Хануко. Беседа ребе. (Продолжение).
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
В событиях Хануки мы находим два, на первый взгляд, противоположных
момента.
1) Сказано в книгах, что название праздника - "Ханука" - происходит от
слова "хинух (воспитание)". Таким же образом, согласно простому
смыслу, следует понимать выражение "ханукас амизбеах (обновление
жертвенника)" и "ханукас Бейс-аМикдош (обновление, "воспитание",
"приучение" к Службе, Храма)", - как начало осуществления служения,
заповеданного Все-вышним заново (как в Храме, в целом, так и на
жертвеннике и с помощью храмового светильника - меноры, в частности).
[То есть речь здесь идет именно о начале Служения, о возможности
выполнить заповедь зажигания меноры].
2) [Однако] основным чудом Хануки Тора полагает чудо, произошедшее с
кувшинчиком чистого масла, запечатанного личной печатью
первосвященника. [А отсутствие чистого масла не являлось помехой
началу Служения в Храме и даже зажиганию в Храме меноры]. С точки
зрения алохи (буквы Закона), можно было зажечь храмовый светильник
также с помощью оскверненного масла, поскольку "тумо д'хуйо бецибур
(вопросы, связанные с осквернением в Храме, отменяются, если речь идет
об общественных нуждах)". И, несмотря на это, проявляя свою любовь к
евреям, Все-вышний сотворил чудо, которое сделало возможным начало
выполнения заповеди [возжигание меноры] "с украшением" - не просто
выполнения заповеди [что было возможно и раньше], а красивого
выполнения заповеди - вне любых компромиссов, даже компромиссов,
основанных на законодательных решениях "Шульхан Оруха".
Таким образом [совмещением этих двух моментов], праздник Ханука дает
нам общее наставление относящееся ко всему святому Служению, в целом.
Все, что относится к Служению Все-вышнему, должно осуществляться с
самого начала красиво и в абсолютной полноте.
- 2 -
То же самое имеет отношение к воспитанию еврейских детей.
С самого начала воспитания еврейство должно даваться им в форме,
лишенной всяких компромиссов.
Обещание, данное Торой - "гам ки язкин лей йосур мимено (когда
состарится, также не свернет с нее [- с дороги Торы и заповедей])" не
может быть реализовано, когда в качестве основного подхода избирается
следующий: "Когда ребенок подрастет, и ему придется столкнуться со
сложностями жизни в материальном мире, тогда, и только тогда, ему
будет объяснено, как бороться с этими сложностями, какими путями
победить их. Тогда он узнает, что не следует бояться никаких
препятствий и помех в Служении Все-вышнему, и от него требуется
способность к самопожертвованию ради этого Служения.
Если [родители ребенка] хотят, чтобы "ки язкин (когда [тот]
состарится)" он смог устоять в испытаниях, которые выпадут на его
долю, - необходимо начинать прививать ему бескомпромиссность,
способность к самопожертвованию, с раннего детства. Именно поэтому все
мудрецы Израиля прикладывали огромные усилия к воспитанию еврейских
детей и старались достичь того, чтобы процесс еврейского воспитания и
образования основывался на чистоте Святости. Они боролись за каждую
деталь процесса воспитания, даже за те, которые, на первый взгляд,
кажутся не слишком важными, поскольку знали, какую важность на всю
оставшуюся жизнь несут в себе годы воспитания для ребенка. Они знали,
что следует наделить ребенка необходимой энергией и необходимым
оружием для того, чтобы он смог устоять в борьбе, которую ему придется
вести в течение жизни.
Тора уподобляет человека дереву - "Ки оОдом эйц асодей (Человек -
древо полевое)". - Когда в подросшем дереве появляется трещина, она
наносит вред только там, где она появилась. Однако, когда трещина есть
в зерне, из которого дерево должно вырасти, возможно, что из-за нее -
одной трещины - дерево вырастет уродливым.
- 3 -
То же - в отношении воспитания.
Если в зрелые годы, пройдя половину своего жизненного пути, человек
приходит к решению о необходимости компромиссов в Служении, это
решение извращает только те годы, на которые оно принято. Сорок лет
еврей жил, не делая в Служении Б-гу никаких компромиссов, а когда
оступился и в течение года жил по другим - компромиссным законам, -
сорок прежних лет, стоящие за его спиной, дают ему силы, в конце
концов, полностью отвергнуть компромисс и соединиться с подлинным
еврейством.
Однако, когда речь идет о молодых людях, которым воспитание с самого
начала предъявляет "компромиссный Иудаизм", - жар стремления и
ревность за идеалы Иудаизма отнимаются от них на всю жизнь. И, в
дополнение к "трещине" - изъяну, который наносится подобным
воспитанием душе еврея во времена его молодости, подобный подход может
повлечь за собой то, что еврей вырастет ущербным человеком.
- 4 -
Да, действительно, каким бы ни был еврей, он остается евреем. Однако
[...], несмотря на то, что благодаря особой удаче, такому человеку
обеспечена доля в будущем мире, мы нуждаемся в молодом еврейском
поколении в мире ЭТОМ, нуждаемся в поколении здоровых духовно и, по
причине этого, также здоровых материально евреев, способных завоевать
мир не только для себя, - так, что их часть в мире станет Святилищем
для Все-вышнего, но и для предшествующих поколений [по той или иной
причине, лишенных такой возможности].
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе,
произнесенной на третью ночь Хануки года 5714 (1953) года).
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@peterlink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)