Как русские просветители 17-18 веков относились к религии?
Ответ
Ответов
Число
%
Были православными
21
58%
Приветствовали протестантство
6
16%
Не рассматривали этот вопрос
6
16%
Были атеистами
3
8%
Всего ответило: 36
Несходство путей развития России и Запада определило
необычную для Европы особенность российского Просвещения.
Хорошо известно знаменитое "вольнодумство" французских
просветителей, их резко враждебное отношение к Католической
церкви, порой принимавшее форму открытого атеизма. Вопрос о
существовании Бога был предметом острых споров между ними.
Так, Дидро заявлял, что Бога нет; Руссо утверждал, что
видит Бога в каждом творении; Вольтер считал, что если Бога
нет, то Его следует выдумать как моральную узду для
человечества. Но главное заключалось в том, что французское
Просвещение носило светский характер. В России же философия
ещё не отделилась от религии, ей только предстояло выйти за
рамки христианства. Поэтому в среде просветителей того
времени вопрос о существовании Бога открыто не обсуждался.
Русские естествоиспытатели, например, прочно занимали
позиции деизма. Даже Ломоносов, горячо доказывавший
вредность церковной опеки над наукой, не подвергал сомнению
существование Бога и резко осуждал религиозные воззрения
Вольтера. Насколько противоречиво было отношение русского
общества к этому знаменитому французу, можно понять из
высказывания просвещённого вельможи И. И. Шувалова: "Вот
как не люблю его, бестию... а приятно пишет! ".
Конечно, русские просветители славили Разум, боролись
против невежества и суеверий, обличали пороки
священнослужителей. Ходившее в обществе знаменитое
стихотворение Ломоносова "Гимн бороде" принесло много
неприятностей его автору. Но в целом все они оставались на
позиции истинных христиан.