Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Беар


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт:
lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


ГЛАВА БЕАР בהר

Текст главы

Краткое содержание главы

Дармовой хлеб


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВЫ БЕАР

На горе Синай Б‑г сообщает Моше законы субботнего года. Каждый седьмой год любая работа на земле – пахота, посев, сбор урожая и т. п. должна быть прекращена, а её урожай должен быть предоставлен в пользование любому желающему – как человеку, так и животному.

Вслед за семью циклами субботних лет наступает пятидесятый, юбилейный год, когда работа на земле должна быть прекращена, рабы получают свободу, а проданные земельные владения в Святой земле возвращаются к изначальным владельцам.

В главе «Беар» также содержатся дополнительные законы, регулирующие продажу земель, а также запреты мошенничества и ростовщичества.


ДАРМОВОЙ ХЛЕБ

«И если обеднеет брат твой и придёт в упадок… поддержи его… не бери с него проценты и роста…» Предупреждение, содержащееся в этой главе, заканчивается словами: «…Я Б‑г, Вс‑сильный ваш, который вывел вас из страны египетской… чтобы быть вам Б‑гом Вс‑сильным». Наши мудрецы объясняют: «Каждый, кто принимает на себя ярмо закона о проценте, – принимает на себя Ярмо Небес, а каждый, снимающий с себя это ярмо, сбрасывает с себя и Ярмо Небес».

Почему именно запрет давать в долг под процент избран Торой, как символ «принятия Ярма Небес»? Чем он так выделяется из остальных заповедей, что его исполнение отражает сущность связи между человеком и его Создателем?

В чём идея ростовщичества? Суть одалживания денег в рост заключается в том, что человек получает доход без приложения собственного труда, зарабатывает на работе другого человека. Одалживание денег принципиально отличается от одалживания какого-либо предмета, когда одалживающий остается владельцем этой вещи и может взимать плату за использование своего имущества. Деньги же не являются конкретной ценностью, предметом, а лишь абстрактным эквивалентом стоимости. Когда человек даёт взаймы свои деньги другому, они перестают быть его деньгами, они уже принадлежат взявшему в долг, просто последний в будущем должен эту сумму вернуть. Получая с этих денег проценты, дающий в долг зарабатывал бы на чужих деньгах, только лишь в силу того факта, что когда‑то они были его. Совсем иначе, когда человек вкладывает капитал в дело. Тогда его деньги по‑прежнему принадлежат ему, и он получает прибыль от своего капитала. В случае же займа одолженные деньги кредитору больше не принадлежат.

Это проясняет вопрос, почему запрет ростовщичества символизирует общую картину служения Всевышнему. Б‑г создал мир таким образом, что Его благословение приходит к человеку лишь посредством его собственной работы, собственных усилий. Это касается как материальной жизни человека, так и духовной. Заповеди Торы являются выражением этого принципа работы человека: необходимо творить добрые дела, чтобы добиться духовного возвышения.

Почему Всевышний установил такой порядок? Почему Он, высшее проявление добра, не может одарить благословением своё творение без усердия со стороны последнего? Ответ заключается в следующем. Именно потому, что Всевышний есть абсолютное добро и желает истинного блага человеку, Он сделал так, что всё должно достигаться только трудом. Так как только то, что человек достигает собственной работой, и есть истинное добро.

То, что даётся даром, называется «хлебом стыда». Бесплатная подачка – это вовсе не дар, и она не приносит радости и удовлетворения. Если же человек заработал награду собственным трудом, то он испытывает истинную радость и по‑настоящему ценит то, что получил.

Запрет давать деньги в рост символизирует этот принцип в большей степени, чем любая другая заповедь. Поэтому тот, кто соблюдает этот запрет, «принимает на себя Ярмо Небес», а тот, кто даёт в долг под проценты, «сбрасывает с себя Ярмо Небес».


Наверх


В избранное