Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Вопросы библеистики". Ресурс для самообразования


Служба Рассылок Subscribe.Ru

“Вопросы библеистики”

ресурс для самообразования


Фома Аквинат

"Должен ли был Христос передавать свое учение посредством письма?"

"Сумма теологии", часть III, вопрос 42, глава 4

 

I. Кажется, что Христос должен был передавать Своё учение посредством письма. Ведь письмо было изобретено, дабы учение было памятно и в будущем. Но учение Христа было предназначено, чтобы сохраняться в вечности, согласно Луке : небо и земля прейдут, но мои слова не прейдут. Следовательно, как кажется, Христос должен был передавать Своё учение посредством письма.

II. Кроме того, Ветхий Закон был предзнаменованием (in figura praecessit) Христа, согласно [посланию] к Евреям : Закон имеет тень будущих благ. Но Ветхий Закон был написан Богом, согласно Исходу : дам тебе две скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал. Следовательно, как кажется, Христос также должен был передавать Своё учение посредством письма.

III. Кроме того, Христу, Который пришел, дабы просветить сидящих во тьме и тени смертной, как говорится у Луки , надлежало устранить случаи заблуждения и открыть путь к вере. Но Он свершил бы это, если бы записывал Свое учение; ведь говорит Августин в [книге] "О согласии Евангелистов", что есть обыкновение у некоторых задаваться вопросом - почему наш Господь ничего не написал, так что необходимо верить другим, которые писали о Нем? Особенно те язычники задают этот вопрос, которые не решаются обвинять или поносить Христа, и приписывают Ему наиболее превосходную мудрость, но только как человеку. Они говорят, что ученики Его приписывали своему Учителю, что он больше, чем был [на самом деле], когда они называли Его Сыном Божиим и Словом Божиим, Которым всё было сотворено. И после он добавляет : они, кажется, готовы были бы поверить тому, что Он написал бы о Себе, но не тому, что другие, согласно своему суждению, проповедовали о Нем. Следовательно, как кажется, Христос Сам должен был передавать свое учение посредством письма.

Но этому противоречит следующее: в каноне Писания нет книг, написанных Им Самим. Отвечаю: следует сказать, что было вполне подобающим, чтобы Христос не передавал Своё учение посредством письма.

Во-первых, по причине Его достоинства. Ведь более превосходному учителю подобает более превосходный способ учения. И поэтому Христу, наиболее превосходному учителю, соответствовал способ учения, запечетлевающий Его учение в сердцах слушающих Его; поэтому говорится у Матфея , что Он учил их, как власть имеющий. Ведь даже Пифагор и Сократ, которые были наиболее превосходными учителями среди язычников, не желали ничего писать. Ведь письмо направлено, как на цель, на то, чтобы запечатлеть учение в сердцах слушающих.

Во-вторых, из-за превосходства учения Христа, которое не может быть выражено в письме (litteris), согласно Иоанну, в конце : многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Однако, как говорит Августин, нам следует считать не то, что мир не мог бы их вместить в отношении пространственного места, но, что способность читающих не могла бы их постичь. И если бы Христос вверил Своё учение письму, то ничего более высокого об этом учении люди не распознали , чем из того, что содержится в Писании.

В-третьих, чтобы от Него учение достигало бы всех согласно порядку: а именно, Он Сам непосредственно учил Своих учеников, которые впоследствии, словом и письмом, преподали [учение] другим. Если же Он писал бы Сам, то Его учение достигло бы всех непосредственно. Поэтому о премудрости Бога говорится в Притчах , что она послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских.

Но следует разуметь, как говорит Августин в "О согласии Евангелистов", что некоторые из язычников полагали, что Христос написал некоторые книги, содержащие некую магию, посредством которой Он свершал чудеса, каковые христианское учение осуждает. И все же те, кто утверждает, что читали такие книги Христа, не свершают ничего такого, что якобы сотворено [согласно] этим книгам. Ведь они заблуждаются в отношении Божественного суждения (iudicio), ... когда утверждают, что эти книги, озаглавлены как служащие письмами к Петру и Павлу ... потому что они видели, в некоторых местах, изображенных их с Христом... Не удивительно, что измышляющее [это] были обмануты живописцами. Однако всё то время, когда Христос пребывал в смертной плоти с Его учениками, Павел не был Его учеником.

1. Относительно первого следует сказать, как говорит Августин в той же самой книге : Христос как бы глава всех Его учеников, как членов Его тела. Поэтому, когда те описывают, что Он явил и сказал им, то ни в коем случае не следует говорить, что Он не написал ничто: поскольку Его члены делали то, что они познали из сказанного Главой. Поскольку же Он желал, чтобы мы читали о сделанном и сказанном Им, Он повелел описать им это, как бы Своим рукам.

2. Относительно второго следует сказать, что поскольку Ветхий Закон давался в чувственных образах, то подобало, что он был написан чувственными знаками. Но учение Христа, которое есть закон духа жизни , должно было быть написано не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца, как говорит Апостол во втором [послании] к Коринфянам .

3. Относительно третьего следует сказать, что те, кто не желал верить написанному апостолами о Христе, отказались бы верить в написанное Христом, о Котором они полагали, что Он творил чудеса магическим искусством.

Перевод К. Бандуровского


Обсудить публикуемые в рассылке статьи, иные темы, запросить дополнительные материалы Вы можете в специальной email-конференции "Вопросы библеистики", ресурс для самообразования. Для подписки отправьте пустое письмо в адрес sbible-subscribe@yahoogroups.com и подтвердите (Reply) пришедший запрос.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное