Христианские древности: Введение в сравнительное изучение.
СПб.: Алетейя, 2000
Рецензия.
Наверное, нет в мире науки, более романтичной, чем история. "Ветер столетий
пронзает душу" (строка из стихотворения поэта, востоковеда Александра Мещерякова
"Храм Тодзи и Киото") влюбленного в историю человека, будь то ученый или
обыватель, интеллектуал или простак, старец или юноша. Археология - "история в
квадрате" - приют таких влюбленных, ради простого прикосновения к извлеченным из
забвения древностям готовых ехать за тридевять земель, жить месяцами в палатках,
копаться в земле...
Книга доктора исторических наук Леонида Александровича Беляева "Христианские
древности" - уникальный труд, созданный археологом, специалистом по древнерусской
и византийской культуре, и еще - увлеченным человеком. Л. А. Беляев не только
досконально знает предмет своего исследования - археологию церковных древностей,
материальных памятников истории христианской цивилизации, - но и рассказывает о них
на страницах научного труда с непринужденностью, выдающей настоящего знатока, не
лишенного, к тому же, литературного дара и таланта "заразить" собственной
увлеченностью любого хоть каплю заинтересованного читателя.
А интересно в книге все - и очерки о "благочестивых раскопках" древности, и
рассказы о "монастырской археологии" в средневековой Европе, и повествования о
раскопках русских храмов... В маленькой заметке даже перечислить невозможно все
затронутые в исследовании Л. А. Беляева любопытнейшие моменты, и это естественно:
сам автор пишет в книге, что "археологию можно назвать наукой о способах добычи
бесконечного количества мелких, но точных исторических подробностей". Да и не
нужно: просто автор взялся за труднейшую работу - изучение "всех сразу"
христианских памятников, и справился с ней блестяще, создав сводный
историографический труд, читающийся, как приключенческий роман, "на одном
дыхании".