"Должен ли был Христос передавать свое учение посредством письма?"
"Сумма теологии", часть III, вопрос 42, глава 4
I. Кажется, что Христос должен был
передавать Своё учение посредством письма.
Ведь письмо было изобретено, дабы учение
было памятно и в будущем. Но учение Христа
было предназначено, чтобы сохраняться в
вечности, согласно Луке : небо и земля
прейдут, но мои слова не прейдут.
Следовательно, как кажется, Христос должен
был передавать Своё учение посредством
письма.
II. Кроме того, Ветхий Закон был
предзнаменованием (in figura praecessit) Христа,
согласно [посланию] к Евреям : Закон имеет
тень будущих благ. Но Ветхий Закон был
написан Богом, согласно Исходу : дам тебе
две скрижали каменные, и закон и заповеди,
которые Я написал. Следовательно, как
кажется, Христос также должен был
передавать Своё учение посредством письма.
III. Кроме того, Христу, Который пришел, дабы
просветить сидящих во тьме и тени смертной,
как говорится у Луки , надлежало устранить
случаи заблуждения и открыть путь к вере. Но
Он свершил бы это, если бы записывал Свое
учение; ведь говорит Августин в [книге] "О
согласии Евангелистов", что есть
обыкновение у некоторых задаваться
вопросом - почему наш Господь ничего не
написал, так что необходимо верить другим,
которые писали о Нем? Особенно те язычники
задают этот вопрос, которые не решаются
обвинять или поносить Христа, и приписывают
Ему наиболее превосходную мудрость, но
только как человеку. Они говорят, что
ученики Его приписывали своему Учителю, что
он больше, чем был [на самом деле], когда они
называли Его Сыном Божиим и Словом Божиим,
Которым всё было сотворено. И после он
добавляет : они, кажется, готовы были бы
поверить тому, что Он написал бы о Себе, но
не тому, что другие, согласно своему
суждению, проповедовали о Нем.
Следовательно, как кажется, Христос Сам
должен был передавать свое учение
посредством письма.
Но этому противоречит следующее: в каноне
Писания нет книг, написанных Им Самим.
Отвечаю: следует сказать, что было вполне
подобающим, чтобы Христос не передавал Своё
учение посредством письма.
Во-первых, по причине Его достоинства.
Ведь более превосходному учителю подобает
более превосходный способ учения. И поэтому
Христу, наиболее превосходному учителю,
соответствовал способ учения,
запечетлевающий Его учение в сердцах
слушающих Его; поэтому говорится у Матфея ,
что Он учил их, как власть имеющий. Ведь даже
Пифагор и Сократ, которые были наиболее
превосходными учителями среди язычников,
не желали ничего писать. Ведь письмо
направлено, как на цель, на то, чтобы
запечатлеть учение в сердцах слушающих.
Во-вторых, из-за превосходства учения
Христа, которое не может быть выражено в
письме (litteris), согласно Иоанну, в конце :
многое и другое сотворил Иисус; но если бы
писать о том подробно, то, думаю, и самому
миру не вместить бы написанных книг. Однако,
как говорит Августин, нам следует считать
не то, что мир не мог бы их вместить в
отношении пространственного места, но, что
способность читающих не могла бы их постичь.
И если бы Христос вверил Своё учение письму,
то ничего более высокого об этом учении
люди не распознали , чем из того, что
содержится в Писании.
В-третьих, чтобы от Него учение достигало
бы всех согласно порядку: а именно, Он Сам
непосредственно учил Своих учеников,
которые впоследствии, словом и письмом,
преподали [учение] другим. Если же Он писал
бы Сам, то Его учение достигло бы всех
непосредственно. Поэтому о премудрости
Бога говорится в Притчах , что она послала
слуг своих провозгласить с возвышенностей
городских.
Но следует разуметь, как говорит Августин
в "О согласии Евангелистов", что
некоторые из язычников полагали, что
Христос написал некоторые книги,
содержащие некую магию, посредством
которой Он свершал чудеса, каковые
христианское учение осуждает. И все же те,
кто утверждает, что читали такие книги
Христа, не свершают ничего такого, что якобы
сотворено [согласно] этим книгам. Ведь они
заблуждаются в отношении Божественного
суждения (iudicio), ... когда утверждают, что эти
книги, озаглавлены как служащие письмами к
Петру и Павлу ... потому что они видели, в
некоторых местах, изображенных их с Христом...
Не удивительно, что измышляющее [это] были
обмануты живописцами. Однако всё то время,
когда Христос пребывал в смертной плоти с
Его учениками, Павел не был Его учеником.
1. Относительно первого следует сказать,
как говорит Августин в той же самой книге :
Христос как бы глава всех Его учеников, как
членов Его тела. Поэтому, когда те описывают,
что Он явил и сказал им, то ни в коем случае
не следует говорить, что Он не написал ничто:
поскольку Его члены делали то, что они
познали из сказанного Главой. Поскольку же
Он желал, чтобы мы читали о сделанном и
сказанном Им, Он повелел описать им это, как
бы Своим рукам.
2. Относительно второго следует сказать,
что поскольку Ветхий Закон давался в
чувственных образах, то подобало, что он был
написан чувственными знаками. Но учение
Христа, которое есть закон духа жизни ,
должно было быть написано не чернилами, но
Духом Бога живого, не на скрижалях каменных,
но на плотяных скрижалях сердца, как
говорит Апостол во втором [послании] к
Коринфянам .
3. Относительно третьего следует сказать,
что те, кто не желал верить написанному
апостолами о Христе, отказались бы верить в
написанное Христом, о Котором они полагали,
что Он творил чудеса магическим искусством.