Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Сын расспрашивал отца...


Информационный Канал Subscribe.Ru

История
Сын расспрашивал отца...
Имя Льва Александровича Тихомирова — выдающегося философа, поначалу народовольца,
а впоследствии — крупнейшего теоретика монархизма, вспоминают редко. И очень
жаль. Он родился 19 января 1852 года в крепости Геленджик в семье военного врача.
Его отец во время Севастопольской обороны 1854—1855 годов был начальников крымского
госпиталя.
В семье Тихомировых веровали в Бога “по-настоящему, по-православному”. Любовь
к вере и православному Отечеству — на первом месте.
Однажды десятилетнему Льву попалась книга Ф. А. Циммермана “Мир до сотворения
человека”. Мальчик страшно переживал, что секулярный автор разрушит его представление
о Библейском Шестодневе. Еще он читал сочинения социал-демократа Дмитрия Писарева.
Мировоззрение юноши незаметно менялось.
Мысль о служении Отечеству по-прежнему вызывала религиозный трепет. Но блуждают
тени сомнений. Цитировал Белинского: “Мы еще не решили, существует ли Бог, а
вы — “обедать” (заниматься обыденностью).
В Московском университете студент Лев Тихомиров сошелся с народовольцами. В 1873
году на так называемом “процессе 193-х” его осудили за революционную пропаганду.
После четырех лет заключения отдали отцу на поруки. Он бежал. На Липецком съезде
народовольцев 1879 года поддержал решение о цареубийстве. Однако в следующем
 году отказался от террористической деятельности и вышел из исполкома этой организации.
Заговорщики убили Александра II в 1881 году и готовили покушение на Александра
III. Тихомиров возражал, составил письмо к императору с изложением революционных
требований. Вскоре эмигрировал в Европу...
12 сентября 1888 года Лев Тихомиров подал на Высочайшее Имя прошение о помиловании
и разрешении вернуться в Россию. В январе 1889 года он в Санкт-Петербурге.
Пресловутое школярское воспитание, формальная церковность вытравливали из молодых
людей понятие о Боге, о вечных целях жизни. Взамен Православия в душах оставалась
огромная пустота, которая требовала заполнения. Русские студенты 60-х годов XIX
века шли в революцию чуть ли не с молитвой, более напоминающей заклинание: “От
пирующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих
за великое дело любви”.
Кончали они — как описано у Достоевского в “Бесах”.
Народник Н. В. Чайковский (будущий эсер, “трудовик” из партии Керенского) в 70-е
годы создал секту, которую так и назвал — “Богочеловечество”. Его друзья возглавляли
почти все заговорщические кружки своего времени. Тихомиров начинал подпольную
деятельность именно с кружка Чайковского, но, будучи человеком духовно одаренным
(и это милость Божия), заметил очевидную вещь: идеалы, кумиры революционной борьбы
не абсолютны, к ним нельзя относиться религиозно. Человеческий рассудок ограничен.
Замкнутость в рамках партийной доктрины есть фактическое отпадение от исторической
культуры, созданной поколениями, среди которых авторитеты непревзойденные, непостижимые.
Тихомиров не просто поменял политические взгляды. Он отказался от особой антихристианской
веры, сулившей демократический рай на земле. Стал христианином, как в детстве,
но от идеи служения Богу и Отечеству не отказался.
К детской вере Тихомиров вернулся в Париже, очевидно, под влиянием своего старшего
сына Александра, родившегося в 1882-м. Расспросы подрастающего мальчика о России
порождали не только ностальгию, но неизбежную мысль: оставаясь эмигрантом, номинальным
врагом царизма, служить Отечеству невозможно. При таких условиях и сын не сможет
послужить Родине.
По возвращении в Россию Лев Тихомиров писал много. Создал концепцию думской монархии
(фактически) — соборной монархии. Не путать с конституционной, парламентской!
По понятным причинам левые его не читали, а правые (несмотря на благосклонное
отношение Победоносцева) находили “слишком серьезным”.
Только революционные потрясения 1904—1907 годов заставили вспомнить про Тихомирова.
Его ввели в правительство Столыпина, сделали членом Предсоборного Совещания.
Но Лев Александрович понимал: в стране свершается нечто необратимое. Его отклик
на кончину Победоносцева: “...Ночь. Ничего уже не составлял старик, и все-таки
его смерть отзывается каким-то сигналом ... конец всему старому. Novum nascitur
ordo. (Новый настает порядок)... Была идея, стройная, целая, организаторская.
Где же она в новом?.. Рождается строй без плана, без идеи, без всяких исходных
пунктов, без великих целей... нечто с младенчества старческое”.
Такова характеристика политической системы последних лет Российской Империи в
устах мыслителя, признанного классиком монархизма.
Он толковал Апокалипсис. В 1913-м начал труд “Религиозно-философские основы истории”
и окончил в 1918-м. Там есть глава “Нашествие духов, магов и адептов” — о внезапной
вспышке оккультизма в так называемом “цивилизованном мире”, сотни, тысячи медиумических
кружков России. Не кучка бомбистов, не карикатурные “сионские протоколы”. Международная
коалиция сил “тайны беззакония” описана Тихомировым с документальной точностью.
Группа интеллигентов просит Льва Александровича передать императору послание
о пагубных действиях Григория Распутина. Тихомиров отвечает:
— Поздно...
Его последнее публицистическое выступление относится к 1914 году. 10 октября
1923 года Лев Тихомиров умер в Сергиевом Посаде.
Александр Львович Тихомиров — сын, который привел покаявшегося отца в Россию,
стал в 1907 году иеромонахом Тихоном. В 1920-м он викарный епископ Череповецкий,
потом — епископ Кирилловский. Три года (с 1927 по 1930) епископ Тихон (Тихомиров)
провел на лесоповале. Вернулся инвалидом, прожил в затворе в Сергиевом Посаде,
затем в Ярославле до 1955 года. Иногда встречался с Сергеем Фуделем. Интересно,
что их отцы — Лев Тихомиров и Иосиф Фудель — встретились в 1892 году и с тех
пор дружили семьями.
Епископ Тихон жил в крошечной комнатке, из которой выходил... только на выборы
(чтил заповедь повиновения властям). В бедности, в совершенном одиночестве нес
он подвиг молитвы четверть века, перед кончиной сказал: “Я пойду домой” (так
в воспоминаниях Сергея Фуделя).
По благословению патриарха владыку Тихона отпевал местный архиерей. Он сказал
огромной толпе собравшихся:
— Вот мы жили с вами в этом городе и не знали, какой светильник хранится в нем
под спудом.
И не многие знали, кто был его отец. В те времена о подобных вещах предпочитали
молчать.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное