До появления в России железных дорог основными видами
транспорта были водный и гужевой (т. е. производимый живой
тягой - лошадьми, волами и другими животными). В начале XIX
в. правительство Александра I начало реконструировать
старые и строить новые судоходные каналы. В 1808 г. Волгу
соединили с Балтийским морем Мариинской, а в 1811 г.
Тихвинской системами каналов. С 1815 г. на реках России
появились первые пароходы, которых к середине XIX в.
насчитывалось уже более 50. Однако настоящий переворот в
развитии транспорта произошёл только тогда, когда начали
строить железные дороги.
Первая железная дорога была сооружена в 1837 г. между
Санкт-Петербургом и Царским Селом. Она была небольшой,
длиной всего 27 км и предназначалась скорее для развлечения
высшего общества. В 1839 г. началось строительство
Варшавской железной дороги, в 1843-1851 гг. была проложена
дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Ко времени реформ
Александра II в России существовало уже более 1500 км
железнодорожного полотна. В коние XIX столетия в России
было построено уже более 50 тыс. км железных дорог...