Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета К СВОБОДЕ ПРИЗВАНЫ МЫ, БРАТЬЯ!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Семейная православная газета

Интервью

К СВОБОДЕ ПРИЗВАНЫ МЫ, БРАТЬЯ!

У одного из русских философов спросили:

-Может Бог создать такой камень, который Сам не сдвинет с места?

-Может, и этот камень – человек, - прозвучало в ответ.

Почему? Да потому, что нам дана свобода.

-Правда, подобные вопросы обычно задают люди поверхностные, которых апостол Павел назвал «всегда учащимися и неспособными прийти к познанию Истины», - считает священник Петр Винокуров. -  Они спрашивают, чтобы потом порассуждать: а почему Бог не истребит зло в мире? А мог бы Он сделать так, чтобы Его не было? И прочее – в том же роде.

-Короче, разговоры разговаривают.

-Вместо того, чтобы трезво посмотреть на собственную жизнь, на то, чего ждут от них другие люди. Такие философские «возвышенные» дилеммы – очень условны. И для человека, стремящегося к правде, достоинству – не актуальны.

-Каждому Бог дает свободу?

-Всем - верующим и неверующим. «Это сладкое слово свобода» можно понимать двояко. Во-первых, как внешнюю независимость: что хочу, то и ворочу.

-А во-вторых?

-Господь сказал: познайте Истину – и она сделает вас свободными.

-Что же это за свобода такая?

-Свобода – от греха. В Евангелии Спаситель приводит слова из псалма о том, что Сам Господь называет нас богами. Ведь в людях отображается Его образ, способность к творчеству, созиданию.

Свобода – Божие свойство, переданное нам. Ее нет у других существ. Василий Великий указывал на это: смотри, светила ходят по своим орбитам, звери, птицы, растения  существуют по предписанным законам, а ты – свободен. Но не живи так, чтобы свобода делала тебя хуже животного. Постарайся увидеть, что ты призван стать выше и достойнее всех. Ты в себе носишь образ Вечного.

-«К свободе призваны мы, братья!» – сказал апостол Павел. Но парадокс в том, что свобода многим – в тягость.

-Потому что она, с одной стороны, открывает человеку путь к творчеству, самореализации. А с другой – налагает ответственность. В легкомыслии, не задумываясь, люди легко проявляют себя. Но потом появляются плоды этого.

В Псалтири сказано: «Плоды трудов твоих снеси». «Снеси» - значит вкуси. Узнай, разгляди, перетерпи.

-Часто они горьки...

-И тогда свобода пугает нас. Мы готовы отказаться от нее, подменить множеством правил или каким-то ослепляющим авторитетам.

-А надо?

-Искать внутренней свободы от зла, чтобы душа не двоилась, ее не тянуло бы на недостойное. Чтобы она, желая любви, жила по любви, желая дружбы, жила по дружбе.

Но происходит наоборот: мы хотим по любви строить семью, достойные отношения, быть верными. А на деле даже в лучших проявлениях переступаем через собственные идеалы.

-Это – несвобода?

-Конечно, душа оказывается в рабстве у пристрастий, недостатков, низких влечений.

-Как согласуются свобода и долг?

-Есть простое слово, сказанное Богом: какого отношения ты к себе хочешь, так и относись к другим. Сила свободы проявляется, когда человек свои таланты, труды направляет на служение другому. Это приносит удивительные плоды.

-Какие, например?

-Благодарность, если простил обиду, сказал доброе, глубокое слово там, где царило раздражение. Душа соприкоснулась с душой. Открылась вечность.

Господь  к этому и призывает – собирать сокровища на небесах, где их никто украсть не может. Он нас освободил Своими крестными страданиями и Воскресением. Сказал, что верующий в Него будет иметь жизнь вечную. Дал нам путь реальных дел, а не ритуалов.

-Близкий нам человек выбрал зло. Мы можем повлиять на него, на его свободу?

-Можем, хотя это трудно. Надо, насколько хватает сил, принимать его жизнь – как Господь принимает нас. По любви – и без всяких условий.

Когда мы сами верны, то другой со временем увидит, что приносит нам страдание, боль. А то ведь бывает: сегодня я тебя терплю, а завтра – ты мне чужой. Это только озлобляет людей.

Во взаимных отношениях важна завершенность каждого дня, каждого разговора. Конфликтную ситуацию нужно пережить. Она может закончиться и скандалом, но только не отречением. Ведь тогда экзамен провален: оказывается, нам важнее всего собственный комфорт, которому не должна мешать «чья-то свобода».

Постарайся не изворачиваться, а принять, пронести этот вывод в следующий день – и этим покажешь Богу, что ждешь от Него укрепления, что в тебе есть место для Его дара.

-Что же получается? Свобода к добру требует немалых усилий.

-Разумеется. Например, нам очень хотелось бы, чтобы наши дети умели выбирать доброе. А видим, что их свобода реализуется иначе: отнять чужую игрушку, покапризничать, сделать недозволенное. Видите, как Господь доверяет нашей свободе? Он совершенно серьезно оставляет нам право выбирать зло. Терпит нас, позволяет в богоборчестве дойти до конца и увидеть, что мы принесли Богу. Ведь Он Себя отдает на смерть, чтобы мы поняли: это наши плоды.

-Исключительно людские!

-Кстати, когда я только начинал ходить в храм, для меня одним из доказательств бытия Божия было то, что человечество существует. Значит, Господь Сам содержит мир. Без Него мы бы землю уничтожили, друг друга живьем съели. Но приходят новые поколения, находят путь к добру, к Богу. Значит, Он близок. Каждого человека ведет, заботится о его душе, в которой Царство – большее любого земного царства.

И душа в ответ желает прикоснуться к Богу. Когда это происходит, в нас исполняются слова блаженного Августина: люби – и поступай, как знаешь.

-То есть?

-Душа становится способна различать добро. И, независимо от трудностей, ты свободно избираешь то, что приносит благо тебе и другим людям. Жертва, самоотдача становятся радостными, если стал сотрудником Божиим, а не рабом эгоизма.

-В Церкви принято послушание. А свобода?

-Человек именно свободно доверяет себя церковной жизни, своему духовнику, принимает послушания. К сожалению, люди часто обманываются, предпочитают тут законническую сторону.

-Что вы имеете в виду?

-Нам надо слушаться Творца – и в то же время быть верными себе. Не уродовать таинство своей личности.

Случается, что духовник ошибочно призывает свое чадо к непомерному послушанию, требует невыполнимых подвигов, до которых человек не дорос.

-Каких, положим?

-У верующей женщины – неверующий муж. А духовник ей говорит: «Ты все равно соблюдай пост в супружеских отношениях! Правило молитвенное читай от сих до сих неукоснительно! Ничего, что дети, муж, престарелые родители обижаются. Не обращай внимания, ходи в храм каждую неделю. Иначе Божию благодать не получишь!»

В этом, мне кажется, есть порабощение свободы человека, образа Божия в нас. Все-таки мы должны помнить о своем достоинстве.

-Как же быть?

-И с родителям помочь, посидеть с ними, и с мужем, детьми поговорить – не только на церковном, но и на их языке. Не будет драгоценным дар, принесенный Богу ценой семейной скорби.

-Но бывает и так, что человека верующего лишают всякой свободы: даже в великий праздник в храм – ни-ни!

-Бывает. Когда он приходит на богослужение после подобного скандала, душа у него болит. И хорошо, что болит: значит, она живая.

От Бога человек почерпнет жизнь для себя, придет домой обновленным. Даже без слов, одним своим внутренним примирением будет свидетельствовать: Господь близок. Зло прекратилось, оно не имеет власти в семье. Возникло – и не одолело.

-Скажите, страх тоже делает нас несвободными?

-Это очевидно. Бывает, боясь смерти, человек обретает смерть.

-Как?

-Надо заботиться о хлебе насущном, но вдруг эта забота переходит границы необходимого, человек берет лишнее, чужое. А свобода в том, чтобы сказать: «Раз Господь дал жизнь, значит, Он даст мне силы для нее, поддержит».

И еще нужна свобода от такого страха: если я чего-то не исполню...

-То уже и пропал! Это так часто встречается у православных.

-Один с утра до вечера бегает, чтобы заработать больше, больше - и все ему мало. Другой ездит по храмам, святым местам, читает в день несколько канонов, акафистов. Вроде бы его душе какой-то капли не хватит, чтобы войти в Царство Небесное.

Но никакими каплями этого сокровища не приобретешь. Оно нам дано Богом – как дар, оно выше всех наших заслуг. Мы призваны трудиться. Но свободно, добровольно, по силам, в радости.

-Один священник хорошо сказал: «Не ройте землю носом!»

-А еще случается, духовники подменяют свободу прихожан – собственной свободой. Делают за них выбор, влезают в семейные подробности. Не дают самим почувствовать, как достойно поступить, чего Господь от нас ждет.

Тот, кто привык жить по указке, только внешне ведет себя благочестиво. А нам надо внутренне быть чадами Божиими, научиться пользоваться своей свободой, творчески дорасти до Отца. Мы призваны Им к любви, а любовь раскрывается только в свободной душе.

В семье, когда дети достигают чего-то значительного в жизни, это приносит радость отцу и матери. Так и Господь радуется не тогда, когда мы просто внешне благочестивы, а когда выросли, умудрились душой – через поиски, ошибки.

Ошибки были и у святых. Но эти временные несовершенства не принципиальны. Господь дает нам видеть их плоды – и исправляться. А недостатки, которые мы не проявили, нам не видны. Исправить их мы не можем.

-Это очень важная вещь. Мы часто о ней забываем.

-Бог нас уважает. И нам надо уважать друг друга. Даже ценой своих страданий принимать людей. К сожалению, нам страшно ввергнуть себя в такую «опасность», больше зависеть от воли другого, чем от собственной. Мы даже требуем у Бога: «Я слабый, сделай меня сильным, чтобы никого не бояться!»

-А как надо?

-Господи, я вижу, что Ты меня такого принял. Я Тебе приношу зло, сам страдаю. Но верю, что Ты меня призвал к лучшему. Дал мне заповедь: будь совершен, как Отец твой Небесный. Значит, эта заповедь может жить во мне и приносить плоды. Ведь «у Бога не останется бессильным никакое слово».

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное