Материалы по Торе - Шавуот (праздник Дарования Торы)
Еврейский центр на Васильевском острове
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, 5 линия В. О., д. 32,
вход со двора, 2 этаж
Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт:
lubavitch.ru
E-mail:
info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24
ШАВУОТ שבועות
Начало праздника в субботу 26 мая вечером.
Первый день воскресенье 27 мая. Чтение 10 заповедей можно услышать в 11‑30 в Еврейском центре на Васильевском острове (5 линия, 32). Приходите сами и приглашайте Ваших еврейских друзей. Чем больше евреев услышат 10 заповедей тем лучше.
Второй день понедельник 28 мая. Поминальную молитву Изкор можно прочитать в 11‑45 в Большой Хоральной синагоге (Лермонтовский пр., 2).
Праздник Шавуот отмечается 6‑7 сивана (в этом году 26‑28 мая) в честь величайшего события в истории человечества Синайского Откровения. В этот день в 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи получили от Всевышнего Тору, в том числе десять заповедей морально-этическую основу всей нашей цивилизации.
Шавуот выражает глубокую идею о том, что физическое освобождение от рабства и даже завоевание политической свободы не имеют особого значения до тех пор, пока не достигнута свобода духовная, основанная на признании единственной власти власти Всевышнего и Его заветов.
В молитве праздник Шавуот называется «временем Дарования Торы нашей». На вопрос, почему его не называют «временем принятия Торы нашей», мудрецы отвечают, что лишь Дарование Торы можно отмечать как знаменательный момент, произошедший некогда в прошлом, тогда как принятие Торы вечный процесс, не ограниченный ни временем, ни пространством.
Название Шавуот, которое дано этому празднику в Торе, буквально означает «недели», так как его отмечают после семи недель «счёта Омера» (начинается со второго дня Песаха). Этот отсчёт дней связан с тем, что Дарование Торы произошло ровно через семь недель после Исхода из Египта. В Талмуде употребляется также название Ацерет («завершающий праздник»), выражающее неразрывную связь между днём Дарования Торы и днём Исхода из Египта.
Шавуот, как и другие наши праздники, тесно связан со Страной Израиля. Это подчёркивается двумя другими его названиями: Хаг‑акацир («праздник жатвы») и Йом‑абикурим («день первых плодов»), так как он совпадает с началом жатвы пшеницы и сбором плодов, которые приносили в Иерусалимский Храм в качестве благодарственной жертвы.
Шавуот, как и все еврейские праздники, начинается с вечера (в этом году вечером 26 мая). Законы праздника вступают в силу с заходом солнца. Но само празднование начинают не раньше «выхода звёзд» (чтобы окончились сорок девять полных суток «счёта Омера»).
В этом году канун Шавуот суббота, поэтому праздование Шавуот начинают ещё позже после окончания Шабата. Шабат в Петербурге заканчивается в ночь с 26 на 27 мая в 1‑20. А в 1‑54 наступает утро! За 34 минуты нужно успеть зажечь свечи (женщинам), помолиться вечернюю молитву (мужчинам, женщины не обязаны), сделать кидуш и трапезу (хотя бы съесть 28 г. хлеба). Во вторую ночь ещё более узкие рамки: с 1‑31 до 1‑55. Придётся поторопиться…
Шавуот имеет статус «праздника из Торы» Йом‑Тов; в этот день запрещено всё то, что по законам субботы считается работой (кроме варки еды и перенесения огня).
Когда существовал Храм, евреи в Шавуот совершали восхождение в Иерусалим и приносили бикурим первые плоды урожая. В наше время, когда Храм разрушен и всё ещё не восстановлен, мы не можем отпраздновать Шавуот так, как это предписывается Торой. Поэтому главное для нас это попытаться вновь пережить Дарование Торы, ощутить его как событие нашей жизни.
В первую ночь праздника принято не спать, а изучать Тору. Этот обычай называется Тикун «исправление (мира)». Мудрецы Каббалы указывают распорядок занятий на всю ночь праздника Шавуот, который включает чтение отрывков из Письменной Торы, Устной Торы, книги Зогар (главная книга Каббалы), а также изучение 613 заповедей. Обычай устраивать Тикун основан на словах из Зогар, восхваляющих тех, кто не спит ночью в Шавуот, предвкушая час Дарования Торы.
В Петербурге есть проблема с выполнением этого обычая ночь слишком короткая (см. у Пушкина про полчаса). Как быть? Некоторые считают, что не надо читать Тикун в такой ситуации. Некоторые считают, что нужно начать читать Тикун до наступления утра (1‑54 в Петербурге) и продолжать уже после наступления утра. Если есть возможность, проконсультируйтесь у Вашего раввина.
У наших отцов существовал обычай начинать учить маленьких детей Торе именно в Шавуот. Рано утром детей вели в синагогу, как сказано в Торе: «И было на третий день, при наступлении утра…» (Шмот 19:16). Приносили табличку, на которой были написаны (до праздника) буквы алфавита и несколько отдельных стихов. Например: «Моше заповедал нам Тору, наследие общины Яакова» (Дварим 33:4). Учитель читал каждую букву, а ребёнок повторял за ним. Учитель клал на табличку немного мёда, а ребёнок
слизывал мёд с букв. Пекли специальный медовый пирог, на котором были написаны стихи из Торы, и после окончания урока детям давали съесть этот пирог. (Очевидно, пирог пекли до праздника. Обычный пирог можно печь в Йом‑Тов, а пирог с буквами нельзя.)
Сказанное выше относится и к взрослым: для взрослых, ранее не учивших Тору, самый лучший способ отпраздновать Шавуот приступить к её изучению.
Существует обычай украшать перед праздником дом и синагогу зеленью, цветами, ветвями деревьев, напоминающими нам о зелени, росшей вокруг горы Синай, когда мы получали Тору. Символическая параллель: сиван месяц расцвета природы. Дарование Торы расцвет еврейского народа. (В этом году украшать в канун праздника нельзя, так как это суббота. Но можно в пятницу.)
Накануне праздника зажигают свечи.
В этом году канун праздника суббота. В Петербурге зажечь свечи можно после 1‑20 ночи и до 1‑54. Зажигать можно только от огня, зажжённого заранее, в пятницу до 21‑05. Во вторую ночь праздника (с воскресенья на понедельник) свечи нужно зажечь после 1‑31 и до 1‑55, от заранее зажжённого огня. Огонь на все три дня оставляют на плите или пользуются 72‑часовой свечой.
Перед зажиганием свечей произносят два благословения:
ברוך אתה י‑ה‑ו‑ה א‑ל‑הינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של יום טוב
ברוך אתה י‑ה‑ו‑ה א‑ל‑הינו מלך העולם שהחינו וקימנו והגיענו לזמן הזה
Перевод благословений:
Благославен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь Йом‑Това!
Благославен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени!
Транслитерация благословений, сефардское произношение:
Барух Ата А-до-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам ашер кидшану бэмицвотав вэцивану лэадлик нэр шель Йом Тов
Барух Ата А-до-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам шеэхэйану вэкийману вэигиану лизман азэ
Вечером с наступлением праздника устраивают трапезу. Перед ней делают кидуш (освящение над бокалом вина). Днём также устраивают праздничную трапезу с кидушем. Во второй день праздника такие же две трапезы.
В Шавуот принято есть молочную пищу в память о том, что, когда евреи получили Тору, законы о кошерном мясе и о разделении мясного и молочного были трудны и непривычны для них и они некоторое время ели только молочную пищу.
Главное событие праздника чтение десяти заповедей в синагоге в первый день праздника, сразу же после утренней молитвы. Все присутствующие при этом встают, заново переживая тот благоговейный трепет, который первый раз евреи испытали у горы Синай. В этот момент важно не понимание священного языка и смысла заповедей, а сам факт присутствия и участия в происходящем. Поэтому все евреи мужчины, женщины и дети (включая младенцев) должны быть в эти минуты в синагоге и, как три тысячи лет
тому назад, слышать слова Десяти Заповедей, вне зависимости от того, понимают они священный язык или нет. Ведь их души способны воспринять святость происходящего!
Во второй день праздника Шавуот после чтения Торы, те, у кого нет кого-то из родителей, читают поминальную молитву Изкор за души умерших родственников и принимают обещание сделать пожертвование в их заслугу.
Заканчивается праздник в Петербурге в ночь с 28 на 29 мая в 1‑56.
10 ЗАПОВЕДЕЙ
Заповедь 1
Я Г‑сподь, Б‑г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
Заповедь 2
Да не будет у тебя других Б‑гов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Г‑сподь, Б‑г твой, Б‑г-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня. И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Заповедь 3
Не произноси имени Г‑спода, Б‑га твоего, попусту, ибо не пощадит Г‑сподь того, кто произносит имя Его попусту.
Заповедь 4
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. А день седьмой суббота Г‑споду, Б‑гу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Г‑сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Г‑сподь день субботний и освятил его.
Заповедь 5
Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе.
Заповедь 6
Не убивай.
Заповедь 7
Не прелюбодействуй.
Заповедь 8
Не кради.
Заповедь 9
Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.
Заповедь 10
Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.