Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета “Фильм снимали про богатых, а финансы пели романсы”


Информационный Канал Subscribe.Ru

Откровения
“Фильм снимали про богатых, а финансы пели романсы”

У народной артистки России режиссера Елены Цыплаковой необычное отчество — Октябревна.
— Наверное, ваш отец был коммунистом? — спрашиваю ее.

– Да, и дед тоже. В детстве у отца была странная история. Бабушка повела его
в церковь крестить, а священник услышал, что его зовут Октябрь, и выгнал их из
храма. Бабушка дома от расстройства случайно обварила внука щами. И он потом
всю жизнь горько посмеивался: «Я крещен ими».
Когда папа умирал, у него под подушкой лежала маленькая икона-складень. Он все
равно пришел к Богу. И мама тоже по-настоящему пришла к вере в конце жизни. С
моей помощью. 
– Чему родители научили вас своим примером?
– Уважению к труду. Они очень много работали дома, оба были промышленными графиками.
Мы ложились спать – они работали, просыпались – уже работали. 
– А как к вере пришли вы?
– Крещена я с детства. Первые молитвы и впечатления связаны с моей бабушкой Екатериной
Алексеевной, которая водила меня в церковь. Потом был достаточно сложный путь.
Я пыталась читать Евангелие, но четкого, ясного представления о христианстве,
конечно, не имела.
У нас в Православии существует огромный недостаток именно такого подготовительного
процесса даже для крещеного человека. В Евангелии есть такая притча: разумный
человек строит свой дом на камне веры, а неразумный – на песке. Песок – это тоже
мелкие камешки, но разрозненные. Так вот у многих наших христиан есть отдельные
крупицы знаний, но они не соединены живой верой. Это песок. 
— Сейчас стало лучше — появились воскресные школы.
— Я шла к вере через сложности в жизни, через болезни. Стремительно, потому что,
видимо, душа этого давно хотела. 
Мне было почти 37 лет, когда я познакомилась с удивительной женщиной по имени
София. Она руководит духовным православным центром в Днепропетровске в честь
Софии, Премудрости Божией. До этого я общалась со священниками, но внутреннего
контакта не происходило. И, наверное, мне нужна была именно эта встреча, чтобы
понять закон Божий, как он действует в мире. 
— Такое понимание изменило вас?
— Для меня это было, как гром среди ясного неба. Полный переворот в жизни. Я
почувствовала ликование оттого, что наконец узнала самое главное.
С другой стороны, теперь надо было изменить свою жизнь. В светском, человеческом
смысле у меня было все:  муж, прекрасный дом, работа. Я получала призы, снимала
кино. Но внутренне ощущала, что просто гибну.
– Трудно было совместить веру с профессией?
– Я даже не представляла, как их можно соединить. Первой реакцией было уйти и
не заниматься ни актерской, ни режиссерской деятельностью.
Мне помогла София. «Интересно, — сказала она, — когда ты, ничего не знала и не
понимала, то не стеснялась выступать с экрана, со сцены, с трибуны. А теперь,
когда познала истину, боишься? А кто же будет говорить? Господь столько тебе
дал! Ты известная актриса, режиссер. Так почему же не свидетельствуешь о Нем?».
Так я прошла через внутренний отказ от профессии, переборола боязнь потерять
работу, наткнулась на непонимание, осуждение. 
В Евангелии меня тогда потрясли слова: «Надобно прийти соблазнам. Но горе тому
человеку, через кого они приходят». Я вдруг с такой острой ясностью почувствовала:
не хочу чтобы соблазн приходил через меня. 
И тут же мне начали предлагать роли ведьмы или экстрасенса, вызывающего духов
умерших людей. Причем, за хорошие деньги. А другой работы не было.
— И что вы сделали?
— Стала отказываться. Сначала не объясняла причин. А потом подумала: нельзя молчать.
Может, Господь и подводит ко мне этих людей, чтобы я поделилась с ними своими
знаниями, верой. Ведь они предлагают мне работу из лучших человеческих побуждений.

Я говорила о том, какая ответственность лежит на нас, когда мы создаем некую
реальность, произносим хотя бы одно слово.
Первое время было сложно. Доходило до того, что я думала: «Вот сейчас надо прожить
час, потом — следующий...” Но без изменения собственной жизни это была бы не
вера.
— Когда вы вернулись в профессию?
— Когда набрала опыта, накопила впечатления. «От полноты сердца говорят уста».
Я много читала, в первую очередь Евангелие. Искала, как превратить свою работу
в служение Господу.
Помню выступала на пленуме Союза кинематографистов и сильно волновалась. Говорила,
что, кроме ответственности художника перед обществом, есть более важная ответственность
– перед Богом. И слова стали приходить словно сами собой. От души.
Однажды я проснулась с мыслью, что Господь каждому человеку дал свой удел. Если
взять эту комнату – сколько здесь труда разных людей! Один делал лампочки, другой
проводил электричество, третий клеил обои, четвертый шил шторы. И все вместе
собрано в некий мир. Каждый человек важен, у каждого — свое место.
Многие неофиты мечтают уйти в монастырь. Не понимают, что это особый дар, не
многим дано молиться за других. Господь послал нас в мир возделывать его.
– И чем теперь стало для вас кино?
– Огромной, мощной трибуной. Искусство воздействует на душу человека. Может разрушать
ее, а может созидать. И насколько важно, чтобы творческий человек понимал, что
он делает. Чтобы кино, театр стали ступенькой, возвышающей нас, преображающей.
У нас в стране большой процент самоубийств. Людям не за что зацепиться, у них
нет стержня, помогающего пережить испытания. Это плоды светского воспитания.
Душу колбасой не напитаешь.
Один американский исследователь подсчитал: к 18 годам человек уже видит как минимум
150 тысяч преступлений по телевизору, в кино. А ведь это остается в подсознании.
Представляете, какой багаж? Вот почему так нужна нравственная цензура в любом
творчестве.
Кстати, сложно бывает говорить с продюсерами о каких-то откровенно религиозных
вещах. У них возникает сомнение, сопротивление...
– Вас знала вся страна по фильмам “Не болит голова у дятла”, “Д’Артаньян и три
мушкетера”, “Школьный вальс”, “Счастливая Женька”. И вдруг вы ушли в режиссуру.
Сериал считается легкомысленным, «мыльным» жанром. Почему вы взялись снимать
«Семейные тайны»?
– Был сценарий, который позволял говорить о внутренней жизни героев. И мы не
собирались делать «Семейные тайны» как некую сериальную продукцию, а снимали
кино в те сроки и на те средства, которые были нам даны.
Кстати, мы снимали про богатых, а финансы пели романсы. Но наша художница по
костюмам сотворила шубы из искусственного меха, шикарно смотревшиеся на экране.
– Вы обратились к теме брошенных детей в фильме «На Тебя уповаю».
— То, что у нас сегодня происходит – чудовищно. Дети в детских домах – в основном
не круглые сироты, у них есть не только родственники, но и родители. Как можно
бросить свою деточку?! Даже животные так не поступают.
В фильме играют пятилетние детишки, 11 человек. Из настоящего детского дома и
домашние. Мне хотелось говорить именно о том, что дети в этом возрасте – уже
личности. Картину назвали словами из псалма Давида: «На Тебя уповаю». В каждом
из нас есть божественные качества души. На это уповаю и я. 
— А что вы снимаете сейчас?
– Детский сериал «Полоса препятствий». В каталоге фильмов XII фестиваля «Золотой
Витязь» есть страничка с размышлениями детей. Меня до слез потрясли слова: «Я
не хочу в мир взрослых: там все – неправда», «Господи, как много вокруг Иуд,
и все лезут целоваться». Так говорят детки 8—10 лет.
В моем сериале тоже действуют дети, которые поют, танцуют, делают трюки, на лошадях
скачут. Они пытаются защитить лес от браконьеров. Может быть, не самыми правильными
средствами. 
– Ваш режиссерский стиль пресса иногда называет жестким. Вы с этим согласны?
— Я как-то читала, что есть два рода любви: душевная и духовная. Первая эмоциональна,
иногда эгоистична, но мы ее жаждем, потому что хотим, чтобы нас пожалели, когда
нам бывает плохо. А вторая может показаться жестокой. Это когда в человеке любят
образ Божий и не принимают зла, греха. То есть происходит разделение.
— Что-то вроде хирургической операции?
— Да. Представьте себе хирурга, который пожалеет пациента, не захочет сделать
ему больно. Оставит опухоль — и это приведет к смерти человека.
И к себе я так же отношусь. Не потому, что мне нужна жесткость как средство выразительности.
Наше смирение должно распространяться на те обстоятельства, в которые Господь
нас поставил. Но нельзя терпеть и любить грех, иначе мы никогда от него не освободимся.

– А как вам удается добиваться такой самоотдачи от людей?
— Я по себе знаю: когда с уважением относишься к человеку, к его труду, то он
это чувствует и старается лучше работать. И потом на мои картины собираются профессионалы,
которые дорожат и своим именем, и своей профессиональной честью.
– Вы были председателем жюри дебютных и студенческих фильмов на XII МКФ «Золотой
Витязь» в Калуге. 
– Для меня это очень близкий по теме, по философии фестиваль. Любой фильм, любая
книга – это чье-то свидетельство о его вере. 
Я декан факультета кино и телевидения Гуманитарного университета Натальи Нестеровой.
К сожалению, не много верующих приходит в нашу профессию. Ломать их убеждения
нельзя – у всех свободная воля. И я стараюсь, чтобы ребята не превратились в
попугаев, повторяющих чужие слова, а смогли максимально выразить то, что у них
внутри.
Дело верующих людей — сеять, а что прорастет и прорастет ли вообще – уже не в
нашей власти. Я говорю ребятам, что режиссер – проповедник. Вопрос в том, что
он проповедует. 

Беседовала Елена Меркулова

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное