Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Белая ворона


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью
Белая ворона

Как часто верующему подростку бывает трудно в светской школе. Отношения между
одноклассниками обостряются, выделяется группа уверенных в себе лидеров, которые
начинают насмехаться над верующим. Он становится «белой вороной». Поговорить
на эту тему мы попросили священника Алексия Уминского, настоятеля храма Живоначальной
Троицы в Хохлах, духовника Свято-Владимировского учебного центра.

— Отец Алексий, быть уверенным в себе это хорошо?
— Думаю, да. Вопрос только в том, на чем это чувство основано. Часто уверенность
в себе воспринимается как независимость от чужого мнения, внешних обстоятельств.
Для подростков это выражается словом «крутой». Быть крутым — значит сильно оградиться
от окружающего мира. Чувство неуверенности при этом маскируется под внешней грубостью,
эпатажной одеждой, не совсем адекватными выходками.
Бывает, что детская неуверенность так не уходит. И когда человек становится взрослым,
он скрывает ее под тщеславием, желанием повысить свой собственный статус за счет
других. Придумывает себе всевозможные маски, роли, в которые может проиграть
всю жизнь, до самой смерти, но ни в коем случае не признается себе в том, кто
он на самом деле.
— А на чем основана христианская уверенность в себе?
— На смирении. Она начинается с того, что человек совершает некий подвиг, мужественный
поступок: признается себе и Богу на исповеди, каков он. И в момент осознания
собственной недостаточности, греховности к нему приходит чувство, что раз он
такой, бояться больше нечего, хуже быть не может (отец Алексий улыбается). 
Тут и начинается его движение к Богу. Человек получает уверенность, что и в таком
состоянии Бог его не оставит. Он больше не боится жить, знает, что Господь пришел
спасать не праведников, но грешников. И это дает ему возможность любить людей,
прощать, терпеть, безбоязненно переносить испытания, обиды.
Когда человек знает свои недостатки, ему не так важно, что их замечают другие.
Еще он становится способным на очень важную вещь — не завидовать другим людям,
имеющим достоинства, которых у него самого нет. Не стараться оскорбить их, подтопить
— и тем самым возвысить себя. А научается восхищаться чужой красотой, умом, добродетелью.

— Это трудный путь. Быть, а не казаться. 
— Да, а проверить себя можно так. Если ты стараешься выглядеть умным, то можешь
себе сразу признаться: ты не умный. По-настоящему умный человек никогда не будет
строить из себя умного. По-настоящему красивый человек не будет выпячивать перед
другими свою красоту. А сильному нет надобности всем это показывать. Достаточно
того, что это в нем есть.
— Тогда что такое комплексы?
— Я считаю, что комплексом как раз и является желание казаться. Это, без сомнения,
отрицательная вещь. Значит, в человеке — уязвленное самолюбие, нежелание смириться
с тем, что ему послал Господь.
Комплексы вызывают озлобление, зависть, депрессивные состояния. Это, конечно,
психологическая проблема, которая может решаться и родителями, и педагогами,
и духовником.
— Что вы посоветуете подростку, терпящему за веру насмешки, издевательства в
школе?
— Если человек выбирает тот или иной путь, то он должен быть готов пройти по
нему до конца. И нет ничего удивительного в том, что он не встречает понимания,
ведь у каждого — свои интересы. Это вопрос проверки характера, сил, способности
выдержать унижение. Либо человек идет на поводу у мнения толпы, либо для него
собственная позиция является ценностью — и он готов ее отстаивать.
Такая ситуация может случиться не только с подростком в школе, но  и со взрослым,
зрелым человеком в любом коллективе, когда он не принимает тех законов, по которым
живет это сообщество. Тогда приходится за себя духовно постоять и в этом смысле
немного потерпеть.
Вообще верующие подростки, которые учатся в светских школах, — это настоящие
современные мученики, потому что сознательно живут по-христиански в среде, которая,
как никогда, агрессивна к вере. 
Были времена, когда верующие дети страдали от того, что их силой принимали в
пионеры, комсомольцы. Многие шли против своей совести, потому что были поставлены
в такие условия. Учителя давили на родителей, детям запрещалось носить в школу
крестик, над ними даже издевались. Но тем не менее не было такой страшной агрессии
— не просто антирелигиозной, а со стороны самого греха, самих искаженных отношений
между людьми.
— Ребята чувствуют себя «слабым звеном»?
— Совершенно верно. Поэтому христианина, оказавшегося в современной школе, можно
уподобить мученику и исповеднику. Он, несмотря ни на что, живет и поступает по-христиански,
не идет на поводу у компаний, не стесняется выражать своего отношения к греховным
явлениям. А с другой стороны — учится не озлобляться, молиться за товарищей и
врагов.
Думаю, из современного исповедничества Христа это наиболее сложный, тяжелый путь.
Если раньше взрослые были носителями креста, то теперь он лег на плечи наших
детей.
— Вы считаете, учеба в православной школе может быть выходом?
— Православные гимназии дают детям возможность избежать многих проблемных ситуаций
на почве веры. Но это часто говорит не в их пользу. Так как дети порой оказываются
тепло-хладными и равнодушными к вере, к Церкви. Они не способны ни исповедовать,
ни защищать свою веру. Растут, можно сказать, в тепличных условиях, среди единомышленников.
Но потом заканчивают гимназию — и начинают стесняться веры, скрывать ее. Постепенно
уходят в окружающий мир, совершенно в нем растворяясь.
Поэтому подвиг верующих детей в светских школах, даже если им иногда приходится
идти на поводу у компании, не быть такими «чистенькими и гладенькими», как дети
православных гимназий, я думаю, покрывает очень многие их личные и поведенческие
недостатки.
— Смолчать и стерпеть — это сила или слабость?
— Это может быть и тем, и другим — в состоянии разных людей. Не отвечать на удар
и подставлять другую щеку — может быть поступком и трусливым, и мужественным.
Поэтому мы, родители, должны приучать детей прежде всего не бояться. Если ребенок
немного трусит, скрывает веру, если ему легче не ответить ударом на удар, то
 — его лучше научить проявлять мужество, не пасовать, не быть униженным. Ведь
когда человека унижают, в нем оскорбляют образ Божий, его христианское достоинство.
И если он умеет себя защищать — это очень хорошо.
Бывает так, что ребенок молчит по трусости, ненавидит своих обидчиков, а оправдывает
себя тем, что поступает по смирению. Когда же он имеет мужество не отвечать на
удар, а действовать по Евангелию, молиться за тех, кто его обижает, то это высокий
христианский подвиг. Об этом ребенке можно говорить с восхищением. Такое не всегда
доступно взрослым с большим опытом веры.
— Часто подростков предают друзья, переходят на сторону обидчиков. Как найти
в себе силы простить?
— Тут трудно давать советы. Всякий совет в этом случае будет неправомерным и
надуманным. От предательства не застрахован никто. Есть такие вещи, которые необходимо
просто пережить, перестрадать. Человек должен быть готов к бедам, предательству.
Наша жизнь — не медовый пирог, полный только приятных неожиданностей. Здесь скорее
требуется не совет, а утешение, поддержка со стороны оставшихся друзей, родителей,
духовника. Хотя и это не всегда поможет человеку. А уж говорить ему: «Помолись
за них» — иногда и не стоит. В такие моменты далеко не всегда нам дается искренняя
молитва.
Какие-то вещи лечит только время, они надолго остаются раной в сердце. Но потом
пережитое дает человеку возможность тоньше  чувствовать людей, иметь снисхождение
к их слабостям, серьезнее относиться к выбору друзей. И понимать, что дружба
— это не когда тебе приятно находиться рядом с человеком, а когда вы останетесь
вместе даже в самые тяжелые моменты. 
И надо хорошо проанализировать: всегда ли ты сам дружишь так, как хочешь, чтоб
дружили с тобой? Всегда ли можешь пойти с другом до конца в тяжелых обстоятельствах
и поддержать его, поделиться с ним своим сердцем? Или просто ждешь, чтобы тебе
давали. Все, а ты — ничего взамен. И когда случается беда, огорчаешься: «Как
же так? Ведь он был моим лучшим другом!». Если на самом деле отдаешь кому-то
самое лучшее, это не остается без плода. Может быть, человек еще вернется.
Знаете, обиды посылаются нам для того, чтобы научиться их прощать. Для начала
— на самом маленьком уровне. Это ужасно тяжело, но другого пути в жизни христианина
нет. И мне кажется, надо всегда оставаться открытым: «любовь всему верит, все
покрывает». Поэтому христиане — это те, которые больше всех остальных терпят
боль, доверяют другим, иначе смотрят на мир. Готовы любого человека впустить
в свое сердце. И это чувство не должно слабеть в нас.
— Как можно вообще найти подход к своим врагам? Притворяться такими же крутыми,
как они, не хочется, а идти к ним с открытым сердцем — сомнительная идея.
— Не знаю, нужно ли ставить на себе эти эксперименты и пытаться узнать, каковы
люди под маской. Если человек естественным образом встретился с тобой в жизни
и вас что-то сближает, ты чувствуешь с ним родство душ — это одно. А когда пытаешься
из интереса войти на его территорию и говорить на его языке, то в результате
либо получишь от него по самому больному месту, так как будешь слишком открыт,
либо начнешь ему подражать, подпевать.
Есть люди, которые способны сами раскрыться и понять тебя, а есть неспособные
к этому. Конечно, надо быть открытым для всех, но специально вести себя так:
«Вот я сейчас открою тебе свой мир, чтобы ты открыл себя в ответ» — опасная наивность.
Даже если вы находитесь в одном коллективе, лучше сохранять определенную дистанцию.
— С какой самой распространенной проблемой к вам обращаются подростки?
— Непонимания в семье. Ребята жалуются на то, что родители не слышат их боли,
относятся к ним формально и слишком командуют. Ребенок в этом возрасте часто
ищет в родителе еще и друга, собеседника. И когда не находит, это становится
его внутренней проблемой.
В подобном случае священник, если он хорошо знает семью, может попробовать разобрать
с подростком ситуацию, поменяв ролями его с родителями. Иногда это срабатывает.
А чаще нужно просто утешить ребенка, дать ему то, что недодали родители, ответить
на вопросы, на которые они не ответили. В какой-то мере стать ему родителем.
Тогда подросток уходит успокоенным и не осуждает отца с матерью.

Беседовала Елена Меркулова, студентка факультета журналистики РПУ св. Иоанна
Богослова, фото автора


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное