Отдельные поселения связывали с соседями родственные узы,
необходимость оказывать друг другу помощь в случае
стихийных бедствий или военной опасности. Так, несколько
селений могли образовывать более или менее прочное
объединение, общие вопросы решались представителями от
каждого из них. Ни одно из селений не играло преобладающей
роли, даже если оно выделялось количеством жителей и более
удобным положением на путях обмена или имело более
плодородные земли. Но уже во второй половине IV тыс. до
н.э. на юге Месопотамии складываются более постоянные
сообщества, во главе которых, как сейчас думают учёные,
стояли представители общин. Среди них выделяется
вождь-жрец. Все эти общественные лидеры находятся при общем
святилище, где располагается и общественное хранилище.
Святилище находится в одном из поселений, которое является
центральным по отношению к целой группе других. Сюда
обитатели соседних селений приносят продукты своего труда и
отсюда же получают то, что им нужно. На территории этого
поселения происходят празднества в честь духов предков и
духов природы, обитающих в этих местах. Жители селений в
основном связаны узами родства, но среди них могут быть и
пришельцы, принятые в общину. Такие небольшие селения могли
располагаться по течению одного или нескольких
взаимосвязанных каналов. Пока это ещё не государства, но
скоро несколько таких образований, объединяющих уже не
сородичей, а соседей, т.е. основанные на территориальном, а
не родовом принципе, превратятся в древнейшие
города-государства.