Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Бемидбар


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт:
lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА БЕМИДБАР במדבר

Текст главы

Краткое содержание главы

Вечное исчислимое


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВЫ БЕМИДБАР

В синайской пустыне Б‑г повелевает произвести исчисление двенадцати Колен Израилевых. В результате совершенной Моше переписи насчитывается 603 550 мужчин возраста воинской службы (от 20 до 60 лет). Колено Леви исчисляется отдельно и насчитывает 22 300 человек мужского пола в возрасте от 1 месяца и старше. Левиты должны служить в Храме вместо первенцев, чья численность была примерно той же самой, которые стали непригодны для священнослужения из‑за поклонения Золотому Тельцу. 273 первенца, составлявших разницу между числом первенцев и левитов, должны были внести выкуп в количестве пяти шекелей.

Когда во время странствий по пустыне евреи отправлялись в путь, левиты разбирали и несли Святилище и на следующей стоянке собирали его в центре лагеря. Затем они возводили собственные шатры вокруг него: семейство Кеата, чьей обязанностью было переносить на плечах храмовую утварь (Ковчег, Менора и т. д.), располагались к югу от Святилища; левиты семейства Гершона, перевозившие занавеси и покрывала, располагались на западе; семейство Мерари, отвечавшее за перевозку балок и оснований, разбивало лагерь к северу от Храма. На востоке, напротив входа в Святилище находились шатры Моше, Аарона и сыновей Аарона.

Вокруг стана левитов располагались четырьмя группами шатры двенадцати колен. На востоке располагались Йеуда (74 600 человек), Йиссахар (54 400) и Зевулун (57 400); на юге – Реувен (46 500), Шимон (59 300) и Гад (45 650); на западе – Эфраим (40 500), Менаше (32 200) и Биньямин (35 400); на севере – Дан (62 700), Ашер (41 500) и Нафтали (53 400). В таком же порядке евреи передвигались во время странствий. У каждого колена был свой наси (глава, князь) и особого цвета флаг с особой эмблемой.


ВЕЧНОЕ ИСЧИСЛИМОЕ

Факт существования еврейского народа на протяжении всей его многострадальной истории представляется чем‑то невероятным. Евреи с момента, когда они сформировались как народ, уподобляются «овце среди семидесяти волков». Народы мира вечно их преследовали и неоднократно пытались уничтожить. Большинство из этих народов стёрты с лица земли, а евреи всё ещё существуют. В чём секрет этого?

В книге «Шней Лухот Абрит» говорится, что сила вечного существования еврейского народа заложена в повелении Всевышнего исчислить всех евреев в пустыне. Исчисление придаёт вещи особый статус: как формулируется это правило в Талмуде, «исчисляемое не устраняется». Подсчёт сообщает подсчитанному особую важность, делающую невозможным полное исчезновение. Пересчитав евреев в пустыне, Всевышний сделал еврейский народ таким неисчезающим «исчисляемым».

Однако в этом есть нечто непонятное. Исчисляемые вещи обладают важностью не потому, что их пересчитывают, а наоборот – в силу их важности их считают. Важность вещи есть причина счёта, а не следствие. Факт подсчёта лишь раскрывает внутренне присущее этому предмету особое достоинство. Может показаться, что и подсчёт евреев в пустыне стал следствием особого статуса, которым они обладали и до того.

Ответ на этот вопрос кроется в том, что заповедь о пересчёте сынов Израиля находится в главе «Бемидбар», чтение которой непосредственно предшествует празднику Шавуот – дню Дарования Торы. Что изменило Дарование Торы на горе Синай? Тора существовала и до этого, её изучали наши Праотцы, левиты и т. д. Но до Синайского Откровения Тора и её заповеди лежали исключительно в духовной плоскости и не оказывали никакого влияния на материальность. А после Дарования Торы на горе Синай сынам Израиля была дана сила привнесения святости в материальный мир.

С Дарованием Торы акцент был перенесён с духовного на материальное. Главной целью стало действие в рамках материального мира, привнесение святости в материальность. Чтобы любая духовная идея находила своё выражение именно в земной реальности.

В свете этого можно понять необходимость действительного исчисления еврейского народа. Если бы особое достоинство народа Израиля оставалось лишь в духовной плоскости, не будучи проявлено посредством пересчёта, он все равно в силу величия своей духовной сущности был бы неуничтожим, но тогда этот его огромный духовный потенциал не проявлялся бы в мире и не оказывал бы на него воздействия.

Благодаря заповеди исчисления сущностное достоинство еврейского народа обнаружило себя в рамках этого мира. В реальности мира ощущается вечность народа Израиля.

Иными словами, приказав пересчитать евреев, Всевышний проявил уникальность еврейского народа в самой природе материального мира и укрепил тем самым их потенциал освящения этого мира, чтобы превратить его в «жилище для Творца».


Наверх


В избранное