Недельная глава "Ваишлах". Беседа ребе.
______________________________________________________________________
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
- 1 -
Комментируя стих из недельной главы "Ваишлах": "И были у меня бык и
осел, мелкий скот, раб и рабыня", - слова Якова, переданные им брату
Эйсаву, по возвращении из дома Лавана, Мидраш говорит: ""осел
(хамейр)" - это царь Мошиах, как сказано: "нищий и сидящий на осле"".
- Извещая брата о своем возвращении и о результатах своей службы у
Лавана, Яков намекает Эйсаву на приход Мошиах. Но почему именно словом
"хамейр (осел)"?
Этот вопрос еще более усиливается в свете того, что сказано в Талмуде:
"В одном месте написано [что Мошиах придет] "...с облаками небесными",
в другом месте - [что он будет] "нищим, сидящим на осле". [Так как же
все-таки придет Мошиах? - Объясняет Талмуд, что речь идет о двух
альтернативных путях его прихода:] Заслужили - "с облаками небесными",
не заслужили - "нищий, сидящий на осле"". Почему же тогда Яков,
который, как объясняется в книгах, был готов к Освобождению уже к тому
моменту, когда вернулся от Лавана, завершил в отношении "относящейся к
нему доле мира" работу по ее совершенствованию и переборке, намекает
Эйсаву на вариант прихода Мошиаха, "нищий и сидит на осле", а не "с
облаками небесными"?
- 2 -
В книге "Пиркей деРабби Элиезер" говорится, что осел Мошиаха ("нищий и
сидящий на осле") - тот же осел, что принадлежал Мейше ("...и посадил
их на осла" ["Шмейс" 4:20]) и тот же, который принадлежал Авроом-овину
("и оседлал осла его" ["Брейшис" 22:3]). Авроом-овину, Мейше-рабейну и
Мошиах представляют из себя продолжение, одного и того же [целого]:
Авроом "открыл две тысячи лет Торы", Мейше-рабейну принял Тору на горе
Синай и передал ее Израилю, а цель дарования Торы должна быть раскрыта
Мошиахом.
- 3 -
Cуществует, однако, разница в том, как использовали осла Авроом, Мейше
и (будет использовать его) Мошиах.
В процитированном "Пиркей деРабби Элиезер" отрывке из Торы говорится
об осле, на которого Авроом-овину погрузил дрова, отправляясь
приносить в жертву своего сына Ицхока. Осел Авроом-овину вез лишь
дрова и нож для шхиты, в то время, как сам Авроом и его слуги шли
пешком. То есть использование осла ограничивалось перевозкой
предметов, помогающих человеку, но не предназначалось для перевозки
человека самого.
Возвращаясь в Египет для того, чтобы вызволить евреев из рабства,
Мейше посадил на осла жену и сыновей. Жена и дети - самые близкие
человеку люди (без сомнения, более близкие, нежели дрова и нож). Жена
названа Торой "помощником, соответствующим" человеку, подобным его
телу, а сын - "другом своего отца", частью самого человека.
[Но лишь] царь Мошиах воссядет на осла сам.
- 4 -
Зачем нужен осел? Для того чтобы добраться до цели, которой человек не
может достичь, продвигаясь пешком, по причине высоты этой цели или ее
отдаленности. Так же обстоит дело и с "восседанием на осле" в духовном
смысле этого слова (на осле - "хамейр", в понимании "хеймер" -
материальность, в соответствии с известным толкованием Бешта на стих
Торы: "Если увидишь осла..." ["Шмейс" 23:5]: за счет переборки и
очищения "хумриус" - материальности [слово образованное от слова
"хеймер"], появляется возможность такого поднятия, возможность
достижения таких уровней, которых сама душа не в силах достигнуть, и
как сказано: "Большие урожаи - силой быка").
(Окончание следует).
><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><<>><
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
______________________________________________________________________
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе
посвященной 19 Кислев 5718 году (1957) года.
Свободный перевод: (с)1998, Shmuel Sominski <shmuel@mail.nevalink.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)