Если обучение царя Алексея Михайловича проходило под
руководством деда, патриарха Филарета, и боярина Бориса
Морозова - людей образованных и искушённых в книжной
премудрости, а наставником Фёдора и Софьи был Симеон
Полоцкий - выдающийся писатель, педагог и учёный монах, то
в учителя к Петру определили ничем не примечательного дьяка
Никиту Моисеевича Зотова. Недостаток образованности,
однако, искупался тем, что, будучи человеком терпеливым и
добрым, Зотов не только не стремился подавлять природную
любознательность и непоседливость царственного отпрыска, но
и сумел завоевать доверие царевича. К тому же, как того
желала царица Наталья, он "ведал Божественное Писание",
изучению которого уделял основное внимание в занятиях с
Петром. Уже взрослым царь вспоминал эти уроки и мог
свободно цитировать Священное Писание или спорить о
толковании того или иного места в Евангелии.
Зотову вменялось в обязанность воспитывать у мальчика
царственную величавость и статность. Но "дядька" и не
пытался принуждать бойкого, подвижного ребёнка к
многочасовому восседанию с прямой спиной на стуле для
выработки привычки к трону. Он позволял царевичу вволю
лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и
стрелецкими детьми. Когда Пётр уставал от беготни, Никита
Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о
случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки.
Царевич смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал
прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми
навыками народного умельца Зотов не обладал, всё делал на
глазок. Пётр перенял эту сноровку и, полагаясь всегда
больше на собственный глазомер, нежели на чертежи и
математические выкладки, ошибался нечасто.
Из Оружейной палаты Никита Зотов постоянно приносил Петру
книги с иллюстрациями, а позже, по мере развития интереса
ученика к "историческим" предметам - военному искусству,
дипломатии и географии, - заказывал для него "потешные
тетради" с красочными изображениями воинов, иноземных
кораблей и городов. В зрелом возрасте Пётр I не раз
проявлял разнообразные и глубокие исторические знания.
Царевич всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но
с многочисленными ошибками.
Занятия с Зотовым оставили след в памяти Петра на всю
жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал,
чтобы была написана книга по истории отечества; сам
составил азбуку русского языка, простую по написанию и
лёгкую для запоминания.