Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета МИХАИЛЫ ДА ИВАНЫ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Семейная православная газета

Откровения

МИХАИЛЫ ДА ИВАНЫ

В начале XVIII века из Тулы в Москву приехал купец Мясоедов. Дело он вел успешно, и вскоре к его фамилии прибавилась вторая почетная часть – Москвин. Со временем «мясоедовская» половинка потерялась – и начался род Москвиных. В нем были протопресвитер, николаевский солдат-гренадер, часовой мастер, старшина звонарей Москвы. Он первым в городе начинал звонить к празднику, затем вступали колокола Успенского Собора Кремля, а следом – все сорок сороков первопрестольной.

Из этого замечательного рода вышел и депутат Московской городской Думы Михаил Иванович Москвин-Тарханов, координатор законотворческой деятельности в сфере религиозных отношений. Только фамилия его опять стала двойной.

-Как это случилось? – спрашиваю Михаила Ивановича.

-Мой дед и его брат были знаменитыми актерами-мхатовцами. Чтобы зрители их не путали, Иван Михайлович остался Москвиным, а Михаил Михайлович взял сценический псевдоним Тарханов. Так фамилия Москвин-Тарханов дошла до наших дней.

-Они были верующими?

-Дед - нет. А дядя Иван Михайлович даже пел в церковном хоре. Именно вера помогла ему в 1898 году потрясающе сыграть царя Феодора Иоанновича. Он буквально в одну ночь стал знаменитым. Вошел в круг культурной элиты, дружил с Чеховым, Рахманиновым, Буниным...

В советское время Иван Михайлович в партию не вступал, был откровенно верующим человеком. И это ему разрешали, как и Станиславскому, Немировичу-Данченко, другим выдающимся деятелям культуры.

После смерти Владимира Ивановича Немировича-Данченко дядя возглавил МХАТ. Величина недосягаемая: орденоносец, народный артист СССР, депутат Верхового Совета СССР...

-А ваш дедушка?

-Он сначала блистал в провинции. На Волге, на Макарьевской ярмарке ему платили за выход по 500 рублей, за бенефис – 1000! Большие деньги в те времена.

В Харькове дед купил себе землю. Там же нашел жену Елизавету Феофановну Скульскую – из обедневшей, но известной дворянской семьи Соколовских.

Когда случилась революция, МХАТ раскололся. Иван Михайлович Москвин остался в России, у красных. А дед вместе с качаловской группой уехал в эмиграцию, предварительно поработав в тылу у белых. Они с бабушкой побывали в Турции, Сербии, Хорватии, Праге и осели в Берлине.

-Как же он снова оказался в Москве?

-Мхатовцы из СССР отправились на гастроли в Америку. Проезжая через Берлин, захватили с собой бабушку с дедушкой, включили их в труппу театра. Так они вернулись в Россию.

-Вашего деда хорошо приняли во МХАТе?

-Он прижился в театре. Станиславский говорил, что Михаил Михайлович великолепно играет, хотя и не изучал его систему. Дед перенимал опыт у выдающихся мастеров сцены –Медведева, Синельникова, Мариуса Петипа, Маманта Дальского.

Вместе со Станиславским дедушка ставил во МХАТе первую гротескную буффонаду «Гадай через сердце». Там играли оба брата – Москвин и Тарханов. Вспоминали всякие забавные купеческие истории, известные семьям Станиславского и Москвиных.

Я дружу с потомками Станиславского – его внучкой Ольгой и правнуком Константином.

За свою жизнь дед сыграл 869 ролей! И все заносил в тетрадочку, был очень аккуратным. Вошел в элиту: народный артист СССР, орденоносец, депутат Моссовета.

-В общем, не отстал от брата!

-Сталин почитал любимым артистом Москвина, а Берия – Тарханова. Словом, куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Берия даже назначил деда художественным руководителем ансамбля НКВД. Но никаких попыток сблизиться со сталинской элитой дедушка не предпринимал.

Кстати, Михаил Михайлович преподавал в Государственном институте театрального искусства. У него учились многие превосходные артисты – Папанов, Глузский и другие.

МХАТ – театр высочайшего ранга. Мой отец родился и вырос в артистической среде.

-А ведь он полный тезка своего дяди – Ивана Михайловича Москвина?

-Да. Но отец - уже Москвин-Тарханов.

-Ваш отец – профессор школы-студии МХАТ, мама была актрисой, а сестра Елизавета Москвина и теперь актриса. Как же вы оказались вне театра, стали микробиологом?

-Я вовремя понял, что был бы никудышним актером.

-Вы застали своих знаменитых предков?

-Нет, я родился в 1953 году, когда они уже умерли.

-Вас в детстве крестили?

-Бабушка Варвара (с маминой стороны) отнесла меня в церковь, где и совершили надо мной Таинство Крещения. Родители мои, хоть и были членами партии, но против этого не возражали.

-Путь к вере оказался трудным для вас?

-И очень долгим. Я был атеистом. Абсолютным. Атмосфера в нашей семье была не церковная, а, я бы сказал, ретроспективная. Все хорошее осталось для нас в прошлом, до революции.

Конечно, существовали и в современности некие оазисы, кусочки интеллигентной жизни – московской и петербургской. Как бы центры внутренней эмиграции. Ко всему, что находилось вне этих оазисов, мы относились с определенным уровнем недоверия и отстраненности.

У меня и вкусы сформировались соответствующие. Я люблю все дореволюционное. Архитектуру, например. Советское искусство, советские дома совершенно не воспринимал до недавнего времени. Когда мне сказали: «Ой, сносится гостиница «Москва»!», - у меня ни один мускул на лице не дрогнул. Только подумал: «Пришел и ее черед!» Эту дребедень поставили на месте Охотного Ряда, замечательного трактира Тестова, дворца Гагарина.

-Так когда же вы стали верующим?

-Во время перестройки. В демократическом лагере, на баррикадах.

-Верующим – на баррикадах?!

-Да, я тогда был сопредседателем московской Демроссии. Помните такую партию?

-С трудом.

-Мы сражались за реформы. И тогда многие из нас стали верующими. Творились какие-то промыслительные и серьезные дела.

Я помогал открывать, ремонтировать церкви. Сейчас знаком со многими священниками – консервативными и прогрессивными.

-Кто из них вызывает ваши симпатии?

-Те и другие. Блаженный Августин писал, что нам надо быть едиными – в главном. Нужно твердо знать основы своей веры, если хочешь оставаться в Православии, любить друг друга. А в остальном – свобода.

-Об таком «разномыслии» говорил и апостол Павел.

-По всяким вопросам – политическим, обрядовым, переводческим, культурологическим, – пожалуйста, имей свое мнение. Мы же порой из-за мелочей своих братьев оскорбляем.

-И часто не понимаем, что многообразие талантов, особенностей других людей нас только обогащает. А узость – окрадывает.

Но есть храм, к которому вы душой прикипели?

-Да, я член приходского совета церкви святых бессребреников Космы и Дамиана.

-По долгу депутатской службы вам приходится встречаться с представителями разных религий.

-И это довольно интересно. Я человек правовой, действую в системе правового государства. Поэтому руководствуюсь двумя видами права – церковным и государственным, светским.

-Интересные наблюдения были?

-Конечно. Например, наши баптисты отличаются от американских и несут в себе особенности российского менталитета. Мрачнеют, выпучивают глаза и говорят: «Православные доскам поклоняются!» Это уже смешно! Всем известно, Кому поклоняются православные. Но, видно, трудно оставить нас в покое.

-Ну, мы тоже бываем «хороши»!

-Согласен. Вы, конечно, помните из Евангелия притчу о добром самарянине, который помог израненному человеку. Господь нам объяснил, что наш ближний – тот, кому мы оказываем любовь и милость. И тот, кто нам оказывает. А не тот, с кем вместе иноверцев ругаем – да еще на церковном дворе. Люди должны оставаться людьми.

Безусловно, православная церковная жизнь имеет большую полноту, чем, скажем, протестантская. Это основано на Таинствах, апостольской преемственности. Но мне и в голову не может прийти сказать, что протестанты – Богом обиженные люди.

-Вы терпимо относитесь ко всем?

-Кроме проходимцев, приходящих в овечьей шкуре.

-А мне бывает грустно слышать слова о том, что русскую душу надо переделать.

-Это говорят люди, которые ничего не понимают в социальной психологии и слишком волнуются. Им, по примеру Ганди, надо себя успокоить, пожевать раувольфию.

-Что это такое?

-Растение. Ганди его жевал, жевал, успокоился – и тогда в политику пошел (смеется). Пока не успокоишься, политикой заниматься нельзя.

-Понятно, что Церковь существует в государстве – и ей надо выстроить свои отношения с ним. А государство в Церкви заинтересовано?

-Сотрудничество с Церковью – это требование сегодняшнего дня. По данным исследований, половина взрослого населения столицы относит себя к православным, 80 процентов москвичей оказывают доверие Православной Церкви. Так что сотрудничество с Церковью очень важно.

-Верующих других конфессий в столице много?

-Мусульман – 5 процентов, прочих – около 2. В их число входят и различные группы, которые неблагоприятно зарекомендовали себя не только в России, но и во всем мире – сайентологи, муниты, кришнаиты... Их немного, но они активны, часто провоцируют религиозную и национальную рознь.

-Михаил Иванович, у вас трое детей?

-Сын и две дочери. Иван – аспирант МГУ, Варвара – студентка Гуманитарного университета, а Маша учится в Пушкинском лицее, который я и создавал.

-Значит, род Москвиных-Тархановых становится все разнообразнее в профессиональном плане. Зато мужские имена повторяются – Михаилы да Иваны.

Беседу вела Мария ПОСОХОВА

От редакции: В 2002 году в «Семейной православной газете» № 10 мы печатали интервью с внучкой Станиславского Ольгой Игоревной Алексеевой. Она живет в Париже и недавно приняла монашеский постриг. Стала монахиней Олимпиадой.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное