Платон Афинский (427-347 до н. э.), знаменитый мыслитель,
основатель Академии - философской школы, просуществовавшей
почти 1000 лет (до 529 г. н. э.), в своих представлениях о
Вселенной во многом соглашался с пифагорейцами. Проблем
мироустройства Платон коснулся в двух своих поздних
диалогах - "Государство" и "Тимей". Вселенная там похожа на
составное веретено, вертящееся на коленях Ананке
(Необходимости). Оно сложено из насаженных на одну ось
алмазных частей, которые философ назвал валами.
Платон не различал ещё осей мира и эклиптики. Вселенная
показана как бы в разрезе: "Всех валов восемь (Луна,
Солнце, пять известных тогда планет и небо звёзд.), они
вложены один в другой, их края имеют вид кругов на общей
оси, так что снаружи образуют непрерывную поверхность
единого вала". Значит ли это, что Платон действительно
считал светила закреплёнными на твёрдых прозрачных сферах,
или же это поэтическая метафора, говорящая о нерушимости их
орбит? Скорее второе. Последний штрих картины выглядит
таким образом: "Сверху на каждом из кругов веретена
восседает по Сирене; вращаясь вместе с ними, каждая из них
издает только один звук... Из всех звуков - а их восемь -
получается стройное созвучие".
Идея о связи небесных движений с музыкой - пифагорейская.
По-видимому, ещё Пифагор открыл, что гармонично звучащие
тона соответствуют определённым соотношениям длин струны.
Это открытие, связавшее математику и природу, было
распространено пифагорейцами и на небесные тела. Давно
замечено, что быстро движущиеся тела издают звуки. При
своей огромной удалённости от нас небесные тела должны
нестись с гигантскими скоростями, а значит, и звучать.
Отсюда делались выводы о гармоничных соотношениях
расстояний между светилами и высотой самих звуков. Наиболее
высокий звук издавала быстрее всех мчащаяся сфера звёзд,
самый низкий - Луна, которая в своём месячном движении
отстаёт от бега небесной сферы.