Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Святые


Информационный Канал Subscribe.Ru

Святые
Всемогущий Юпитер рассыпался в прах
В 19-й год правления в Риме кесаря Диоклетиана (в 303 или 304 году по Р. Х.)
император созвал в городе Никомидии расширенный совет с участием сенаторов и
местной администрации. Языческий синклит решил: для безопасности государства
необходимо почитание “отеческих богов”.
Только один человек из близкого окружения Диоклетиана выступил с решительным
протестом — Георгий, трибун, высший офицер, прославленный в боях, удостоенный
чести сопровождать императора в путешествиях. Его слова потрясли присутствующих:
— Ваши идолы — не боги... Иисус Христос — единый Бог, един Господь во славе Бога
Отца.
Георгию было около 30 лет. Он родился в Каппадокии (Малая Азия) в христианской
семье. Его отец принял мученичество за Христа, вероятно, во времена Аврелиана
(270—275 годы). Мать родом из Палестины (к тому моменту ее не было в живых).
Георгий предвидел, что с ним сделают, и заранее раздал имущество бедным. Суд
кесарев пошел по стандартной схеме. После кратких увещаний исповедника повели
в темницу. Конвоир тронул Георгия копьем, железный наконечник размягчился и погнулся.
Святой восславил Господа.
Георгия забили в колодки, опрокинули навзничь, придавили грудь огромным камнем.
На следующее утро император допрашивал измученного узника. Георгий ответил: подобное
испытание слишком легкое, для того, кто хочет пострадать за Христа. Последовали
новые пытки. Георгия крутили на колесе. При каждом вращении в тело впивались
острые лезвия, закрепленные под колесом над досках. Его заливали во рву на три
дня негашеной известью. Жгли огнем. Избивали тяжелыми бичами так, что тело превращалось
в сплошную кровавую массу. Волхв Афанасий пытался опоить святого волшебным зельем
и ядом.
Но всякий раз после очередного истязания Георгий был исцеляем Силами Небесными,
славил Господа, вновь шел на муку. Его гоняли в железных сапогах с гвоздями внутрь.
Палач издевался:
— Георгий! Как скоро ты идешь!
Великомученик повторял в себе: “Иди, Георгий, чтобы достигнуть, потому что ты
идешь не таки безвестно” (“не так, как на неверное” — из 1 Послания апостола
Павла к Коринфянам, 9.26).
При виде чудес и стойкости Георгия обратились ко Христу Анатолий и Протолеон
— преторы (высшие чиновники). Их немедленно убили. Многие люди стали христианами.
Царица Александра, супруга Диоклетиана, уверовала в Господа и пыталась приблизиться
к Георгию, но придворные удержали ее силой.
Наконец Диоклетиан попытался узнать, “всем состоит таинственное научение Христа”.
Оказывается, за 19 лет правления и общения с христианами владыка Империи не узнал
сути новой религии!
Георгий ответил обстоятельно. Когда император услышал о воскресении из мертвых
(неужели в первый раз?!), он впал в неистовство: никто из “бессмертных” олимпийских
богов не воскрешал мертвых!
Потребовали, чтобы Георгий воскресил недавно умершего человека, которого знали
в лицо. Георгий подошел к гробнице, помолился. Мертвец воскрес.
Тогда уверовал во Христа и был казнен волхв Афанасий.
Георгия заключили в тюрьму. К нему приходили как к святому. Пришел крестьянин
Гликерий, у которого погиб вол и трудно было кормить семью. По молитве Георгия
вол ожил. Отсюда почитание Георгия как покровителя домашнего скота.
Имя Георгий означает “землепашец”. В бурное римское время он — воин, а в сущности
— человек самый мирный.
Уверовавший Гликерий открыто славил Христа. Убили и его. Происходящее записывал
слуга Георгия, очевидно, тайный христианин, взявший на себя роль нотария. Эти
сведения стали основой жития святого.
Диоклетиан пытается сменить гнев на милость. Предложил Георгию быть соправителем
Империи, если он все же признает государственных богов. Георгий вместе с императором
вошел в языческий храм — и изваяния идолов пали, с воплями разбежались бесы.
По требованию перепуганных жрецов Диоклетиан осудил Георгия на усечение мечем.
Ему невдомек, что по языческой логике человек, сокрушивший “богов” во главе с
якобы всемогущим Юпитером, может запросто стереть в порошок самого кесаря и его
преторианцев.
Однако Георгий спокойно идет на казнь. С ним добровольно пошла на страдания за
Христа царица Александра. Но не коснулись ее руки палача — Бог не попустил. В
изнеможении царица опустилась на землю у какой-то стены и отдала душу Господу.
Георгию отрубили голову, и после мученической кончины он явил многие чудеса.
В 305 году умер Диоклетиан. В 306 году в Риме воцарился первый христианский император
— равноапостольный Константин. В V веке в Риме построили церковь в честь великомученика
Георгия. Его назвали Победоносцем, ибо он помогал христианам в войнах за правое
дело.
Теперь об одном наиболее известном посмертном подвиге великомученика святого
Георгия. По преданию, относящему к Х веку, гигантская рептилия, неуязвимая для
обычного оружия, выходила из горного озера близ города на территории современного
Ливана или северо-востока Палестины. В отчаянии местные жители-язычники отдавали
змею детей. Очередной в этом трагическом списке была местная царевна, которая
веровала во Христа. Дракон уже готовился пожрать невинную жертву, но явился святой
Георгий и поразил рептилию копьем в пасть. Спасенная царевна по указанию Георгия
взяла монстра на поводок, и Георгий прикончил змея у городских стен. Пораженные
происшедшим горожане приняли христианство.
Некоторые критики увидели здесь смесь элементов рыцарского романа и эпизода спасения
Персеем царевны Андромеды. Вообще-то мистические рептилии в изолированных горных
озерах встречались. Святой Патрик в IV веке, когда он несколько лет был в Шотландии,
видел лох-несское чудище, с ревом преследующее рыбака. Патрик запретил чудовищу
нападать на людей, и с тех пор полумифическая “несси” морочит голову туристам
и любителям сенсаций.
Некоторую ясность вносит икона, изображающая битву с драконом — “Чудо Георгия
и змие” (вторая половина XV века, Новгород). Иконописец показал, что сражение
святого Георгия с сатаной произошло не в материальных сферах, и как бы “в воздухе”
(в среде, где обитает “князь мира сего”), а люди это сражение облекли в словесную
и образную форму.
Существуют на свете вещи, которые мы не можем объяснить. На гербе города Москвы
изображен Георгий Победоносец, поражающий змея. Значит, так оно и есть в нашей
столице.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ

6 мая — память великомученика и Победоносца Георгия


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное