Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЧЕСТНЫМ ПИРКОМ – ДА ЗА СВАДЕБКУ!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Венчание

Интервью.

«ЧЕСТНЫМ ПИРКОМ – ДА ЗА СВАДЕБКУ!»

Так советует пословица. До самого Петрова поста продолжаются «честные пиры».

-Вы помните, как первый раз совершали Таинство венчания? – спрашиваю священника Ярослава Шипова, известного писателя, автора книги непридуманных рассказов «Долгота дней».

-Конечно, помню, - отвечает отец Ярослав. – Это было в селе Верхний Спас Вологодской области. В гости к председателю сельсовета приезжал один выпускник Литературного института. Я тоже закончил Литинститут – и ему было интересно со мной пообщаться.

Они с женой решили обвенчаться. На венчание пришли председатель сельсовета с женой. Я им предложил: «Давайте и вас обвенчаю».

-Сказано – сделано?

-Да. Те и другие живут нормально. А тот, которого я самым первым венчал, теперь священник – отец Евгений.

-А последнюю пару, уже в Москве, вспомните.

-Какие-то незнакомые люди. К сожалению, для многих Таинство венчания – всего лишь красивое дополнение к обряду свадьбы. Люди использует внешнюю сторону Церкви.

-Красоту Богослужений, обрядов?

-Да. Часто приходит человек и говорит: «Мне нужно креститься, венчаться, освятить квартиру, машину, офис». И все!

-То есть получить полный комплект услуг?

-Да. А Христианство – это религия сущностная, абсолютно реальное соединение с Богом. Главное тут происходит в нашей душе.

Когда духовное делание идет, человеку во всем необходима церковная полнота. Ему нужно, чтобы были освящены брак, помещения, в которых он живет и работает.

А тем, кто использует внешнюю сторону, совершенно не интересны ни исповедь, ни Причастие.

-То есть самое важное. А люди, которые венчались хотя бы для красоты, приходят потом в Церковь?

-Почти нет. Зато, когда венчаются пары хоть сколько-то церковные, это может дать им толчок для дальнейшего воцерковления. К тому же, вступая в брак, они наперед видят свою ответственность перед Богом и близкими.

-Правда, и тут бывает всякое. Мне рассказали любопытную историю. Создали православную службу знакомств, ее деятельность благословил Патриарх. И люди решили: раз есть благословение, собственных трудов уже не надо. Все связано на небесах. Браки пошли – как грибы после дождя. А через два-три месяца – разводы.

-Из своего житейского опыта могу сказать, что относительно молодые люди легко сходятся и расходятся, потому что тут срабатывает влюбленность. Она, вероятно, может проявляться всегда. Но в зрелом возрасте возможны браки и по житейским, объяснимым причинам.

-Например?

-В деревне мне приходилось сталкиваться с такими вещами (и я их понимаю), когда вдовец и вдова из разных деревень сходятся, женятся, ведут общее хозяйство. У тебя - корова, у меня – коза, у тебя - пчелы, у меня - собака. Поодиночке вести хозяйство очень тяжело. Это люди зрелые – они, как правило, живут и живут вместе.

-Общий бизнес?

-Общее выживание. В деревне объем работ, которые надо ежедневно выполнять, непосилен для одного. Одинокий человек там обычно приходит в упадок, обнищание. Кто-то должен пахать, кто-то полоть, коровой заниматься. Один за грибами ходит, другой – за ягодами.

-А в городе?

-Психологически одинокому всегда трудно. Но старые холостяки здесь живут в чистоте, им легче вести хозяйство.

Мне рассказывали, как много лет назад в Крыму в селе под Бахчисараем все мужчины погибли. Остались вдовы да девицы. И они обратились к властям за помощью. Им прислали инвалидную команду – демобилизованных солдат. С одной стороны построили в ряд женщин. С другой – мужчин. Свели – и эти пары потом всю жизнь вместе прожили.

-Ну надо же!

-Самое главное для жизни вообще и для совместной в частности - чувство ответственности, долга. И те православные люди понимали свою жизнь – как сумму обязанностей. Не знаю, слышали они что-нибудь о правах или нет.

А когда баланс прав и обязанностей нарушается, то плохо получается. Это мы хорошо видим на подростках. Им прав и свобод требуется много, а ответственности – никакой.

Обычно отношения с людьми и Богом разрушаются именно из-за недостатка ответственности - в быту и в прочих обстоятельствах. Вероятно, у нас она слабее, чем у православных, живших лет 300 назад.

-Все может быть.

-Браки молодежные начинаются с того, что супруги «качают права»: «Ты мне должна!» – «Ты мне должен!» «Нет, я не буду!» – «Я тоже!»

А любовь – это отдавать, ничего не требуя и даже не получая взамен. И люди действительно православные, любящие должны просто заваливать друг друга любовью, стремлением сделать что-то для ближнего. Но получается-то по-другому...

Заметили, сколько существует всяких комитетов по правам человека? И нет ни одного – по обязанностям.

-Вот уж точно! Вы как-то говорили, что у вас в приходе много хороших невест. А с женихами – проблема.

-Да, и эта проблема – социально-демографическая. Не хватает надежных, ответственных молодых людей, которым можно доверить православную девушку и быть уверенным, что она будет замужем – то есть за этим мужем. Родит детей, воспитает в вере. Не без трудностей, не без скорбей, но проживет жизнь в нужном направлении.

Если взять возрастные срезы – 16, 19, 25 лет – то численность юношей по отношению к девушкам сокращается. Во-первых, несколько десятилетий идет война – в Афганистане, Чечне... Воюют отборные войска и самые здоровые парни. Частично гибнут, частично – возвращаются калеками или морально, нравственно потрясенными. Во-вторых, наркомания, алкоголизм. Мальчишки всегда лезут вперед, им все надо попробовать – и они подвергаются большим опасностям. Все-таки в девушек Бог заложил такие качества, которые добавляют им устойчивости.

Но в своем приходе мы решили проблему женихов.

-Поделитесь опытом, пожалуйста!

-К нам ходят курсанты училища ракетных войск. Такие ребята есть – просто золото!

-Вы уже кого-то венчали?

-Да. Одну пару выпускников – курсанта и курсантку-компьютерщицу. Там такие умницы девочки! На английском языке дипломы защищают. И еще один курсант женился на нашей прихожанке.

-Как и в Крыму, ситуацию спасает армия.

-Понятно, что зачем-то Бог дает нам эти обстоятельства. Но грустно, когда женихов нет.

-Батюшка, но и венчанные браки бывают непрочными. Жили люди вместе много лет, повенчались – и их словно начинает растаскивать в разные стороны.

-Воцерковленные люди?

-Как правило, воцерковлен один из супругов. А другому какой-нибудь строгий батюшка (есть такие!) пригрозил, что не будет причащать: ты, мол, в блуде живешь.

-Я принадлежу к тем священникам, которые венчания не требуют. Учитывая ситуацию, в которой наш народ жил почти весь прошлый век.

-Но брак должен быть зарегистрирован?

-Конечно. А дальше – смотрим. Супруга верующая, а муж – Церковь на дух не переносит. Заставишь его туда прийти – он только обозлится. И после такого венчания возможны большие неприятности - по той причине, с которой мы начали разговор. Ведь венчание для этого человека было внешним делом. А оно таким быть не может. Таинство совершает Бог.

Неделю назад ко мне приходила пара примерно моего возраста, которую я венчал в ноябре прошлого года. Они нецерковные люди – и все у них нескладно пошло.

-Почему же они венчались?

-Для женщины брак – все-таки самое важное, что есть на земле. Для мужчины тоже. Но именно женщина генетически чувствует потребность создать семью.

И причина неурядиц у этой пары в том, что они не учитывают возрастные изменения. Одно дело – в двадцать лет, другое – когда за 50. Говорю им: «Вы привыкли гулять, а теперь готовьтесь к другому: вам друг за другом ухаживать надо, ведь болеть будете. И вы нужны друг другу уже в новом качестве».

А второе обстоятельство в том, что снаружи они объединились, а в глубине – никак. Рассказал им о Таинствах покаяния и причащения, к которым нужно изнутри приблизиться, ими наполниться. Тогда оболочка сомкнется с внутренним. Бог-то их соединяет, а они этого не видят.

Вот какие важные обстоятельства надо учитывать при совершении Таинства брака.

Кстати, батюшки рассказывают: приедет новый русский освятить автомобиль, а потом возвращается: «Что это такое?! Я только отъехал, а меня стукнули!» Он ищет благополучия внешнего.

-Заклятия, которое оградит от неприятностей.

-Офис освящает, чтобы лучше заключались сделки и при пожаре не горел. Такой подход – материалистически-стяжательский. А христианство – это внутреннее единение с Богом.

-И без испытаний тут не бывает?

-Никак. Поэтому иногда Бог им указывает на это.

Я венчаю уже почти 15 лет. И у меня изменилось отношение к этому Таинству – потому что мир меняется не в лучшую сторону. Я сначала с радостью, трепетом венчал.

-А сейчас?

-С радостью, трепетом, но еще с тревогой. Люди попросили, чтобы Бог их соединил, а сами об этом – не думают. Не думают, что начинается другая жизнь – ответственная.

Мы почти все только что воцерковились. У нас от прошлого остались привычки резкого отношения друг к другу – чего вообще не должно быть. Но так вели себя наши родители, все кругом – так ведем себя и мы.

-К сожалению, обличаем всех, а не себя...

-Эта беда мешает нам. И когда совершаются браки людей, которые от рождения крещены, воспитаны в вере, тогда думаешь: «Может, Бог даст, будет православная семья».

-Наша газета много раз писала о том, что нужно готовить себя к браку, воспитывать чувство ответственности.

-Особенно мужчинам. Я убежден, что это их главное качество. Если есть ответственность – это мужчина.

-А если нет?

-То при любых достоинствах – что-то другое. Он не может выполнять функции, которые на него изначально возложены.

А когда мужчина ответствен, семьи сохраняются.

-Что вы обычно говорите тем, кого венчаете?

-Чтобы жили долго и счастливо. Чтобы детям с ними было хорошо. А там – как Бог даст.

И вообще я связываю надежды на будущее с теми детьми, которые вырастают в храме, еще во чреве матери причащаются. Понятно, что в подростковом возрасте многие их них от Церкви отойдут. Но потом придет время возвращаться – и они будут знать, куда вернуться и зачем.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

7 июня – начало Петрова поста

Случай, рассказанный отцом Ярославом:

Самое интересное, трогательно в храме – дети. И дети церковные очень отличаются от нецерковных. Они по-другому, шире смотрят на мир. И разговаривать с ними интереснее.

Была весна. Одна девочка лет девяти, постоянная прихожанка, пришла в храм Василия Блаженного, исповедовалась и выскочила на улицу – в храме-то холодно.

Начали причащаться. Она подходит и говорит:

-Батюшка, а я елочку съела...

Никак не могу понять: как девочка могла съесть елочку? У меня новогодняя елка перед глазами.

-Где ты съела елочку?

-На улице.

Тогда вспоминаю, что рядом с мавзолеем стоят елки. Но не могла же она одну из них съесть.

Начинаю выяснять, какую же елочку она съела. Оказывается, за храмом Василия Блаженного елочка растет. Она выпустила светлые побеги – и девочка этих свечечек елочных наелась.

Сейчас девочка выросла, стала взрослой девушкой. И мы все время ей напоминаем, как она елочку съела.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное