, излишними длиннотами и отсутствием всякой интриги в повествовании.
Прощай, Германия / Es war einmal in Deutschland..., реж. Сэм Гарбарски (программа «Berlinale special»)
В противовес фильму открытия, с интересом смотрится трагикомедия «Прощай, Германия» с участием Морица Бляйбтроя. Это тоже история беженцев, евреев, которые выжили в концентрационных лагерях в годы Второй мировой, и были размещены в лагерях, организованных американскими властями при непосредственном участии вдовы Франклина Рузвельта Элеоноры. Проживающим в этих лагерях было предложено впоследствии и при желании переселиться в США или Палестину.
Эта не лишенная трагизма история немецких евреев, которые стремились уехать из Германии в Америку с тем же упорством и настроем, как Остап Бендер мечтали прогуляться по Рио в белых штанах. Она основана на реальных событиях, а рассказана легко и с юмором, свойственным людям, которые осознают, что с кислыми минами ушедших не вернешь, а чтобы твою историю запомнили, ее надо рассказать ярко, возможно, даже приукрасив.
Совсем из другого теста семейная драма «Барраж» Лауры Шредер, в которой главные роли сыграли Изабель Юппер и ее дочь Лолита Шамма. Героиня Юппер Элизабет воспитывает внучку Альбу (Темис Повель) и готовит ее к теннисному турниру, когда домой возвращается пропадавшая неизвестно где десять лет ее дочь и мать Альбы Кэтрин. Как мать, так и дочь встречают Кэтрин с недоверием и опаской, но блудная дочь уговаривает мать отпустить с ней ребенка и у нее есть единственный шанс пробить стену, которая за годы возникла между ней и Альбой.
Решенный в близкой к документальной манере, снятый в формате 4:3, «Барраж» немногословен, диалоги в фильме обрывисты, фразы недосказаны. И лишь два эпизода ненадолго выдергивают зрителя из сконструированной авторами реальности – танцующие, словно манекены, гости новогоднего праздненства во сне Кэтрин и лодка, несущая задремавшую Альбу в сторону дамбы. Кэтрин и Альба одинаково начали жизнь под началом властной и жесткой Элизабет, но каждая из них по-своему решает, как поступить с барьером, который стоит на пути к успеху – сдаться или идти напролом.
Рана / The wound, реж. Джон Тренгоув (программа «Панорама»)
В «Панораму» Берлинале попадают в числе прочего и фильмы-участники недавних международных смотров. Так «Рана» до показа в Берлине побывала на фестивале «Санденс». Колорит традиций южно-африканских племен тут противопоставлен захватывающей все новые территории цивилизации белых людей. На фоне ритуала обрезания и посвящения в мужчины разворачивается гей-драма между наставником и двумя его подопечными – бывшим и новым. Но тема однополой любви тут взята не как модное поветрие для попадания на фестивали, а потребовалась авторам карты исключительно для обострения конфликта старого и нового. Юноши, испытывающие влечение друг к другу – городские. Парень по прозвищу Экс недавно перебрался из Йоханессбурга в Квинслэнд и навещает своего бывшего наставника раз в год, когда тот приезжает для проведения обряда обрезания. А новообращенный юноша, в отличие от «деревенских», вырос в городской среде и совсем не приспособлен к жизни вдали от цивилизации. Менее всего он готов и сдерживаться в рассуждениях о жизни, приспосабливаться и скрывать свои мысли и чувства, что делает его в борьбе за выживание в «диких» условиях слабым звеном.
Возрождение «Хэллоуина» не за горами. Джон Карпентер, как один из продюсеров картины, пообещал заново рассказать историю Майкла Майерса в октябре 2018 года.
Пока Paramount закапывает свои франшизы, Miramax находит идеи для нового перезапуска «Хэллоуина». На этот раз фильм создается совместно с Blumhouse Production, а уж кто как не Джейсон Блум сегодня лучше прочих понимает, что требуется, чтобы удовлетворить поклонников жанра.
Постановщиком нового «Хэллоуина» станет Дэвид Гордон Грин, а сценарий напишет Дэнни МакБрайд – команда, сработавшая на славу в комедийном жанре, но не только. Грин прекрасно показал себя в качестве сценариста и режиссера драмы: «Козел отпущения*», «Властелин разметки» и «Джо» – короткий, но яркий список его заслуг на этом поприще. А что такое хоррор, если не драма?
Фильм выйдет на экраны 18 октября 2018 года, и если в Штатах это точно будет Miramax, то мировой дистрибуцией, скорее всего, займется Universal, которые недавно достойно поработали над фильмом «Сплит», созданным на базе Blumhouse.