Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета “Кто я такой, чтобы оценивать отца?”


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью
“Кто я такой, чтобы оценивать отца?”
— Человека не строят, не делают, а ему помогают вырасти в меру его собственного
призвания, — сказал о роли духовного отца митрополит Антоний Сурожский.
Повезло тем, кто нашел себе руководителя раз — и навсегда. Многие маются, ходят
от священника к священнику. И не могут сделать выбор.
Вот мы и обратились за положительным опытом к протоиерею Константину Островскому,
настоятелю Успенского храма Красногорска и благочинному.
— Преподобный Иоанн Лествичник советовал не расхваливать перед людьми своего
наставника, — сказал отец Константин.
∙ Почему?
— А чтобы не возникло вопроса: “Как же доброе дерево принесло бесплодную ветвь?”
Лучшей моей похвалой духовному отцу было бы собственное духовное преуспеяние.
А поскольку я лишен оного, то считаю своим долгом воздерживаться от перечисления
добродетелей отца Георгия Бреева. И вообще имею мнение, что публиковать записки
о духовном отце хорошо после его блаженной кончины, а по возможности — и после
своей.
∙ Да? А как быть с интервью?
— Ну, думаю, никому не причинит вреда, а может быть и принесет пользу краткое
изложение тех оснований, на которых строились наши отношения с отцом Георгием,
когда он был третьим священником, а я алтарником в храме Рождества Иоанна Предтечи
на Пресне.
К сожалению, я от этих принципов многократно отступал, о чем мне всегда приходилось
жалеть. А теперь уже жалеть поздно, остается смиряться.
∙ Так что же служило основанием для вашего доверия отцу Георгию?
— Во всяком случае, не мнение о его святости и прозорливости (кто я такой, чтобы
оценивать отца?). А надежда, что милосердный Господь, давший руководителя мне,
только что вступившему на духовный путь, не даст нам с руководителем заблудиться.
Я старался быть искренним с духовным отцом. По обстоятельствам было невозможно
да и не нужно посвящать его во все подробности моей суетной жизни. Но если мне
случалось что-то плохое сделать, или подумать, или пожелать, и я сомневался,
сказать об этом духовному отцу или нет, то говорил обязательно. Невозможно все
открыть, но ничего нельзя скрывать.
∙ Очень серьезный принцип!
— Особенно важно не таить своих помыслов против духовного отца и слов и дел,
которыми вольно и невольно пришлось причинить ему вред. Это со мной бывало. Конечно,
исповедовать такие вещи было особенно неприятно, но иначе невозможно сохранить
искренность в отношениях с отцом.
В духовной жизни все важно. Идеальным было бы спрашивать благословение буквально
на каждый шаг, как это бывало у великих подвижников, о которых мы читаем в отечниках.
Очевидно, что для меня, немощного человека и немонаха, подобные отношения с духовным
отцом были невозможны. Но правила я держался такого: о чем спрашивать и о чем
не спрашивать, определяет духовный отец, а не чадо. И еще выработалось правило:
не хвалить своего духовного отца и не ругать, не хвастаться им и не стыдиться
его.
∙ Эти слова тоже надо бы подчеркнуть.
— В присутствии отца я старался говорить поменьше. Теперь уже эта благодать растеряна.
И что бы мне порой ни внушали помыслы, я старался держаться мысли, что духовный
отец меня всегда и всякого любит, никогда на меня не обижается, никогда не пренебрегает
мной. Что он любит меня не меньше, чем родного сына, но и не больше, чем кого-нибудь
другого. Если ругает меня или утешает, то только для моей пользы.
∙ В ваших отношениях были какие-то особые благодатные моменты?
— Были. Но я не могу пока говорить о них в газете.
∙ И никаких случаев из жизни не расскажете?
— Однажды спрашивает меня отец Георгий: “Как дела?” Я ему отвечаю: “Все падаю,
батюшка”. А он мне говорит: “Куда же дальше падать-то?”
∙ Здорово! У вас с матушкой один духовный отец?
— Да.
∙ А когда супруги имеют разных духовников, это хорошо или плохо?
— Нельзя сказать однозначно. Это зависит от духовности духовников. Чем она выше,
тем меньшее значение имеет, у одного или разных священников исповедуются муж
и жена.
∙ Чем это объясняется?
— Тем, что у такого духовника в отношении к чадам меньше присутствуют страсти
(в том числе невинные на первый взгляд душевные привязанности). И он старается
привести чад именно ко Христу, побудить их, отсекая своеволие, исполнять волю
Божию, а не волю самого батюшки. Это мы, духовники, не имеющие достаточного духовного
опыта, часто путаем.
Чем немощнее духовник, тем большее значение имеют душевные моменты, тем важнее,
чтобы он знал побольше о своих чадах.
∙ И потому-то, наверное, архимандрит Кирилл (Павлов) советовал искать духовного
отца по расположению души. Он эту современную человеческую немощь хорошо знает.
— И тут, с одной стороны, очень неплохо мужу и жене иметь одного духовника, особенно
если он трезво сознает свою немощь и избегает навязывать чадам собственную волю.
С другой стороны, ошибки духовника, у которого окормляются оба супруга, становятся
особенно опасными. Если, скажем, я своему духовному сыну посоветую что-нибудь
нелепое, то положение может как-то скомпенсироваться тем, что духовник жены моего
бедного чада посоветует ей воспротивиться этой нелепости.
∙ Правда, палка о двух концах. В подобных случаях часто находит коса на камень.
— А если духовник у супругов один и при этом младостарчествует...
∙ Тут надо объяснить. Младостарчество — это когда священник ведет себя, как прозорливый
старец — вроде преподобного Амвросия Оптинского, а на деле старцем не является.
Митрополит Антоний называет таких “молодыми и старыми безумцами”.
— Так вот, если духовник один и младостарчествует, то опасность духовного краха
и для отца, и для чад очень велика.
∙ Как выбрать духовного отца?
— Если перед супругами стоит такой вопрос, то пусть они поразмыслят, посоветуются
друг с другом, учтут все обстоятельства и, помолясь Богу, спросив у Него благословения,
действуют.
На самом деле стремиться надо не к тому, чтобы грамотно выбрать духовника, а
к тому, чтобы привлечь к себе милость Божию и чтобы Господь послал отца. Когда
мы сами выбираем, в этом действуют наше своеволие и другие страсти. А когда Бог
посылает, это прочно, это по вере.
Если искренне убежден, что через духовника Бог возвещает тебе Свою волю, то нужно
это доверие отцу хранить. А уж один духовник на двоих супругов или у каждого
свой — как Бог дал.
∙ Вы полностью доверяете своему духовному отцу?
— Да. И считаю, что отчасти это доверие — дар, отчасти — подвиг. Бог дал духовника
— и под его руководством человек начинает возрастать. Когда творишь свою волю,
то ослабевает вера в духовника, возникает неискренность. Формально слушаешь отца,
а на деле — ропщешь. Если покаянием этого не преодолеешь, то отношения становятся
бесплодными.
Это был положительный опыт священника. Бывает — и отрицательный. Вероятно, это
интервью поможет вам понять, почему так случилось.
И еще несколько мнений мудрых людей:
∙ ...Одна из задач духовника — воспитать человека в духовной свободе, царственной
свободе чад Божиих, не держать его в состоянии инфантильности всю жизнь, чтобы
он каждый раз прибегал по пустякам, пусто, напрасно к своему духовному отцу,
а чтобы он вырос в такую меру и сам научился слышать то, что Дух Святой глаголет
неизреченными глаголами в его сердце.
Митрополит Антоний Сурожский
∙ Разве родной отец живет за свое чадо? Так и духовный отец — только помощник,
советник и молитвенник ваш, дающий благословение на обдуманное вами предложение.
∙ Благо не в совете со многими, а во многом совете с одним.
∙ Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах,
не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться
с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы
в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос.
Архимандрит Иоанн КРЕСТЬЯНКИН


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное