Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Бехукотай


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт:
lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА БЕХУКОТАЙ בחקתי

Текст главы

Краткое содержание главы

Буквы, выбитые в камне


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВЫ БЕХУКОТАЙ

В начале главы Всевышний обещает, что если народ Израиля будет следовать Его законам, то удостоится материального благополучия и будет жить в покое на своей земле. Но затем звучат суровые слова упрёка, предрекающие изгнание и другие бедствия и невзгоды, которые постигнут евреев, если они нарушат свой союз с Б‑гом.

Но и при всём этом, даже «когда они будут в земле врагов своих, Я не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их в нарушение завета Моего с ними; ибо Я Г‑сподь, Б‑г их».

В конце главы даются законы расчёта стоимости различных видов дарственных обетов, а также заповедь о десятине, отделяемой от урожая и от приплода скота.


БУКВЫ, ВЫБИТЫЕ В КАМНЕ

Название этой главы, «Бэхукотай», означает: «по установлениям Моим». Слово «установление» обычно относится к законам Б‑га, но здесь оно имеет несколько другое значение. Глава начинается словами: «Если по установлениям Моим будете вы поступать и заповеди Мои соблюдать…» Комментатор Раши приводит толкование мудрецов, что слово «установление» в данном случае не следует понимать как синоним слова «заповедь», ведь о заповедях тут же отдельно сказано: «…и заповеди мои соблюдать…» Что же означают слова: «…по установлениям Моим будете вы поступать…»? «Будете трудиться, изучая Тору».

Тот факт, что изучение Торы именуется здесь «установлениями», требует объяснения. Может показаться, что между этими двумя понятиями, изучением Торы и установлениями Б‑га, большая разница. Словом хуким («установления») обозначаются заповеди иррациональные. Это слово означает приказ, то, что надо не обдумывать, а делать. Слово это, на первый взгляд, совсем не соответствует изучению Торы, смысл которого – не беспрекословное подчинение, а разумное постижение и логическое понимание. Как же выражение «по установлениям поступать» может означать «трудиться, изучая Тору»?

Рабби Шнеур-Залман из Ляд замечает, что слово хок («установление») имеет общее происхождение с однокоренным ему словом хакика («выбивание в камне»). Таким образом Тора намекает на то, что человек должен трудиться над изучением Торы таким образом, чтобы его связь с Торой была такой же, как между буквами, выбитыми в камне, и самим камнем.

Буквы, написанные на бумаге, казалось бы, накрепко соединены с бумагой. Но всё же письмо состоит из двух вещей – чернил и бумаги. Буквы же, выбитые на камне, составляют единое целое с камнем, их невозможно разделить. Они, собственно, и являются частью камня, не представляя собой чего-либо отдельного.

При изучении чего-либо изучаемый материал может оставаться чем-то чуждым человеку, малоинтересным и ни к чему не обязывающим. Может быть и иначе: приобретаемое знание соединяется с разумом человека и даже воздействует на его поведение. Но при изучении Торы даже этого уровня недостаточно. Он подобен начертанию букв на пергаменте: при том, что изучаемый предмет и разум человека соединяются, они остаются двумя отдельными сущностями. От еврея же требуется, чтобы знание Торы стало его естеством, как бы неотделимой от него частью его самого. Этому уровню соответствуют буквы, выбитые в камне.

Примером такого единения с Торой является рабби Шимон бар Йохай (Рашби), день кончины которого отмечается как праздник Лаг‑Баомер незадолго до субботы главы «Бэхукотай» или вскоре после неё. В Талмуде приводится его высказывание: «Видел я высоких людей (праведников), мало их… Если их двое, то это я и мой сын, если один, то это я». Как мог столь праведный и скромный человек так себя восхвалять?

Но на самом деле именно Рашби и мог сказать это о себе, поскольку его погружённость в Тору и Б‑жественность была настолько абсолютной, что он не рассматривал себя в качестве чего‑то самостоятельного, а ощущал себя лишь инструментом в руках Творца. Поэтому он и мог сказать так, просто констатируя факт.

Из всего этого понятно, почему изучение Торы именуется «установлениями». Да, для её изучения необходимо интеллектуальное погружение, но, главное – это полная самоустранённость перед Б‑жественной мудростью. Мы должны стараться понять Тору, потому что Б‑г хочет, чтобы мы её поняли, а не просто для того, чтобы больше знать, не из собственного интереса. И именно таким образом мы соединяемся с Торой, как выбитые в камне буквы.


Наверх


В избранное