Хануко. Беседа ребе. (Окончание).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 5 -
Есть [в Служении] детали, которые, на первый взгляд, кажутся
незначительными и, по важности, подобными волосу. Однако возможно, что
именно этот "волос" является тем, из чего, по словам Талмуда, берет
всю свою жизненность ейцер-оро (дурное начало в еврее), а "злодеям это
кажется нитью волоса".
Каким образом еврей, не дай Б-г, может стать злодеем? Еврей, по своей
природе хочет выполнять волю Все-вышнего, каким же образом он может
начать противостоять Все-вышнему до такой степени, чтобы называться
злодеем? Это становится возможным только потому, что человеку кажется,
что совершаемый им поступок не значителен, ничего, в конечном итоге,
не решает, в то время, как иногда это совсем не так. - По отношению к
уровню какого-то человека именно этот поступок, будучи совершен, может
перевесить чашу весов и сделать так, чтобы он был назван праведником и
был записан и запечатан [в книгу жизни] на вечную жизнь или, не дай
Б-г, был назван злодеем [...] И из-за чего?! Из-за поступка,
значимость которого [казалась] подобной волосу!..
Если у человека не хватает разума осознать, что от данной детали в
наибольшей мере зависит его сущность, а в наше время все более
распространенным и ясным становится такое положение вещей, есть
возможность прийти к такому выводу "от противного", оценив
сопротивление "противника". [Подобно тому, как в материальной борьбе]
видя, что противник отстаивает нечто с огромной энергией, согласен
потратить огромное количество сил и средств, утратить поддержку всех,
чьей поддержкой он пользовался прежде, только бы не поступиться этим
частным "нечто", само это служит для нас доказательством, что данной
частностью не можем поступиться и мы [...]. Так в дни гонений на
евреев Талмуд запрещает им менять даже [еврейский вид] "шнурков
сандалий", поскольку от этой вещи, "подобной по значению волосу",
зависит то, останется ли человек евреем.
- 6 -
Дополнительное указание в отношении важности того, что иногда кажется
незначительным.
[Анализируя еврейскую историю] можно увидеть, что каждая беда, которая
приходила к евреям, начиналась, по определению благословенной памяти
Мудрецов, с того, что "Каждый, льстящий злодею, в конце концов
попадает в руки его".
За последние годы стало общепонятным то, что люди, в течение долгих
лет стремившиеся к компромиссам [в Служении] и полагавшие, что этим
они смогут "завоевать молодое поколение" (имея в виду, что находящися
на харедимной стороне, разумеется, останутся в своей полноте), не
только потеряли, таким образом, молодежь, которую хотели повести путем
компромиссов, но внесли ослабление и в ряды той молодежи, которая
находилась под их влиянием, и видела себя "находящимися на харедимной
стороне".
В отличии от них те, кто 10 - 20 лет назад продолжал двигаться своим
путем, следуя тому [...], что [в Служении] запрещается поступаться
даже самой незначительной, на первый взгляд, частностью, в
особенности, в вопросах воспитания, - пришли в своей деятельности к
успеху.
- 7 -
Дополнительные силы кошерному воспитанию дают и те, кто
[непосредственно] занимается воспитанием молодежи, как воспитанием
тела, так и воспитанием души, и те, кто поддерживает их деньгами.
И даже когда приходят к нему и говорят: "Что ты делаешь? Зачем ты
стоишь на своем и отдаешь деньги на ешиву для того, чтобы впоследствии
ее студенты выросли лентяями, людьми у которых нет никакой связи с
материальной жизнью?! Тот отрастит бороду, другой напялит длинные
одежды, - а ты будешь виноват в том, что выросли люди, которые, выйдя
в мир, не будут иметь представления о том, как в нем устроиться!" -
Даже тогда, остается у него уверенность [в собственной правоте] и силы
не обращать внимания на подобные слова, а, более того, вынести из них
указание: поскольку противник с такой энергией противостоит его
действиям, - само это является доказательством, что именно в этих
действиях скрыта возможность спасения еврейского народа. Поэтому он не
только не будет сокращать усилия, прилагаемые в направлении кошерного
воспитания, душой своей, или телом своим, или имуществом своим, или и
тем, и другим, и третьим вместе, а, напротив, с того дня и дальше
будет работать в этом направлении со все большей и большей энергией. И
это дает силы самому молодому поколению. Когда задают им вопрос:
"Товарищи ваши тоже получают еврейское воспитание, но воспитание
лишенное ревностности и мелочных деталей. Почему вы должны украшать
заповедь до такой степени?" - Они отвечают: "Смотрите: вот бизнесмен
который согласен с нашим мировоззрением, вот богатый человек, который
учится вместе с нами".
А особой похвалы достойны те, кто взращивает своих учеников, не
обращая внимания на испытания, продолжают следовать вышеупомянутому
пути в воспитании, организаторы еврейского воспитания, не жалеющие
своей души, тела и имущества, отдающие своему делу все, что возможно,
а, с течением времени, безусловно дадут больше, чем они могут, для
того, чтобы дать силы [еврейскому] воспитанию в чистоте Святости и в
б-гобоязненности.
- 8 -
Когда мы стоим на дороге, называемой Торой "Ханейх ленаар ал пи
даркей! (Воспитывай ребенка по пути его!)" отвергая любые компромиссы,
- в соответствие с наставлением, даваемым нам праздником Хануко. Тогда
евреи не только не захотели облегчить для себя выполнение заповеди
святой меноры, но не захотели воспользоваться даже послаблением,
разрешение на которое дает "Шульхан Орух", и сказали: "Мы хотим чуда!
Поскольку мы хотим чистого Святилища, чистой меноры, чистого масла!"
Тогда и распространение света будет соответствующим.
И так же, как тогда Все-вышний помог им, и за короткое время все
уровни были "отданы в руки занимающихся Торой Твоей", и свершилось
обновление Храма лампадами, которые светят нам до сегодняшнего дня до
такой степени, что даже когда "заходит Солнце", - когда на улице темно
и продолжает темнеть, свет остается в еврейских домах и "усиливается"
каждую ночь. Подобно тому, как Все-вышний "сделал чудеса отцам нашим в
их дни", мы должны быть уверены, что "вскоре - в наши дни" мы
удостоимся того, чтобы чистое Святилище построенное свыше спуститься к
нам, и необходимо лишь приготовить снизу место для того, чтобы он мог
быть там основан.
И еврейские дети, и евреи среднего и старшего поколения осветят этот
Храм и весь мир, который его окружает, не просто свечой заповеди, но
свечой предельно чистой и предельно святой. А это привлечет за собой
присутствие Благословенного в нижние миры, и мир, бывший до этого
материальным, станет Святилищем для Ш'хины Его, благословенного.
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
произнесенной на третью ночь Хануки года 5714 (1953) года).
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@peterlink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)