Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Филин, козодой и козел на веревочке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Взгляд
Филин, козодой и козел на веревочке
Ворон каркнул. Встретилась баба с пустым ведром, да еще с козлом на веревочке.
И кому-то стало не по себе — “плохая примета”. Откуда взялась эта устойчивая,
подсознательная вера в зловещие знаки судьбы?
Многие скажут: приметы — чепуха. И все же суеверное сознание “само” концентрируется
на вещах и действиях, лишенных разумного смысла: с какой ноги встать, в какую
сторону чихнуть, что предвещают встреча, сон и так далее.
Как трудно иным уверовать в Бога, войти в храм. И с какой легкостью в ответ на
пожелание успеха “во избежании сглаза” поминают нечистого, плюют через плечо.
В примитивных языческих племенах дисциплина идольских культов поддерживалась
не только дубинкой вожака и заклинаниями магов, но и многочисленными табу. Приметы
— те же самые табу, которые терроризируют, запрещают, парализуют волю. Вопрос
стоит “ребром”. Или мы верим в Бога и полагаемся на Его святое изволение. Или
верим в силу слепую и немую, которая запугивает знаками беды. О так называемых
“хороших приметах” чуть позже.
Люди, 70% которых называют себя православными, идут мимо храма. Мало кто перекрестится.
Но дорогу перебежала черная кошка, и многие невольно останавливаются, якобы за
надобностью, замедляют шаг, чтобы кто-нибудь вместо них первым пересек кошкин
след.
Здесь не простое недомыслие. Человек постоянно ищет связь между собственным бытием
и таинственными законами окружающего мира. Мистические энергии присутствуют в
изображениях и в образах действия. При положительном духовном выборе благочестивый
образ действия христианина осуществляется в церковной службе, в сотворении крестного
знамения, молитве, сдержанности, в культуре эмоций. При недостатке веры в Божественное
Провидение духовная пустота автоматически замещается системой примет — малыми
формами магизма.
Далеко ли наше сознание от суеверий марктвеновского Геккльбери Финна? “Ухает
филин — значит, кто-то помер. Кричит козодой и воет собака — значит, кто-то скоро
помрет”. Птицам полагается кричать, собакам выть, а люди здравствуют или уходят
из жизни независимо от поведения пернатых и хвостатых. И все же устрашающий образ
западает в душу, начинает работать.
Филин живет в лесу, его редко услышишь. Козодой — в теплом климате. Но примета
найдет причину. Люди пугаются, когда подвывает голодный бродячий пес. Следят,
в какую сторону, на кого воет. Диктор радио, освобожденный от партийного идеологического
надзора, еще не успевший ознакомиться с церковным уставом, с удовольствием сообщает,
на какие православные праздники “полагается гадать” (кем полагается?!). Не знает,
что за это налагают епитимью. Гадалки-ворожеи не допускаются к Причастию и даже
подлежат отлучению.
Приметы о погоде: какими будут зима и лето, если в означенный день до полудня
в небе солнце, а после 12-ти пасмурно. Поговорки: “На Тихона тихо, на Макрину
мокро”, хотя по-гречески Тихон — “счастье”, а Макрина — “сухая”. Как будто церковные
праздники, дни памяти святых созданы для метеорологического календаря, к тому
же весьма странного.
Сны — обширное поле деятельности толкователей. Один герой сочинений Лескова увидел
во сне пожар и потоп. Полез в “Полусонник” (была такая книга для объяснения сновидений).
А там сказано: “Пожар — к потопу. Потоп — к пожару”. Шуточки? Увы, не до шуток.
Существует невероятное количество так называемых “вещих снов”. Если бы все они
оправдывались, люди одновременно были бы бедными и богатыми, счастливыми и несчастными,
здоровыми и больными, живыми и мертвыми. 
Ведь снится что угодно. Чаще всего — дневные переживания. Недобрая потусторонняя
сила постоянно пытается изменить настроение человека в плохую сторону. Так называемые
“хорошие” сны оборачиваются злой иронией. Увидел кучу грязи — к деньгам. Примета
старая, закостенелая. Вожделенный предмет обозначается через отвратительный субстрат.
Кто может так издеваться над здравым смыслом, если не враг рода человеческого?
Еще один курьез. Реальная сцена. Человек выходит с кладбища через широкие въездные
ворота. Истерический вопль:
— Что вы делаете? Узкими вратами надо, узкими! Люди не зря приметили.
Но разве кто-то стоял у кладбищенских или иных ворот с записной книжкой, отмечал
идущих широким проходом и через калиточку, брал адреса, паспортные данные, отслеживал
судьбы? Здесь бессмысленное перетолкование евангельского изречения о вхождении
в Царство Небесное узкими вратами. (существует другое поверье, будто входить
в храм надо только через малую калитку. Церковь считает это очередным суеверием).
Пишу и боюсь: прочтут — станут ходить на погост через щель в заборе, а оттуда
(исход из некрополя) — через пролом в капитальной ограде. Или наоборот. Поэтому
дополнительных сведений о приметах сообщать не буду. Суеверия прилипчивы.
Если несчастные предзнаменования как бы сбываются, это происходит стараниями
темных духов. Они найдут способ, как навредить мистически незащищенному маловеру,
сомневающемуся в силе Божественного Провидения.
Стали выходить книги, написанные с положительными намерениями и посвященные разоблачению
религиозного невежества. Но все ложные верования перечисляются там настолько
тщательно, что читатель скорее найдет здесь повод для искушений. Возникает страх:
примета — ложь, но “как бы чего не вышло”. Черная кошка безобидна. И все же закрадывается
мысль: какую каверзу задумало “оно” — неведомое, страшное, которое выпустило
кошку? Если такое приходит в голову и начинает тревожить, это навязчивое душевное
состояние нельзя отогнать простыми рассуждениями.
Навязчивый страх перед воображаемой угрозой, неверие в заступничество Божие —
греховно. Как бороться с грехом, Церковь говорила миллионы раз: крест, молитва,
пост, покаяние, Святое Причастие. В противном случае пресловутая “черная кошка”
явится в новых и новых образах. Тактика врага — запугать и подчинить, запутать
человека ложными предзнаменованиями. Во что верим? В милость Божию или в ворону
и пустое ведро?
Такие приметы — не мудрость народа, а изобретения врага. “Сей же род изгоняется
только молитвою и постом” (от Матфея, 17.21).
Примечание. Все сказанное не относится к естественным признакам природных явлений.
Муравьи действительно закрывают ходы в муравейник перед дождем. “Толкачи” — особый
род комаров, “толкутся к ведру”. Животные чувствуют близость землетрясений. Перистые
облака появляются перед непогодой. Но это же совсем другое дело!
Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное